Остров Ольхон лежит в самом центре сибирского озера Байкал. Расположенный на нем поселок Хужир похож зимой на Клондайк из рассказов Джека Лондона — там холодно, много деревянных построек и дружелюбных лаек, на которых можно прокатиться туристам. Прогуливаясь по заснеженным улицам, я обратил внимание на вывеску «Сувениры с Байкала», потому что она неожиданно дублировалась на украинском.

Заглянув в лавку, мы пообщались с ее хозяйкой Светланой, которая продает бурятские шаманские бубны и обереги. Как оказалось, среди ее родственников были переехавшие в Сибирь украинцы. Сама Светлана бывала в Киеве, хорошо помнит свои корни и с удовольствием рассказывает о них гостям. По ее словам, жители поселка совершенно спокойно относятся к украинской вывеске, то есть не видят в ней ничего необычного и плохого.

— У нас это совершенно нормально, можете посмотреть сами. Есть надписи на китайском, польском, монгольском, английском, повсюду много бурятского языка. Никаких запрещенных языков в наших краях нет, не было и не будет. Такой проблемы просто не существует, — рассказала нам эта женщина. И было очевидно, что сибирский поселок может на практике поучить современную Украину настоящей европейской демократии. Хотя на остров никогда не ступала нога «мовного омбудсмана». 

«Закитайщина». Как живут украинцы Дальневосточной Сечи
«Закитайщина». Как живут украинцы Дальневосточной Сечи
© gorlica.org

Далекая Сибирь переплетена с Украиной множеством человеческих судеб, а всего тридцать лет назад они находились в составе единого советского государства. Это видно даже на примере Ольхона, который оставил свой след в украинской политике, потому что у его берегов, возле живописного мыса Хобой, трагически погиб сын бывшего президента Виктора Януковича.

Украинцы сыграли видную роль в изучении Байкала — достаточно сказать, что уроженец Екатеринослава, выдающийся инженер Федор Дриженко возглавлял гидрографическую экспедицию, которая впервые провела полномасштабные исследования самого глубокого в мире озера. Самое большое исследовательское судно Байкала, получившее название «Глеб Верещагин», было построено на киевском заводе «Ленинская кузня», а «Киевнаучфильм» провел в 1963 году первую в истории киносъёмку его уникальной подводной флоры и фауны. Популярный советский фильм «У озера», который впервые в СССР затронул экологические проблемы на примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, тоже не обошелся без украинцев — одним из его героев является украинский художник, раскрывший себя в традиционном бурятском искусстве.

Впрочем, украинский след в Сибири касается не только Байкала. Украинские переселенцы прибывали сюда со времен завоевательного похода атамана Ермака, в отряде которого особо отличился запорожец Никита Пан. Список сибирских святителей состоит из уроженцев Украины более чем наполовину, потому что царское правительство массово отправляло за Уральский Камень выпускников Киево-Могилянской академии, привлекая их к решению различных административных задач. Среди сибирского духовенства было так много украинцев, что они даже повлияли своими вкусами на развитие местной церковной архитектуры, позаимствовав для нее основные элементы украинского барокко. И это до сих пор хорошо заметно на примере храмов Тобольска и Иркутска.

Митрополит Иоанн Максимович, личный приятель гетмана Ивана Мазепы, сделал в Сибири блестящую карьеру и является одним из героев романа «Тобол», написанного современным российским писателем Алексеем Ивановым. Уроженец Чернигова, архимандрит Илларион Лежайский возглавил в 1713 году транссибирскую миссию в Пекине, где местный богдыхан пожаловал его титулом мандарина. Его земляк Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Восточной Сибири, выучил в Иркутске монгольский язык, подружился с ламой Лапсаном и оказывал содействие организации первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Среди сибирских епископов той далекой эпохи были и галичане — например, родившийся на Львовщине митрополит Павел Конюшкевич.

Впрочем, основная масса украинцев попадала в Сибирь совершенно другим путем. Царское правительство ссылало туда каторжников и участников крестьянских восстаний — от лидера гайдамаков Максима Железняка до Устима Кармалюка, получившего от Максима Горького прозвище «украинского Робин Гуда». Его память увековечена в народной песне, которая хорошо известна на Подолье и Поднепровье, но существует и в русской версии:

За Сибирью солнце всходит.
Хлопцы, не зевайте.
Кармалюк панов не любит.
В лес за мной ступайте.

Но еще больше украинских крестьян уходили в Сибирь в поисках земли и свободы. Спасаясь от крепостного гнета, они заселяли территорию так называемого Серого клина, который включал в себя часть Новосибирской области и Алтая, а затем продвигались дальше, в сторону Уссури и Амура. А в советское время Сибирь осваивали нефтяники, газовики, шахтеры, лесорубы, учителя, врачи, инженеры и научные специалисты из Украины. Не говоря уже о новой волне заключенных, которые оказались в лагерях после волны репрессий.

Киевляне на Байкале. Долгая дорога украинцев в Сибири

В результате многовековых миграций украинцы являются сейчас вторым по численности народом российской Сибири. Согласно данным переписи населения 2010 года, в Сибирском федеральном округе проживает 227 тысяч украинцев, а еще 157 тысяч отмечены по итогам переписи в Тюменской области. Представители этой огромной общины участвуют в деятельности многочисленных национально-культурных объединений, подчас играющих в местной жизни достаточно заметную роль. А в сентябре 2015 года в Новосибирске торжественно открыли памятник Тарасу Шевченко — и это разительно отличалось от реальности постмайдановской Украины, где в это же время массово сносили идеологически неблагонадежные монументы. 

«Украинская» Камчатка: Дальний Восток и близкие судьбы
«Украинская» Камчатка: Дальний Восток и близкие судьбы
© РИА Новости, Александр Пирагис / Перейти в фотобанк

Украинский язык на байкальской вывеске не выглядит в свете этой истории чем-то особенно необычным. Профессиональные патриоты любят пофантазировать о дикой восточной орде, которую сдерживают арийские рыцари из «Азова». Но даже в отдаленной Сибири на самом деле живут такие же точно люди, близкие по происхождению и культуре, которые гармонично сосуществуют с русскими, бурятами и прочими обитателями этого огромного многонационального региона.

Их связывают с Украиной прочные родственные связи, которые не так просто разорвать, несмотря на многолетнюю пропаганду ненависти и вражды.