3. Бунт
Сейчас очень часто можно услышать мысль о том, что Москва «сливает» ДНР-ЛНР, закулисно договариваясь с Киевом о прекращении боевых действий на Донбассе. Основная версия — Сурков хочет оставить мятежные республики в составе Украины, отдав их под контроль то ли украинских, то ли российских олигархов. Одним словом, в соответствии с данной гипотезой, в Москве «партия мира» капитулянтов победила «партию войны» патриотов и теперь идёт сдача «хунте» Донецкой и Луганской народных республик.
Но это получается если «эмоционировать». А если рассуждать без эмоций, то картина происходящего выглядит несколько иначе.
Действительно закулисные переговоры идут. И главную роль в них действительно играет Сурков и Порошенко. О чём этот представитель Кремля договорился с украинским президентом, никто не знает. Но определённые взаимовыгодные договорённости, безусловно, существуют. Косвенно об этом свидетельствуют результаты т.н. «Минских переговоров». Несмотря на то, что мы никогда не узнаем того, что Путин пообещал Порошенко, а Порошенко пообещал Путину, у нас есть возможность аналитически реконструировать то, что фактически может получить каждый из них в результате данного закулисного разговора. И тут не всё так однозначно, как может казаться на первый взгляд.
Какой позитив даёт перемирие киевскому режиму?
Во-первых, перемирие предотвращает возможное контрнаступление вооружённых сил ДНР-ЛНР.
Во-вторых, перемирие позволяет реорганизовать боевые подразделения ВСУ. Пополнить их новобранцами, оружием, боеприпасами, обмундированием, техникой, а так же поставить на колёса какую-то часть функционально непригодной старой бронетехники, скопившейся на складах со времён СССР. Всё это в целом позволяет подготовить украинские вооружённые силы к более эффективной войне.
В-третьих, перемирие даёт возможность создать тыловые части ВСУ.
В-четвёртых, перемирие снимает социальное напряжение, возникшее в связи с большими потерями, которые понесли вооружённые силы Украины и сопровождающей их принудительной мобилизацией.
В-пятых, перемирие позволяет сэкономить значительные финансовые средства. Как известно, на ведение боевых действий Киев тратил в сутки до 15 млн. долл. США.
Вместе с тем, весь перечисленный позитив для Киева относителен по целому ряду причин.
Во-первых, перемирие позволяет вооружённым силам ДНР-ЛНР провести не только серьезную реорганизацию с целью создания регулярных армейских частей с единым централизованным командованием, но и пополнить свои подразделения новыми добровольцами, а так же отремонтированной трофейной бронетехникой.
Во-вторых, перемирие даёт возможность ДНР-ЛНР восстановить разрушенную инфраструктуру, создать полноценный тыл и построить систему оборонительных укреплений.
В-третьих, перемирие позволяет ДНР-ЛНР организовать своё автономное финансово-экономическое и социально-политическое существование за рамками украинской государственности.
В-четвёртых, необходимо учитывать тот факт, что военные ресурсы Украины в значительной степени вычерпаны. Война на халяву, за счёт советских складов со стрелковым оружием, артиллерией, танками и самолётами фактически закончилась. Теперь за всё придётся платить. Стоить серьезных денег будет как покупка оружия за границей, так и восстановление советского военного наследия, превращённого за годы независимости в хлам.
Кроме того, у Киева нет людских ресурсов. Уцелевших после летней донбасской «мясорубки» военных профессионалов советских времён, способных и желающих воевать в рядах ВСУ недостаточно для организации боеспособной армии. Современный же «человеческий материал» призывного возраста малопригоден для его преобразования в «псов войны». Современное украинское общество с его западными ценностями непригодно для физического и психологического воспитания солдат. Фактически на Украине нет необходимых условий для создания эффективной массовой армии.
Для подготовки же компактной профессиональной армии у Украины нет денег, материальной базы, современных вооружений и специалистов. Настоящую, сильную армию невозможно создать за месяц. Точно также, как её невозможно создать ни за год, ни даже за пять лет. Создание армии это очень длительный, сложный, кропотливый и дорогостоящий процесс, растянутый на десятилетия.
К тому же, на данный момент украинскому правительству необходимо либо вкладывать очень значительные средства в строительство вооружённых сил, либо использовать имеющиеся финансовые ресурсы для стабилизации финансово-экономической, энергетической и социальной сфер, готовых в любой момент окончательно обвалиться. При этом денег не хватает ни на то, ни на другое.
Поэтому Киеву не удастся во время перемирия существенным образом усилить украинские вооружённые силы. Для этого у него нет ни ума, ни ресурсов (как финансовых и технических, так и людских). К тому же без кооперации с Россией, украинский ВПК не способен произвести ни одного вида вооружений.
Однако и это ещё не всё. Относительно устойчивое перемирие может самым негативным образом сказаться на внутриполитической ситуации.
Дело в том, что с учётом финансово-экономической, социально-психологической и военной обстановки, на Украине сложилась классическая революционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Как писал в 1913 году Владимир Ильич Ленин, «для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». На данный момент нет никакого сомнения в том, что низы не хотят жить как прежде, а верхи уже не могут управлять как прежде. Возврат к прошлому уже невозможен в силу объективных причин.
Поэтому социальное напряжение, под воздействием не просто финансово-экономического кризиса, а финансово-экономической катастрофы, будет лишь нарастать, достигая самых крайних форм своего проявления. И если до перемирия негативная энергия масс уходила во вне при помощи войны, то после перемирия, вся ненависть народных масс, вызванная их бедственным положением, будет перенаправлена вовнутрь, на украинскую власть. Именно в нынешнем политическом режиме рано или поздно народ начнёт видеть причину всех своих бед. И будет в этом абсолютно прав.
При этом необходимо учитывать, что во внутреннем котле социального напряжения, после остановки боевых действий на Донбассе, окажутся десятки тысяч вооружённых людей в виде разнообразных парамилитарных подразделений. В качестве военной силы они — ноль, но в качестве движущего начала политических переворотов и социальных потрясений они — идеальны. Защитить Украину или уничтожить Донбасс добровольческие батальоны, состоящие из сознательных украинцев и криминально-асоциального элемента, неспособны, зато они способны свергнуть любой политический режим в Киеве.
И дело тут даже не в революционности сознания этих вооружённых и озлобленных людей, а в том, что в условиях финансово-экономического коллапса их единственным «орудием производства» становится автомат. В условиях закрывающихся заводов и фабрик, ремесло наёмника может гарантировать хороший доход. В таких условиях добровольческие батальоны очень легко могут превратиться в бизнес-проекты, когда вооружённый штурм государственных учреждений в Киеве будет эквивалентен определённой сумме в виде свободно конвертируемой валюты. Ненависть украинских патриотов из разнообразных добровольческих батальонов к нынешней власти «предателей», «олигархов» и «жидов» уже сейчас достаточно велика. Интенсивно же подпитываясь общей народной ненавистью к «панству», и подкрепляясь чемоданами с «наличкой», эта ненависть способна снести любого президента и премьера вместе с Верховной Радой в течение нескольких дней.
Фактически нынешний политический режим на Украине сам активно порождает ситуацию, при которой он может быть свергнут разъярённой толпой, хронически утомлённых непрерывными ужасами и бедами постмайданной реальности людей.
P.S.
И напоследок о «метафизике». В Киеве на Майдане засохло деревце, посаженное украинскими патриотами 2 августа этого года, как символ мира, победы, демократии и процветания Украины. Как сообщили украинские СМИ, саженец не прижился.