Сценка во львовском супермаркете. Пожилая пара долго рассматривает сыры на витрине. Потом подзывает продавщицу и начинает отчитывать её за нарушение постановления местной власти, что обязывает маркировать все российские товары триколором. Девушка в недоумении: у них в продаже нет сыров производства РФ! Выяснилось, бдительные патриоты обнаружили на прилавке сыр «Российский». Продавщица принялась объяснять им, что это просто название такое, торговая марка — изготовлен же сыр у нас, на Украине. Однако это пожилых людей тоже не устроило: почему, мол, до сих пор такое нехорошее название не поменяли?
У входа в тот же супермаркет волонтёры собирают провизию для «героев АТО». Продуктов собрали уже изрядно. А в двух шагах от них стоит с протянутой рукой старушка, просит на хлебушек. Но волонтёры на неё ноль внимания: у них даже мысли не возникло дать ей хоть банку консервов, хоть пачку макарон. Какая-то прохожая женщина предложила им поделиться со страждущей. Волонтёры эту просьбу проигнорировали. Главное ведь, чтобы «хлопцы» были сыты, а старушка… да кому она нужна в сегодняшней Украине! Какая с неё польза?
Раздают список продуктов, в которых нуждаются военные. В перечне, помимо всего прочего, соль, перец и приправы, сухофрукты и орешки, «Мивина», сигареты, носки, трусы, памперсы для взрослых (больших размеров), крем для обуви и бумага формата А4. На Львовском главпочтамте собирают моющие средства для военного госпиталя в Винниках (пригород Львова). Предлагают прямо на месте приобрести стиральный порошок и подарить его армии.
Надпись на заборе: «УПЦКП+УПЦМП=ФСБ». Таково здешнее понимание конфликта внутри православия: для галицких «чистопородно-истинных патриотов» что Московский патриархат, что Киевский — всё одно, всё «злейшие враги Украины» и «агенты Путина»!
В раздевалке спортзала висит объявление: «Хто загубив хрестик, звертайтесь до адміністрації». Кто-то после слова «хрестик» дописал: «і зірку». Такой вот колоритный галичанский юмор на национально-религиозной почве…
На 23 декабря во львовском цирке намечен юбилейный концерт уроженца города Гарика Кричевского. Мало кто уж и вспомнит, кто это такой, а ведь очень популярный был в 90-е годы шансонье. Может, припомнили его известный шлягер с пожеланием: «Лишь только б не стреляли»? То-то и оно: прозорливые люди давно предчувствовали, что дело закончится стрельбой. Вот только преобладающая масса к таким предупреждениям относилась пренебрежительно. Никто не хотел верить, что на Украине возможно братоубийство; всячески гордились, что Украина в отличие от России, Закавказья, Средней Азии при распаде СССР избежала войны. Ныне только во Львове (без области) на кладбище прибавилось порядка сотни свежих могил… «Двухсотые» приходят регулярно.
* * *
Едут в маршрутке два галичанина. Один из них, насколько можно понять, работает в энергетической компании. Всю дорогу рассказывает товарищу, насколько скверны дела в его конторе. Запасы угля на исходе, все лучшие специалисты «втікли» (очевидно, уехали на заработки «за бугор»), а тех, кто «не втік», «забрали в АТО». И самое ужасное: в руководстве — разборки, борьба за кресла, за передел собственности… В итоге друзья пришли к горькому выводу, что «Украине скоро конец».
Смятенье охватывает умы, галичан в том числе. Люди всё меньше понимают, ЗА ЧТО борются. ПРОТИВ КОГО — это давно известно: против России и Путина, против «сепаров» и «ватников», против коммунистов, «бандитов», коррупционеров и прочей пятой колонны. А вот ЗА ЧТО — неизвестно. Никакой конструктивной программы власть предложить не может, да и вера в заграницу потихоньку иссякает.
Все последние 25 лет национально и прозападно ориентированные граждане пребывают в мучительном поиске героя, который реализовал бы их сокровенные мечты о «европейской Украине», при этом мечутся между либерализмом и нацизмом. Кандидаты в мессии и вожди сменяют друг друга с просто-таки калейдоскопической стремительностью: Чорновил, Марчук, Ющенко, Тимошенко, Луценко, Тигипко, Яценюк, Кличко, Тягнибок, Порошенко, Ляшко. Все они взлетают на вершины рейтингов, а потом кубарем скатываются вниз, оставляя след разочарования в душах поклонников; некоторые в итоге оказываются на почётной свалке, лишь время от времени пытаясь поучать преемников, другие же пытаются зацепиться за свою нишу в политике, довольствуясь второстепенными ролями.
Характерный пример. Ещё пару лет назад во Львове почти у каждого водителя троллейбуса или маршрутки в кабине стоял флажок «Свободы». Сегодня таких флажков не осталось. Совсем. Ни одного. Натыканы флажки жёлто-голубые, чёрно-красные, флажки Евросоюза со звёздочками; встречается причудливая комбинация всех трёх сразу. Но флажков «Свободы» с тремя оттопыренными пальцами больше не видно. Все отправились в мусорник. Львовяне вынесли этой партии приговор.
После Майдана титул самого бандеровского города Львов утратил — сначала титул перешёл к Ровно, а после ликвидации Сашка Билого — к Киеву.
Стремительно падает популярность и Ляшко, которого успешно «мочит» пропагандистская машина днепропетровского кагана. Зато на сцену лезут новые деятели, «точно знающие», как спасти Украину и сделать её счастливой! Возможно, новой восходящей звездой станет львовский мэр Андрей Садовый. Лично у меня с самого начала не было ни малейшего сомнения в том, что «Самопоміч» пройдёт в парламент, получив вдоволь голосов и на Западе, и по всей Украине. Садовый — тот ещё хитренный жук; он выбрал беспроигрышную стратегию предвыборной кампании: сочетание партии войны и партии мира «в одном флаконе от Коломойского». С одной стороны, Семён Семёныч — кумир всех украинских патриотов, с другой — репутация Львова как самого мирного и безопасного города во всей нынче ожесточённо воюющей стране.
Старинная страшилка о Львове как о некоем ужасном месте, где прямо на улицах средь бела дня бандеровцы убивают людей, говорящих по-русски, привела к прямо обратному эффекту. Вот приезжают в город Льва русскоговорящие туристы с востока Украины и видят: никого здесь не убивают, всё тихо, мирно, спокойно. Здесь даже в мусорники никого не запихивают! Как будто и нет вокруг войны. И в сопоставлении с расхожими мифами и с тем беспределом, что творится у них там, на Востоке, галичане представляются приезжим ангелами небесными. Вот и звучат восхищённые голоса: какой же всё-таки пречудесный город Львов. И, наверное, его голова — очень правильный и мудрый руководитель, раз не допустил кровопускания!
А там, того глядишь, когда все нынешние правители осточертеют населению, пан Садовый пойдёт дальше — в премьеры, в президенты. Амбиций у него хватает. Хоть и выглядит львовский мэр таким себе «ботаником», акула он первостатейная!
Мы не станем повторяться о причинах мироспокойствия в постмайданном Львове — здесь нет видимого и открытого насилия лишь оттого, что и никакой борьбы здесь тоже нет. Все малочисленные недовольные наступившими порядками предпочитают сидеть тихо и помалкивать. Политическое поле давно зачищено от всякой реальной оппозиции. Окончательный психологический надлом произошёл ещё в результате памятных событий 9 мая 2011 года, которые, собственно, стали прелюдией и к Майдану, и к одесской Хатыни, и к бойне на Донбассе.
* * *
Социально-экономическое положение на Львовщине, впрочем, весьма далеко от процветания. Область, как и страна в целом, втягивается в экономический кризис, причём отрицательное изменение показателей экономики выглядит не намного лучше средних по Украине. А если не учитывать статистику по воюющим областям — Донецкой и Луганской, то Львовская область вполне себе в общем тренде.
Так, за январь-октябрь 2014 года индекс промышленного производства (в соотношении с аналогичным периодом 2013-го) для Украины (включая Донбасс!) составил 90,6%, для Львовской области — 95,1%. Кстати, худший показатель среди всех невоюющих регионов, что примечательно, в Киеве — 85,4%. Лучше, чем во Львовской области, между прочим, обстоят дела на Харьковщине (95,8%), а Одесская область вообще ухитрилась как-то нарастить промпроизводство (102%).
Выработка электроэнергии на Украине сократилась на 5,1%, во Львовской области — на 11,2%.
В первом полугодии, как отмечали местные СМИ со ссылкой на начальника управления по туризму горсовета Галину Малец, общее число туристов, приезжающих в город, снизилось на 20-25 %. Причём сокращение туристического потока идёт не только за счёт россиян, но также поляков (их стало меньше на 80%!) и жителей Западной Европы. Объём экспорта услуг, связанных с путешествиями, упал в целом по стране на 36,5%, на Львовщине — на 63,3%. Оборот ресторанов за январь — октябрь составил 96,5% от показателя того же периода прошлого года (92,1% по Украине), а если сопоставить октябрь с октябрём 2013-го, — 83,3% (86,9%). Резко упали заработки у продавцов картин и сувениров на львовском «вернисаже».
Снижение потока интуристов отчасти компенсируется приезжими из других частей Украины, прежде всего киевлянами и одесситами. Возможно, это моё субъективное ощущение, но в последнее время во Львове на улицах, в магазинах и кафе чаще, чем раньше, можно услышать русскую речь. Не берусь судить, кто эти люди — туристы или беженцы. Известно, что в этом году состоятельные беженцы из Донецка весьма энергично скупают львовскую недвижимость.
* * *
Видимо, в настоящий момент Львов — самая благополучная и безопасная точка на карте Украины. И он, скорее всего, будет оставаться таковым вплоть до самой развязки украинского кризиса. Но, тем не менее, будущее Львова не видится таким уж безоблачным, оно не менее тревожно, чем будущее всей Украины.
Если дело действительно-таки закончится полным и окончательным распадом страны, вот тогда хуже всех будет уже Галичине. Тогда она не будет нужна никому — ни России, ни Западу, ни Киеву, ни всей остальной Украине. Разве что поляки примут обратно — и то вряд ли. Это будет просто отработанный материал…