Напомню, что Наблюдательный совет теле- и радиокорпорации ARD, крупнейшей в стране, подверг работу собственных журналистов резкой критике за «тенденцизное» освещение украинских событий, направленное против России. Теперь одни журналисты просят прощения за ошибки. Другие, наоборот, предлагают начать «пропагандистскую войну против Путина».
Дискуссия вокруг сообщений об Украине не утихает. Более того, разгорается, охватывая все новые круги немецкого медиа-сообщества. Реакция на критику Наблюдательного совета самая разная. Разброс мнений велик.
Тележурналисты ARD, например, пошли на беспрецендентный шаг. В вечерний прайм-тайм они признали «допущенную ошибку». 20 мая московский корреспондент Удо Лилишкис обвинил в убийстве двух жителей города Красноармейск на юго-востоке Украины «сепаратистов». Это было неверно. Стреляли «украинские добровольцы», то есть подразделения киевских властей. ARD извинилась перед зрителями. Главный редактор новостных программ Кай Гниффке назвал ошибку «неосознанной» и заверил, что его сотрудники не стремились «намеренно очернить российскую сторону».
Хочется верить. Мотивация Лилишкиса — его личное дело. В голову человека не заглянешь. Мог и ошибиться. Но есть данные, что на момент выпуска в эфир репортажа в ARD уже точно знали, кто устроил кровавую бойню в Красноармейске.
В те дни о юго-востоке Украины говорили много. В мятежных республиках прошли референдумы. Запад отказался их признавать, давая свою субъективную, а вернее одностороннюю, картинку событий.
Немецкие интернет-активисты, выступающие за свободу слова, находят сейчас все новые примеры искажения истины в сообщениях СМИ. В тот же день, 20 мая, та же ARD передала репортаж о попытке олигарха Рината Ахметова мобилизовать население против ополченцев и референдума о независимости.
Теперь мы знаем, что затея с треском провалилась. На стадион в Донецке с трудом удалось собрать несколько сот сторонников Ахметова. Но в репортаже речь шла о «десятках тысяч» людей, которые выступили против ««тяжело вооруженных сепаратистов, скрывающих лица масками». Они выступили-де за «единую Украину», доказав, что мнение «пророссийских боевиков» это не «мнение большинства». Конец цитаты.
А теперь догадайтесь, кто был автором этого, явно манипулированного, материала из Донецка? Правильно. Лилишкис. Наверное, опять ошибся. Но в этом случае ошибку не признал. ARD просто втихомолку, без комментариев удалила репортаж об акции Ахметова из архива на своей интернет-странице.
В любом случае ARD среагировала на замечания, что делает телекорпорации честь. Как обещал Кай Гниффке, его коллеги «и впредь не станут закрывать глаза на критику, а будут проверять, правы они были или нет».
Абсолютно другой подход демонстрирует пресса консервативного, проамериканского концерна «Шпрингер». Там на компромиссы не идут, а атакуют. Независимых профессионалов, членов Наблюдательного совета ARD чуть ли не обвиняют в предательстве интересов Запада. Венцом абсурда стал заголовок в газете «Ди Вельт»: «Длинная рука Путина дотянулась до структур ARD». Ульрих Клаус, сочинивший статью, снабдил ее карикатурой с изображением чудовищного «русского монстра» и бредит о «пятой колонне в немецких масс-медиа».
Схожая реакция у руководителя «Немецкой волны» Петер Лимбурга. Теле- и радиохолдинг, вещающий про Германию за рубежом, бьет тревогу. «Путин ведет широкомасштабную, рассчитанную на годы кампанию, пытаясь завоевать мировую общественность», тревожится Лимбург. Пора «дать отпор путинской пропаганде». «Немецкая волна» на это готова. Но нужны, ясное дело, деньги. Под «благородным» предлогом борьбы за западные ценности холдингу надо увеличить бюджет.
Христианские демократы, партия Ангелы Меркель, идею Лимбурга в целом поддержали. Другие политики от нее не в восторге. «Я о пропаганде невысокого мнения», отозвался социал-демократ, депутат бундестага Йоханнес Карс. «Немецкую волну нельзя использовать как инструмент в некоей пропагандистской войне против Путина», предостерег политик «зеленых» Тобиас Линднер.