По мнению официального Киева, депутат немецкого парламента Андрей Гунько — преступник и персона нон грата на Украине только по той причине, что он вместе с коллегами по фракции помогает Донбассу и говорит правду о состоянии дел в стране. В очередном интервью парламентарий также подверг критике действия как украинской, так и европейской стороны.
- Страны ЕС приняли решение о продлении санкций против России. Фракция Левых в немецком Бундестаге требует их отмены. Почему?
— Санкции, введенные против РФ, являются односторонними. ЕС аргументирует свое решение следующим образом: пока Минск-2 не реализован, мы будем продлевать санкции. Однако при этом в Европе не уточняют, какая сторона ответственна за срыв выполнения Минских соглашений. Таким образом, для Украины создается мотивация к тому, чтоб не придерживаться договоренностей. Это двойные стандарты. К тому же, санкции не вызвали какого-либо изменения в поведении сторон, а только навредили — в первую очередь гражданскому населению и экономике.
- Поэтому Италия потребовала провести дискуссию относительно санкций…
— Антироссийские санкции нанесли экономике этой страны большой урон. Мы пришли к тому моменту, когда бизнесу приходится принимать решение о том, чтобы насовсем покинуть российский рынок в долгосрочной перспективе. Это отличается от той ситуации, когда бизнесмены вынуждены просто смириться со спадом активности на какой-то год или два, переждать. Санкции также подверглись критике со стороны представителей бизнеса Германии — Восточного комитета немецкой экономики.
- В конце ноября вы посетили восточную Украину. Какие у вас впечатления о ходе выполнения Минских договоренностей?
— С коллегой по фракции Вольфгангом Герке мы пообщались на тему местных выборов в Донбассе с двумя сторонами — как с Денисом Пушилиным, так и со спикером украинского парламента Владимиром Гройсманом. Украинский спикер по-прежнему называет переговорщиков из Донбасса «террористами». С его стороны не было продемонстрировано ни малейшего интереса к сотрудничеству в плане технической организации выборов. В то же время Пушилин сообщил, что ДНР не хочет допускать к выборам украинские партии, в том числе и оппозиционные. После подобных бесед я совершенно не представляю себе, как в Донбассе смогут пройти выборы по приемлемой для обеих сторон схеме.
- Соблюдается ли в данное время перемирие?
— Перемирие хрупкое. Когда я посещал Горловку, по ночам были слышны звуки обстрелов. Но отличие уже разительное: одно дело, когда ведутся открытые боевые действия с тысячами убитых, как до заключения Минских соглашений, и то, что мы наблюдаем сейчас. И, тем не менее, восточная Украина остается зоной военных действий.
- Вы организовали гуманитарную миссию помощи медицинским учреждениям Горловки. Как все прошло?
— В целом нам удалось собрать пожертвования на сумму 140 000 евро, это было больше, чем мы ожидали. На собранные средства нами были закуплены необходимые медикаменты и отремонтированы разрушенные войной окна больницы. Но на самом деле помочь людям Донбасса может только разрядка ситуации.
- Каким образом Украина и Россия могут разрядить ситуацию?
— Первый и самый важный пункт Минских соглашений — это соблюдение режима прекращения огня. После чего необходимо провести переговоры с представителями всех сторон, исходя из того, что военного разрешения конфликта не существует. Украине и России необходимо снова восстанавливать отношения. Помимо этого, Россия могла бы сделать шаг навстречу Западу, например, исключив европейских политиков из своего черного списка, даже учитывая тот факт, что как раз ЕС начал первым составлять всякие черные списки и первым стал раскручивать конфликт. Замуроваться и повторять действия Запада — это просто ничего не даст. К тому же, ЕС нужно выработать новую восточную политику, направленную на сотрудничество и деэскалацию.