Парламентские выборы, прошедшие при рекордно низкой явке избирателей, закрепили тот курс, которым страна шла с момента победы Майдана. Высокий результат Арсения Яценюка (по данным экзит-полов) с высокой долей вероятности означает, что он и его люди останутся во главе Кабмина, а значит — политика власти кардинально не изменится.
При этом Юго-Восток, который мог бы сей курс скорректировать, как и в мае на президентских выборах, остался безучастным — именно в этих регионах наблюдалась самая низкая явка. Миллионы недовольных, таким образом, предпочли быть сторонними наблюдателями. И это также потенциальная угроза для страны — по мере ухудшения социально-экономического положения это недовольство может найти своё выражение вне стен парламента.
Не по плану Порошенко
Главный парадокс этих выборов заключается в том, что те, кто больше всего на них настаивали, желаемого не получили. Не секрет, что движущей силой досрочного роспуска парламента был Пётр Порошенко, который рассчитывал конвертировать свой президентский рейтинг в мандаты. По самому негативному внутрипартийному прогнозу, конвертация должна была принести 90 депутатских карточек (или 30% голосов) по списку, но рассчитывали же все-таки на 100-110.
Экзит-поллы показывают, что результат может оказаться ниже даже самого негативного прогноза. В чем причина падения, ещё предстоит разбираться президентскому окружению, но пока можно констатировать, что жёсткой президентской вертикали в стране не будет. И, пожалуй, нежёсткой тоже. И скорее всего, Пётр Порошенко ещё не раз пожалеет о распущенном парламенте седьмого созыва, из которого по большому счету он мог лепить, что хотел при помощи перепуганных регионалов. Даже без Яценюка.
Триумф Яценюка
Впрочем, для Порошенко были бы приемлемым результатом и 25%, если бы его блок был единственной силой, набирающей столь существенные проценты, в то время как остальные довольствовались бы 5-10%. В этом случае президентская партия оставалась бы единственным центром притяжения в Верховной Раде, к которому примыкала бы та половина мажоритарщиков, всегда ориентирующихся на самого сильного. Однако в складывающейся ситуации у них появляется выбор.
Высокий результат «Народного фронта» — главная сенсация вчерашнего дня. Судя по всему, «лишние» проценты Арсения Яценюка появились за счёт того, что часть избирателей, хотевших голосовать за блок президента, в последние недели передумала и решила проголосовать за премьера Яценюка, как и призывала реклама НФ (для большинства обывателей существенной разницы между политическими силами Порошенко и Яценюка нет).
В политическом смысле проценты «Фронта» означают слом однополярной системы власти, которую планировали создать на Банковой, когда коалиция — это «Блок Порошенко» и другие. И это понятно не только политологам, но и тем нардепам, кто, придя в парламент, окажется перед дилеммой — к какой из партий власти примкнуть. При этом очень реально, что «Блок Порошенко» и «Народный фронт» создадут две приблизительно равновеликие фракции, каждая из которых с равным основанием сможет претендовать на верховенство.
Двоевластие на троих
Для Порошенко такой расклад означает неизбежность коалиции с Яценюком. Причём коалиции не старшего и младшего партнёров, а коалиции равных. Особенно если учесть, что третьим партнёром в этом объединении, скорее всего, станет «Самопомощь». Формально.
Фактически третьим партнёром будет Игорь Коломойский, который не только ввёл в парламент партию Андрея Садового «Самопомощь» (и её очень большой результат также сенсация — люди готовы голосовать за новые лица), но и как минимум координировал предвыборную кампанию со спонсорами «Народного фронта».
Будет в этой коалиции «Свобода» или нет, значения не имеет: в случае попадания в парламент она обречена на союз с партиями власти, но её доля в этом объединении ничтожна.
Яценюку почти гарантировано премьерство. Но и это не было бы большой проблемой для президента, если бы большинство правительства оказалось пропрезидентским. Однако при отсутствии выбора и у Порошенко, и у Яценюка с Коломойским единственный возможный вариант правительства — 50 на 50, когда при принятии каждого решения «большой тройке» придётся договариваться. Об устойчивости и долговечности такой конструкции говорить не приходится, но другой не будет.
Тигипко: самоубийство
Другой не будет благодаря главному «лузеру» парламентских выборов — Сергею Тигипко. В сентябре он отказался возглавить «Оппозиционный блок» и влить туда свою «Сильную Украину», сделав тем самым крупный проект, который мог бы вывести из спячки Юго-Восток и привести его к избирательным урнам. Он мог бы преодолеть рубеж в 15%, создав в парламенте фракцию, практически равную по влиянию фракции «Народного фронта». А сам Тигипко становился бы реальной альтернативой Яценюку при выборе кандидатуры премьера. Причём вполне вероятно, альтернативой для президента более привлекательной, чем нынешний премьер.
Вместо этого «Оппозиционный блок» обречён соответствовать своему названию. А Тигипко, судя по экзит-поллам, вообще уходит на ближайшие годы из большой политики.
Альтернативные истории
Есть ли при нынешнем раскладе альтернативы Яценюку-премьеру? Теоретически — да. Порошенко может, например, попытаться мобилизовать под себя мажоритарщиков, добавив голоса «Самопомощи» или, в крайнем случае, «Оппозиционного блока». Впрочем, как сказал нам источник в окружении президента, вероятность такого сценария близка к нулю. «Яценюк будет премьером», — сказал нам источник, добавив, что в правящую коалицию, скорее всего, войдут все партии, кроме «Оппозиционного блока». В том числе и Тимошенко.
Правда, в окружении Порошенко, судя по всему, не оставляют намерений поставить парламент и правительство под свой контроль (хоть и не сразу). «Яценюка мы к концу зимы сольём», — сказал нам источник. То есть, не исключено, что нас ждёт ремикс сериала «премьер против президента», который вся страна наблюдала в 2008-2009 годах в исполнении Ющенко и Тимошенко.
Украинские эксперты об избрании премьера Яценюка
«Это хороший сигнал для наших партнёров»
Результаты «Народного фронта» станут главной сенсацией этих выборов, — говорит Владимир Фесенко. — Те, кто отдал голос за эту партию, по сути, голосовали за премьерство Яценюка. Я вижу в этом положительный момент, поскольку сохранение тандема Порошенко-Яценюк — это признак стабильности.
Также это хороший сигнал для наших зарубежных партнёров, которым не надо будет присматриваться к новому премьеру, да и самому премьеру не нужно время на освоение в новой должности, он просто продолжит работать. Ещё один момент, который можно оценить как положительный, исходя из результатов Блока Порошенко и «Народного фронта», — у нас уже практически готова коалиция».
«Будет кризис, холод в квартирах и война»
Коалиция БП и «Народного фронта» с премьерством Яценюка означает консервацию нынешней социально-экономической и внешней политики страны, — сказал политолог Кость Бондаренко. — Это означает, что с Россией мы вряд ли договоримся по газу и зимой будем мёрзнуть в квартирах и сидеть без горячей воды. Это означает, что по требованию МВФ правительство продолжит повышать тарифы и налоги, при этом урезая соцвыплаты.
И это же означает достаточно большую вероятность возобновления масштабной войны на востоке, при помощи которой власть попытается отвлечь внимание общества от социально-экономических проблем. Кроме того, коалиция между Яценюком и Порошенко, где каждый играет равные роли, будет неустойчивой и завершится параличом власти, как уже было во времена Ющенко и Тимошенко».