- Сергей, вы ведь сделаете все возможное для проведения досрочных парламентских выборов, не так ли? Вас не может устраивать нынешняя ситуация в действующем украинском Парламенте. И почему вы не вошли в состав оппозиционного теневого Кабинета? Где логика, чем вы лично руководствовались?
— Моя уверенность четко зиждется на том, что нынешний состав ВР никоим образом не отражает интересов всей структуры украинского общества. Парламент обязан выполнять самую важную функцию — приведения в соответствие объективного законодательства страны, а также проводить в жизнь стратегические цели государства: иными словами — заниматься экономическим развитием. Этого не происходит на фоне чрезмерной политизированности Верховной Рады. Увы, повестка парламента — это поиск «врагов» на все уровнях, на всех этажах общества. Приведу простой пример: существуют Минские соглашения, в которых нет и не может быть разночтений и различных толкований, но мы не можем проголосовать, потому что коалиционное большинство всячески препятствует нашим инициативам.
Почему я верю в то, что возможен перелом ситуации, да хотя бы потому, что у нас есть практика 2007 года, когда президент (тогда это был Виктор Ющенко) просто распустил действующий парламент. У нас есть еще одна лазейка, которая превращается на глазах в «коридор» — это глубокие, уже весьма очевидные разногласия в коалиции. Но на самом деле — глубокие противоречия внутри коалиции не идут на пользу ни парламенту, ни украинскому народу, но пока это так и никак иначе. Данность.
Отвечаю на второй ваш вопрос: я остаюсь в Оппозиционном блоке, буду заниматься всеми идеологическими вопросами, в том числе буду структурировать оппозицию, которая должна достичь своих целей — изменить общество к лучшему.
- Скажите, а как вам удается вообще работать в условиях такого жесткого прессинга и откровенного запугивания и преследований? Ведь не случайно бытует мнение, что оппозиция задавлена и не может ничего сделать, поэтому и надежды на нее нет у людей.
— То о чем вы говорите, на самом деле имеет место, и эти факты возмутительны. В демократическом обществе — не может быть ничего подобного. Мы, в свою очередь, будем бороться за каждого члена оппозиции и не станем «прогибаться» ни под каким давлением. Мы все время оказываем юридическую поддержку людям, пострадавшим от политических репрессий по всей Украине.
Эту задачу, в первую очередь, мы поставили перед главами областных партийных организаций, а там, смею вас уверить, люди опытные. Ведь мы уже проходили смену власти, проходили давление на оппозицию и в 2005-м и в 2008-м годах. Надеюсь, что и в 2015-ом году справимся.
- Скажите, удается ли на местах защитить местные власти, которые отказываются признать Россию страной агрессором?
— У нас в принципе есть много замечаний в работе властей на местах. И это касается не только признания России агрессором или непризнания.
Например, в 22-х районах Днепропетровской области — главы районов (после Майдана) — есть только в шести районах. То есть в этих условиях, которые смахивают на махновщину, работать тяжело. Такое устройство власти не выдерживает никакой критики. Мы уже начали подготовку к местным выборам, причем эту подготовку ведем, чтобы приблизить не на словах, а на деле — децентрализацию власти. В ближайшее время будем готовить изменения по Конституционному законодательству.
Как только развяжется очередной политический гордиев узел — Оппозиционному блоку станет намного проще работать на местах. Нам важно помогать создавать власть, которую захотят видеть люди на местах, внутри страны. Искусство политики состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальную модель социально-экономического и политического устройства Украины. Центральная власть не должна запугивать людей, она должна работать ради людей.
-Пока такой модели нет?
— Ну почему же! В нашем представлении — это максимальная децентрализация, при которой состоится ожидаемый баланс власти, должна появится возможность максимально прозрачно использовать избирательное право любого гражданина страны.
- Вы будете предлагать такие вопросы для референдума?
— Да, такие вопросы решаются исключительно при помощи референдума. Новая Конституция должна дать новую энергию для развития государства.
- А что же, на ваш взгляд, вкратце, представляет Оппозиционный Кабинет?
— Это всего лишь один из инструментов оппозиционного движения, который должен активизировать оппозицию и привести в движение гражданское общество. В ближайшее время мы проведем свой съезд, а потом, учтите, не всегда «Оппозиционный блок» будет находиться в оппозиции. Откровенно признаюсь, что нам, по-прежнему, очень тяжело влиять на коалицию, так как та живет по своим внутренним регламентам, своим политическим лозунгам и клише. Самое интересное, что они уже сами начинают признавать то, что практически ничего из намеченного сделать не удалось. Оснований для критики у нас более чем достаточно, но дело в другом: ответственность за происходящее лежит целиком и полностью на действующей власти, от которой сейчас зависят все 45 млн. граждан Украины, в том числе и жители Юго-Востока, в первую очередь. Любая политическая сила должна быть готова к выборам, которые могут произойти даже завтра.