И чем дольше и дальше длится этот кошмар, тем четче звучит вопрос: «Когда это закончится?» А за ним встает следующий: «Чем это закончится?» И, наконец: «Кому это нужно и выгодно?» Ведь нужно же кому-то и выгодно, чтобы «в зоне АТО» не умолкали автоматы и пушки, чтобы бесконечно срывались любые мирные договоренности?
Гражданская война для нашей страны — не новость, и в тех же самых местах, в Донбассе, она бушевала чуть ли не пять лет, с 1917-го по 1921-й годы, вплоть до ликвидации большевиками «Вольной территории» с населением в семь миллионов человек, находившейся под защитой стотысячной в пору своего расцвета армии батьки Махно. И сейчас, по точному народному определению, в Донбассе сражаются не русские против украинцев, и не «ватники» против «укропов», а махновцы против бандеровцев.
Будет ли нынешняя «гражданка» тянуться еще несколько лет? Россия помогает Донбассу, Запад помогает Киеву, но чего ради и почему помогают именно так, что ни одна сторона не получает? Идеологемы «европейского выбора» и «русского мира», «единой Украины» и «Новороссии» за это время показали свою не то чтобы несостоятельность, но, скажем так, прикладной характер — их пока используют для «массовки», а «наверху» явно руководствуются совершенно иными соображениями, принципами и понятиями.
Если же обратиться от яркого мира идей и лозунгов к скучной прозе бытия сего, то выясняются парадоксальные, на первый взгляд, вещи. Несмотря на всю антироссийскую и антипутинскую риторику официальных представителей США, объем торговли между двумя странами благополучно вырос, в том числе — за счет новых контрактов в аэрокосмической отрасли, чего вовсе не скажешь про торговлю России с ЕС или даже со «стратегическим союзником» Китаем, где, напротив, наблюдается значительное снижение. Конечно, можно сказать, что с сентября 1939 по июнь 1941 года товарооборот между СССР и Третьим Рейхом тоже непрерывно рос, что вовсе не помешало началу Великой Отечественной войны, но, согласитесь, ожидать такого роста в режиме взаимных санкций было бы трудно.
Россия успешно сотрудничает с США и в решении таких вопросов, как, например, ядерная программа Ирана, ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, освоение Арктики, и так далее, и тому подобное. Стоит также вспомнить, что приход к власти Михаила Саакашвили в Грузии, Виктора Ющенко, а теперь и Петра Порошенко на Украине состоялись при активном содействии или хотя бы «доброжелательном нейтралитете» российских властей. Результатами, кстати, оказались закрепление независимого статуса Южной Осетии и Абхазии, воссоединение Крыма и, в перспективе, федерализация Украины (кстати, именно за отстаивание проекта федерализации был убит в 2007 году «своими» видный украинский политик, один из создателей Партии регионов Евгений Кушнарев, после чего оппозиция «донецким» внутри ПР перестала существовать).
Но в нынешних условиях глобального кризиса речь идет не про Украину, Грецию или Грузию — это слишком мелкие «призы» стоимостью в несколько сот миллиардов долларов, когда речь идет о сотнях триллионов. Подходящих же «кандидатов на съедение» сегодня всего четыре. Это США, Китай, Европа и Россия.
Так давайте посмотрим, кого из них усиливает, а кого ослабляет нынешний украинский кризис.
США? Несомненно, этот кризис их если не усиливает, то и не ослабляет: американские корпорации выкачивают из Украины буквально всю кровь, капиталы бегут из Восточной (и не только) Европы в «тихую гавань» американских «трежерис» и так далее.
Китай? Он получает гигантские преференции от украинского конфликта, связанные с переориентацией России на Восток и распылением геополитического потенциала США.
Россия? Вряд ли можно сказать, что украинский кризис ослабил нашу страну — скорее, он ее мобилизовал во всех отношениях. Конечно, «пятая колонна» остается «пятой колонной», но, поскольку она во многом по-прежнему контролируется Пятым управлением, это не так страшно. Да, налицо падение ВВП и сиижение уровня жизни, но, по сравнению с «лихими девяностыми», это детские игры в песочнице, а не серьезные проблемы больших людей.
Европа? А вот здесь ситуация с каждым днем становится всё хуже, и намного хуже. Проблема, конечно, не в санкциях-контрсанкциях, а в том, что сырьевые потоки с Востока (России в том числе) перекрываются всё туже и туже. Эту «нехватку кислорода» экономика ЕС начинает ощущать всё отчётливее и острее. И видит в России своего рода «кислородную подушку», припасть к которой мешает Путин, только Путин и никто, кроме Путина. Хотя разве в Путине тут дело? Дело в реальном смещении центра глобальной экономики из Атлантики на Тихий океан. Где Европы уже «не стояло», после распада «старых» колониальных империй в 1950-1960 годах.
Таким образом, речь может идти фактически о предстоящем разделе Европы между США и Россией (раздел этот может проходить в форме, известной по сказке про вершки и корешки, но от этого он не перестанет быть разделом), в то время как Китай взамен получит свою «сферу влияния» в АТР, а также перспективу присоединения Германии к китайско-российскому стратегическому союзу с образованием оси Пекин-Москва-Берлин. При этом Латинская Америка также, скорее всего, будет в какой-то форме «разделена» между Китаем и Соединенными Штатами.
Вполне может оказаться, что данный сценарий в ходе его реализации будет очень сильно исправлен и дополнен, или даже совсем не удастся, но очень похоже на то, что все странности нынешнего украинского конфликта непротиворечиво и без допущения о тотальном идиотизме всех власть предержащих могут быть объяснены только в его рамках.
Владимир Винников