Внимание политиков и экономистов последнее время привлечено к вопросам взаимоотношений России со странами АСЕАН. Саммит в Сочи, а также Деловой форум, в котором самое активное участие приняла делегация ТПП РФ во главе с ее президентом Сергеем Катыриным, стали площадками, на которых эксперты, бизнесмены, представители государственных органов всесторонне обсудили проблемы наших торгово-экономических связей. Их подробный анализ сделал министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Мы предлагаем вниманию читателей тезисы его выступления.
Интеграционная карта мира меняется на наших глазах. Появляются новые форматы работы, такие как Транстихоокеанское партнерство и готовящееся Трансатлантическое партнерство, такие как наш Евразийский союз, такие как экономическое сообщество АСЕАН и т. п. Это все ответы на вызовы, которые не смогла дать мировая система в лице Всемирной торговой организации. И поэтому мы ищем возможности для того, чтобы использовать преимущество любого интеграционного формата. Мы очень активны на пути сопряжения этих интеграционных форматов, таких, например, как наш евразийский проект и проект ШОС или ЕАЭС и экономический пояс Шелкового пути — проект, предложенный нашими коллегами.
При этом, конечно, мы не забываем и о таких более традиционных проектах преференциальных торговых режимов, как зоны свободной торговли. Кроме ЗСТ, которую мы в прошлом году запустили с Вьетнамом, у нас в высокой степени проработки находятся аналогичные проекты с Сингапуром и Камбоджей. Начата работа с Таиландом. Во время встречи президентов России и Индонезии состоялось обсуждение плана того, как мы приступаем к работе по этому треку с Индонезией. Во всех этих случаях, коль скоро речь идет о торговле товарами, эти страны напрямую будут взаимодействовать с экономической комиссией ЕАЭС, но понятно, что участие Российской Федерации будет велико. Так что есть по крайней мере один проект состоявшийся, четыре проекта в разной степени реализации и отчетливо выраженное стремление работать с остальными странами по таким соглашениям.
Кроме того, речь идет также и о сопряжении интеграций, т. е. о соглашении между ЕАЭС и странами АСЕАН в целом, как объединении 10 стран. Это также стоит на повестке дня, но, может быть, на чуть более отдаленный период. Это и есть поиск ответов на вызовы новой экономической реальности.
А она такова, что мировая торговля переживает не лучшие времена. Ее темпы, которые в начале века вдвое превышали темпы экономического роста, сейчас в два раза отстают. Она перестала быть локомотивом. Высокая степень макроэкономической неопределенности, волатильности сырьевых капитальных рынков, валютных курсов, постоянные риски по производительности труда, по производительности капитала, по экономическому росту в целом. Прошли те времена, когда мировая экономика росла темпами в пять и более процентов. Сейчас за три процента нужно бороться. И здесь работа со странами АСЕАН, которые являются как раз регионом высоких темпов экономического роста, для нас очень важна. Мы наращиваем наше торговое партнерство, серьезно растет наш несырьевой, неэнергетический, нетопливный экспорт.
Все это происходит на фоне сокращения мировой торговли в целом и сокращения товарооборота России с большим количеством стран. Товарооборот с ЕС у нас сократился на 37 процентов. А со странами АСЕАН он растет и в физическом измерении, и в стоимостном объеме. Эта тенденция продолжается и в текущем году. И мы видим, что растет серьезно экспорт машинно-технической продукции — за первый квартал 2016 года больше чем в два раза этот рост. В целом весь неэнергетический экспорт вырос на 12, 5 процента. Это очень хорошо. И хорошо, что это опирается не на разовые сделки, а на системную работу. На работу, в которой участвуют наши крупнейшие компанию, которые уже многие годы работают на рынках стран АСЕАН.
Со своей стороны наши партнеры весьма активны в своем стремлении выйти на рынки Российской Федерации, ЕАЭС и на товарные, и на инвестиционные. У нас есть немало примеров совместной работы. Скажем, в сфере сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции у нас активно работают компании из Сингапура и Вьетнама, Мы вместе работаем в сфере инфраструктуры. Например, известная сингапурская компания управляет в том числе и аэропортом Сочи. Мы стараемся максимально использовать материал тех форматов, которые у нас есть: это межправкомиссии с девятью странами АСЕАН (буквально только что мы запустили этот формат с Малайзией и Филиппинами). Мы создаем рабочие группы по приоритетным инвестиционным проектам, создаем «дорожные карты», стараемся максимально использовать то, что называется административным ресурсом — возможности государства для поддержки этих проектов. Мы активизируем работу бизнес-миссий. Мы начали эту работу три года тому назад. За это время прошло несколько российских бизнес-миссий в Индонезию, Малайзию, Сингапур, Бруней, Камбоджу, Вьетнам. И результатами этих миссий становятся новые проекты, новые сделки, новые контракты и новые доходы для участников.
Мы регулярно проводим сессии министров экономики и торговли России и стран АСЕАН. На последней нашей встрече в прошлом году мы согласовали список из 57 проектов, которые, как мы считаем, выходят за формат двусторонних, имеют многосторонний формат и касаются АСЕАН в целом. И сейчас готовим механизмы и инструменты для максимально эффективной реализации этих проектов.
Записал Владимир Савков