Эта публика, зачастую говорящая по-русски, никогда не бывала в Москве, Санкт-Петербурге, не говоря об иных городах и весях. Они убеждены: настоящая жизнь — на Западе, а в России — злобная диктатура, там угнетают украинцев, теперь ещё крымских татар, страной правит жестокий диктатор… Перечень этих вздорных и опасных фобий велик, но возникает вопрос: как такое случилось? Почему меньше чем за четверть века в головах большой части единого народа удалось закрепить идеи «особой расы укров»?
10 лет назад честолюбивый сельский бухгалтер Виктор Ющенко, посаженный американцами в президентское кресло, впервые публично заговорил об «особости, богоизбранности» украинского народа. В России посмеивались: ну, зажигает! Мало кто всерьез воспринимал ахинею про «трипольскую культуру украинцев», «самую древнюю европейскую мову», «великий народ, из которого пошли все остальные славяне».
Пещерный национализм донцовского толка, стремление написать собственную, отличную от других частей Руси историю, перекрестить в «украинцев» русских князей и писателей, даже создателя вертолёта и главного конструктора советских космических кораблей вызывали лишь сарказм да порой редкие комментарии в российских СМИ.
В Москве так и не сумели выработать опережающую стратегию на украинском направлении, драматически опаздывали и с противодействием в информационной сфере. А на Украине в образовании, культуре, на экранах уже тогда торжествовало то, о чём говорил Ющенко и что в России поначалу не воспринимали всерьёз.
Переписывалась история, создавались легенды об «уникальных украх». Формула «одна нация — один язык, одна история, одна идеология, одна церковь», предложенная западными архитекторами украинского проекта ещё в начале 1990-х, стала стержнем государственной политики официального Киева и стратегией его действий на долгие годы.
Начиналось это всё ещё при Кравчуке, когда советские учебники истории заменила умилительная фантастическая книжица эмигранта из Канады Ореста Субтельного «История Украины-Руси». В ней в подробностях описывались мифические подвиги «украинских гетманов», «вековая борьба» за независимость от Москвы. Даже печатались карты былинной «Украины» — от Рейна до Урала… Попытки обелить фашистов и их приспешников, унизить героев Великой Отечественной тогда ещё не делались. Цветочки росли на приволье, но ягодки ещё не созрели…
Продолжилось при «пророссийском» Кучме, выигравшем первые свои выборы с обещаниями сделать русский язык государственным и возродить союз с Россией и Белоруссией. Леонид Данилович — выходец из глухой русской деревни на Черниговщине, как-то враз став «настоящим украинцем», вдруг заявил: посмотрите, Россия восстанавливает память о Деникине, Колчаке, а мы чем хуже.
При этом бывший секретарь парткома «Южмаша» откровенно лукавил: ему ли не знать, что эти русские генералы, в отличие от бандер-шухевичей, никогда с врагами своего народа заодно не были, со спецслужбами Запада не сотрудничали и гитлеровские мундиры не носили.
Со времён Кучмы на главные «идеологические» должности в стране стали назначать западенцев, приверженцев националистической идеологии. Чего стоила, например, деятельность вице-премьера Николая Жулинского, затеявшего реформу «державной мовы». За основу был взят американизированный суржик диаспоры. В народе даже шутка родилась: фразу «Затвори окошко, дети замерзнут» теперь надо произносить так: «Клоузни виндоусик, чилдренятки закулднуть».
С экранов и со страниц школьных учебников хлынул жуткий новояз: «милицианты» и «хэликопэры», «слухавки» и «летовища»…Чтоб не так, как у москалей! Вся эта муть разливалась свободным потоком, одновременно резко сокращалось количество русских школ и уроков русского языка. Все точные, естественные предметы в средних и высших учебных заведениях быстрыми темпами переводились на «мову», выдумывалась своя, отличная от общепринятой терминология.
То же было и с литературой. Жулинский, по совместительству еще и директор Института украинской литературы НАНУ, а вместе с ним тогдашний министр образования и президент Академии педагогических наук Василий Кремень (бывший инструктор ЦК КПУ, к слову) приложили немало усилий для навязывания третьесортных литераторов в качестве «классиков».
В итоге к приходу «оранжевого» Ющенко вся основная работа была проделана: русский язык и литературу перевели в разряд иностранных, а в эфире господствовала обновленная «державна мова», прозванная местными остряками «дермовой». Законодательно закрепили присутствие её на радио и ТВ в количестве не менее 75%. Столько же должно было транслироваться украинских песен, фильмов.
Всю эфирную и наружную уличную рекламу также перевели на «мову». С приходом «пророссийского» Януковича процесс этот (внимание!) приобрёл лавинообразный характер. И покатилось… Даже в Крыму всё русское оказывалось под запретом. Учителям в школе предписывалось даже на переменках разговаривать на «мове».
В России особенного внимания на это не обращали…
Сегодня, пугаясь последствий, по-прежнему мало кто говорит о причинах. А они ведь на поверхности. В течение десятилетий Запад выстраивал и продолжает вести через свои НПО, образовательные проекты, поп-культуру, СМИ чёткую политическую линию по отрыву Украины от России.
В основе этой политики — воспитание поколения, враждебного к своим корням, традициям, истории, языку, ежедневное промывание мозгов, формирование любви к «общечеловеческим ценностям», достижениям «свободного мира», куда Россию никогда не относили. Переворот в Киеве и гражданская война в Донбассе подтвердили: никто на Западе от стратагемы «большой шахматной доски» не отказывался, работали над преобразованием формулы «Украина — не Россия» в формулу «Украина — это анти-Росссия».
В сотнях университетов США и Европы обучались и ныне обучаются десятки тысяч юношей и девушек с Украины. Обучаются, в основном, бесплатно. Поиск талантливой молодежи поставлен на конвейер. Только в Киеве активно действуют несколько крупных западных образовательных структур, которые рекрутируют лучших из молодых. Студенческие визы выдаются просто и без волокиты. (Так и хочется спросить: а сколько сегодня студентов с Украины в МГУ?)
Да, Порошенко и Яценюк, Наливайченко и Турчинов — марионетки, агенты спецслужб или агенты влияния. Однако они бы и дня не продержались без поддержки значительной части народа — и в первую очередь молодёжи. Вся система воспитания, начиная с детского сада, была выстроена очень чётко и жёстко. Простые идеологемы «Украина — не Россия», «Наш народ особенный», «Украинцы — древние европейцы» впитывались с самого раннего возраста, вдалбливались на уроках, закреплялись с помощью СМИ…
Украинское телевидение, газеты, радио — особая тема, требующая серьёзного анализа, и здесь я её лишь коснусь. Национальные теле- и радиокомпании пребывают сегодня в ужасающем состоянии, а в то же время в эфире господствуют десятки оснащённых самой современной техникой частных компаний, принадлежащих нескольким местным олигархам.
В польском приграничье действуют «школы журналистики», где украинская молодёжь получает необходимый минимум профессиональных навыков от американских преподавателей. Отбор в эти школы — очень жёсткий. Только «патриоты», только «истинные украинцы». Берут, в основном, уроженцев западных областей.
Именно местные олигархи пригласили в свое время в украинский эфир таких деятелей, как Шевель (Савик) Шустер и Евгений Киселёв. Русскоговорящие ведущие стали авторами и модераторами откровенно русофобских националистических программ, заполонивших эфир главных каналов. Укоренившийся в Киеве гражданин Италии Шустер сумел даже построить свою собственную телекомпанию — современный мощный комплекс, притащить людей, верой и правдой служивших в прошлом Березовскому и Гусинскому.
С именем Шустера, к слову, связывают и «юное дарование» украинской тележурналистики и политики афганца Мустафу Найема. Этот молодой джентльмен (по некоторым данным, незаконнорожденный сын Шустера) — один из пассионарных деятелей майдана, позвавший толпу на штурм резиденции Януковича, занимает теперь место депутата Рады от блока Порошенко. В украинском эфире после государственного переворота 2014 года господствуют бывшие сотрудники «Эхо Москвы», «Дождя». Даже Ксюша Собчак и та оказалась при деле. В киевскую грантоедскую тусовку органично влилась московская либеральная.
О холдингах Коломойского, Фирташа написано достаточно. А вот одна из главных зловещих фигур, формирующих идеологию «украинства», всегда остаётся в тени. Речь, конечно же, о зяте Кучмы, о Викторе Пинчуке. Это он, кстати, призвал в Киев Шустера и дал ему лучшее время на собственном телеканале.
Интересно почитать биографию Виктора Михайловича Пинчука в украинской Википедии. «Один из богатейших украинцев, неизменно входящий в топ-10 среди них. В 2008 году он стал, по версии журнала «Форбс», самым богатым украинцем, обойдя Рината Ахметова». Википедия информирует: «Прадеды Пинчука — раввины и меламеды (учителя иудейских народных школ), известный еврейский род, принадлежащий к ветви ашкенази»…
«У меня не было никакого капитала — кроме знаний. Знаний предмета работы и знаний людей… Это и был мой стартовый капитал!» — цитирует Википедия скромного миллиардера. На первый взгляд — герой сюжета из фильма об осуществлённой американской мечте. Много трудился — и достиг высот и богатства. Но нет в Википедии рассказа о том, как один из первых днепропетровских криминальных кланов под руководством Павла Лазаренко начал еще в 1990 году рвать на части и разворовывать крупнейшие предприятия индустриальной области.
Входили в этот клан бывшая замсекретаря комитета комсомола Днепропетровского университета Юля Григян (впоследствии Тимошенко), младший научный сотрудник проектного института трубной промышленности Виктор Пинчук, цеховик и кооператор Беня Коломойский. Не расскажет Википедия и о том, как спекулировали они трубами и прокатом, месяцами не платили рабочим, как за копейку потом приватизировали стратегические предприятия всесоюзного подчинения.
Не найдём мы в Википедии и подробностей о разразившихся впоследствии войнах Виктора Пинчука с Юлией Тимошенко и Беней Коломойским за раздел капиталов и собственности Лазаренко. В 1996-м Пинчука даже похитили и затребовали выкуп в 5 миллионов долларов. Говорят, он полностью рассчитался с «друзьями», поэтому остался в живых. Нет в Википедии и ответа на вопрос, как президентский зятёк смог по цене в десятки раз ниже рыночной умыкнуть металлургический комбинат «Криворожсталь».
И нет, конечно, сведений о том, как его бывшая партнёрша по бизнесу Тимошенко, заняв пост вице-премьера, забрала предприятие и перепродала почти за пять миллиардов долларов, так и не дошедших до украинского бюджета, индийскому магнату. Известный американский адвокат Брюс Маркс сказал как-то о Пинчуке: «Хотел бы я зарабатывать столько, сколько получают его пиарщики за отмывание его имиджа». Другой американец Джордж Сорос с удовлетворением отметил: «Виктор — просвещённый капиталист». Сам же Пинчук говорит о себе так: «Я — западный человек. Это моя главная цель. Я хочу жить в глобальном мире». Это кредо, которому он верен.
Пинчук почитаем семействами Клинтонов и Бушей, его приглашали на юбилеи этих господ. А недавно он получил удивительную награду канадской украинской диаспоры — медаль митрополита Андрея Шептицкого «за вклад в укрепление украинско-еврейских отношений и поддержку проевропейских стремлений Украины».
Фантастическое смешение! Митрополит Шептицкий из львовского собора Святого Юра напутствовал эсэсовскую дивизию «Галиция», составленную из националистических отморозков Мельника и Бандеры. Митрополит был наставником кровавого нацистского палача Шухевича, собственноручно выбрасывавшего с шестого этажа малолетних еврейских детей. Митрополит Шептицкий публично приветствовал… еврейский погром во Львове 30 июня 1941 года. Такие вот «украинско-еврейские связи» получаются…
Сегодня киевский режим не случайно жалует Пинчука. Именно он финансировал на первых порах Порошенко, привёл его в большой бизнес, а затем и в политику. Это Пинчук в своё время отыскал в дебрях отдела пропаганды Днепропетровского обкома комсомола и потащил за собой по жизни Турчинова. Это Пинчук подгрёб под себя мощнейшую медиаимперию, вещающую на все уголки Украины.
Принадлежащая ему медиагруппа StarLightMedia включает телеканалы СТБ, ICTV, Новый, QTV, М1, М2, киевскую газету «Факты и комментарии», издательство «Экономика», выпускающее газету «Дело», журнал «ИнвестГазета», целый ряд других компаний. Возглавляет гигантскую структуру Елена Леонидовна Пинчук, урождённая Кучма.
Она, её отец, мать, муж всегда говорят по-русски. А всем другим жителям Украины зачем-то грубо навязывают «мову». Ведь именно с канала СТБ началось когда-то засилье «канадского» суржика «дермовы». А совсем недавно с пинчуковского ICTV пошли гулять по украинским медиа термины «российско-террористические войска», «российская агрессия против Украины», «аннексия Крыма».
Вот с потерей Крыма Пинчук, похоже, никак смириться не может. Именно в Ялте он почти десять лет проводил свои форумы YES («Ялтинская экономическая стратегия»). Это были смотрины, на которых американские хозяева отбирали рекрутов в украинскую власть. В Ялту к Пинчуку регулярно приезжали супруги Клинтон, Виктория Нуланд и многие другие, паслись там и демократы, и республиканцы. А председателем форума неизменно выступал Александр Квасьневский — тоже, как известно, «большой друг России».
Именно в Ялте, на своём YES, Пинчук впервые показал на людях молодого и подающего надежды Яценюка. Здесь же, в Ялте, старательно сражались между собой в дискуссиях Тимошенко и Янукович, здесь впервые американские кураторы познакомились с Лёвочкиным и Гройсманом. Через YES Пинчук привёл к американским хозяевам тогда неуклюжего, выглядевшего валенком, всё время перебиравшего пальцами на животе владельца бывшей кондитерской фабрики имени Карла Маркса Петю Порошенко.
Так что вся эта марионеточная бригада, проводящая ныне на Украине американскую политику, на вопрос «Чьи вы, хлопцы, будете?» может твёрдо ответить: «Виктора Михалыча, вестимо!» Однако не ответит: Пинчук всегда в тени. Он никогда не выходит на сцену. Его фирма «Интерпайп» заработала сотни миллионов долларов на поставках труб в Россию, даже страховую компанию с одноименным названием он учредил в Москве, но «семейное гнездо» Виктор Михайлович свил в Лондоне, этой «столице советских олигархов».
Купил там несколько лет назад самый дорогой в Британии дом, ценою втрое больше стоимости Букингемского дворца. «Политикам нужна власть. Мне же нужна свобода», — заявил как-то Пинчук в интервью Le Monde. И сегодня он, дирижируя из-за кулис марионеточной проамериканской хунтой в Киеве, этой свободы достиг.
Только конец этого балагана наступит быстро. Украина уже скатилась на социально-экономическое дно. Связи с Россией разорваны по живому, под запретом всё российское: телевидение, кинематограф, даже эстрада… Каждый вечер телеканалы, принадлежащие Пинчуку, Коломойскому, Фирташу, другим олигархам, начинают свои «уроки ненависти». «Западный человек» Пинчук надеется, что убежать в свой лондонский дом он сумеет всегда. Что ж, может быть. Хотя чем заканчивают такие персонажи, показывает судьба Березовского.
А наводить порядок на Украине предстоит кому-то другому.
Дмитрий Артёмов