Чтобы остановить волну беженцев, через Средиземное море не только фигурально, но и буквально захлёстывающую Европу, требуется принятие эффективных мер. И совсем не таких, которые лишь приглушают проблему, вроде усиления охраны границ, распределения беженцев между странами Евросоюза и создания специальных агентств и групп.
Беженство, которое в данном конкретном случае лучше называть экономической эмиграцией, имеет свои причины. В Европе государства хорошо функционируют и представляют собой безопасное и подходящее для жизни место. Страны, из которых прибывают беженцы, это, как правило, лишь названия территорий на карте без работающих государственных структур. Перспектива, ожидающая там человека — это, в лучшем случае, выживание.
Если мы примем этот базовый постулат без прикрас, то сможем найти действенное решение проблемы. Это решение — не слепая защита нашей территории при помощи более высоких стен с колючей проволокой. Это решение — возврат к империалистической или колониальной политике. Если мы хотим, чтобы люди не бежали к нам по экономическим причинам, нам следует распространить процветание из Европы на страны, из которых исходят беженцы.
В ближайшем будущем западным странам, к которым в этой связи следует причислить все государства европейского пространства, включая Россию, неизбежно придётся экспортировать за пределы Европы своё умение жить и управлять. Попытки увещевания ни к чему не ведут.
Будет необходимо прибегнуть к военно-политической интервенции, и, в некоторых случаях, действовать отчасти колониальными методами, т.е. использовать европейскую армию, полицию и администрацию (особенно в государствах, существующих только на карте). Пусть нам послужит историческим примером Великобритания, которая смогла сохранить в Индии местные структуры власти и одновременно создать функционирующую в европейском стиле бюрократию.
Все блаженные мечты о праве на самоопределение, праве на свободное существование, праве на самоуправление, право на невмешательство полностью меркнут в ситуации, когда уважение к этим ценностям приводит к появлению на дне Средиземного моря тысяч трупов. Или мы сделаем так, что этим людям станет хорошо жить в их собственных странах, или они продолжат умирать, и тогда в один прекрасный день и y нас закончатся хорошие времена, потому что мы не прокормим ни себя, ни тех, кто бежит к нам от нищеты.
Пришло время совершенно серьёзно задуматься над возвращением к колониальной политике. Разумеется, она должна быть в ином обличье, чем в прошлом веке. Если мы согласны, что это акт коллективной обороны, то речь должна идти о коллективной империалистической политике Евросоюза как сообщества находящихся под угрозой государств. И не нужно быть наивными, это будет интервенция со всеми составляющими, не исключая применения военной силы.
История учит нас, что мы или будем расти, как Римская империя, или погибнем, как Римская империя. Погибнем со всеми нашими мобильными телефонами, социальными пособиями, оплачиваемыми отпусками, медицинской помощью и безопасными улицами. У нас ещё есть возможность сделать свой выбор и что-то предпринять.
Перевод — ЖЖ bohemicus