Одно могу сказать уверенно, никакого уважения, а тем более почтения, к Леониду Быкову они не испытывали.
Бюст рухнул, причем, прибив одного из шалунов. Многие, понятно, не без злорадства стали толковать, что это моментальная месть актера обидчикам. Наших людей хлебом не корми, а дай найти мистическую составляющую в любом событии. Но дело ведь не в том, когда и как именно воздастся вандалам по их делам. Главное, что в Донбассе всегда было трепетнейшее отношение к знаменитым землякам. А Быков среди них занимает особое место — огромный талант, светлый человек, всенародный любимец.
Я давно не бывал в Краматорске, нет такой возможности, в этом городе сейчас хозяйничают нацистские подразделение действующего киевского режима. Возможно, за годы войны, что-то существенно сдвинулось не в лучшую сторону в менталитете местного населения, не знаю. Но еще недавно просто представить было невозможно, что кто-то, неважно в каком тонусе и по какому поводу, пополз бы на памятный знак выдающемуся актеру и режиссеру. Не то, что ближайший правоохранитель, любой прохожий взял бы баловников за уши и отвел бы в сторону для профилактической беседы и деликатного напоминания о том, кто такой для всех нас Леонид Федорович Быков.
Вообще удивительно, как напоминания о Леониде Быкове еще оставались целы, особенно киевский памятник, где актер изображен в образе Маэстро — Героя Советского Союза капитана Титаренко из культового фильма в «Бой идут одни «старики».
Нацисты, «правосеки», что ли, или нечто из этого же ряда в пятьдесят оттенков коричневого, как-то грозились разобраться с изваянием, но пока не рискнули. Или руки не дошли: пока всех Лениных изувечишь — упаришься. В Краматорске все получилось куда проще, буквально, играючи и припевая вслед за Aliosha Кучер-Тополя.
А чем, собственно говоря, творчество Леонида Быкова может раздражать апологетов господствующей теперь на Украине политической мысли? Если слово «мысль» здесь сколько-то уместно, разумеется. Так вот, чем? Его мирный Максим Перепелица, лютый ефрейтор Святкин из «Аты-баты, шли солдаты», жертвенный Алешка Акишин из «Добровольцев» — это страшное напоминание о величии Советского Союза и его героев. Для современной Украины страшное, понятно.
Но капитан Титаренко — это же просто тихий ужас для всего бандеровского схрона. В принципе, а чего тихий-то? Как раз наоборот, ревущий всеми моторами «2-й поющей эскадрильи». Ведь что за образ создал Леонид Быков, что за великого человека вывел на экране… Беспощадный летчик с тонкой музыкальной душой, несомненный советский герой в самых превосходных трактовках этого понятия, но и невероятно нежно любящий Украину человек.
Капитан Титаренко обожает Украину, просто-таки растворяется в ней. Но он любит не такую Украину, какой она стала сегодня. Его жизненная задача была сжечь «бубновых» асов Геринга, вымести «малахольных» из ставки Гитлера, написать на последней уцелевшей берлинской стенке «развалинами рейхстага удовлетворен» и только после этого можно «домой, сады опрыскивать».
Занятный, кстати, вырисовывается конфликт вокруг вымышленного кинематографического героя. И создавшего его реального Леонида Быкова, понятно, тоже. С одной стороны, Титаренко и все его «старики» вместе с «желторотиками» — яркие антиподы сегодняшней Украины, запаршивевшей нацистскими рунами. Но, с другой, обаяние фильма таково, что взять и объявить его вражеским порождением пока еще смелости не хватило. Поэтому, сдается, мир, созданный Быковым в его легендарном фильме, на Украине потихонечку пытаются перекрасить. Как не смешно, сквозь слезы, это звучит.
Когда Владимир Талашко, сыгравший в ленте «В бой идут одни «старики» лейтенанта Скворцова, возник в телевизионном ролике в образе ветерана Великой Отечественной войны, горячо поддерживающего АТО в Донбассе, по чести сказать, мне дурно сделалось. Как он мог? Как язык его поганый повернулся говорить такие слова, прикрываясь поруганными святынями? Горечь усугублялась тем, что я ошибочно считал Талашко земляком. До войны тот регулярно наезжал в Донецк и Макеевку, всячески напоминал, что тут начиналась его актерская карьера и, разумеется, подчеркивал, какими друзьями они были с Быковым.
Проверил. Нет, Талашко — уроженец Волыни, просто пару-тройку лет работал в Донбассе. Хоть так… Впрочем, знаете, все равно ни капельки не легче. Понятно, что у артистов такое ремесло — изображать кого-то. Но есть же какие-то моральные границы, которые нельзя переходить. Лично для меня, АТОшный ролик Талашко — плевок в лицо всем, кто воспитан на фильме «В бой идут одни «старики», и на могилу Леонида Быкова. Обычное кощунство, которого в современной Украине изобильно, увы.
И еще вернемся к Краматорску. Только посмотрел сводки о том, как был разрушен бюст Леониду Быкову, только разозлился по этому поводу и представил, как следовало бы туда привезти Талашко, чтобы он свою роль прочувствовал, если способен на это, конечно, тут пришла еще любопытная новость. Оказывается, в Краматорске на торце одного из зданий сейчас создается большой портрет Леонида Быкова. Как модно говорить, «мурал».
Причем, Леонид Федорович будет в образе Маэстро, в гимнастерке, в капитанских погонах.
«Что такое?— думаю, — Как же так, в сегодняшнем-то Краматорске?» Внимательно изучил сюжет в новостях. Работа еще далеко не завершена, но закрадывается смутное сомнение, а уж, не на желто-голубом ли фоне решили инициаторы проекта нарисовать капитана Титаренко? Возможно, замаскируют все это дело под пшеничное поле и небо, но суть-то не меняется.
А Маэстро свое слово еще скажем, будьте уверены. Это ведь не то, чтобы нерукотворный памятник советскому воину, это образ жизни и мыслей, которые победить нельзя. Так история подсказывает тем, кто умеет ее слушать. Будет и последняя стенка на руинах нацистской халабуды с неудачным намеком на евроремонт, и надпись соответствующая, что теперь точно итогом все удовлетворены, и можно будет домой, сады опрыскивать… Только так, не иначе.
Будем жить!