Документ дает возможность детально разобраться в том, как Европа видит конфликт в Донбассе и в какой степени предлагаемые ею меры способны реально повлиять на ситуацию.
Для начала о том, что вменяется в обязанность Москве. Здесь есть очень любопытные аспекты. Депутаты призывают Россию «прекратить финансовую и военную поддержку» ДНР и ЛНР, а также отозвать свое признание республиканских документов, включая паспорта, судебные решения и подтверждения имущественных прав. С этим все ясно, ровным счетом никаких сюрпризов. Поддержка сепаратистов входит в противоречие с принципом сохранения территориальной целостности Украины.
В резолюции упоминается также и Крым, воссоединение которого в Россию, по консолидированному мнению Запада, точно так же, как и в случае с Донбассом, является грубым нарушением суверенитета Украины и разрушением ее единства. Тем не менее, депутаты почему-то не требуют вернуть полуостров и вывести оттуда оккупационные войска. Они всего лишь просят обеспечить соблюдение там прав человека — к примеру, отменить запрет на деятельность экстремистского меджлиса крымских татар и обеспечить «беспрепятственный доступ в Крым международных организаций, международных наблюдательных органов и неправительственных правозащитных организаций».
Удивительным здесь выглядит отсутствие единого подхода к двум украинским, с точки зрения европейских парламентариев, территориям. Донбасс необходимо полностью «отвязать» от России, предложив ей свернуть поддержку сепаратистов, Крым как бы можно оставить под российским контролем, настояв на некоторых мерах по обеспечению гражданских и политических свобод. Смотрится это как тихая, возможно даже не осознаваемая манифестация смирения: дескать, ладно, мы понимаем, что Крым вы уже никогда не отдадите, да и его население явно ни о чем подобном не помышляет, но хотя бы отмените запрет на деятельность меджлиса. И пустите наших ребят посмотреть, что к чему.
Я думаю, что Киеву следует присмотреться к евродепутатам. Нет ли в их действиях состава преступления — потворства экспансионистской политике Москвы?
Гораздо более существенной частью резолюции кажутся претензии, адресованные руководству Украины. Хотя бы потому, что российская делегация приостановила свое членство в ПАСЕ, и рекомендации этой организации для России сейчас не имеют сколько-нибудь важного значения.
Для украинцев же любые предписания ЕС являются в той или иной мере обязывающими. То есть полностью игнорировать призывы из европейской организации межпарламентского сотрудничества, одного из двух главных органов Совета Европы, она просто не может, поскольку в этом случае ей обязательно будет поставлено на вид. А рано или поздно дело может дойти и до штрафных санкций — таких, например, как приостановка финансовой помощи в связи с уклонением от выполнения политических обязательств.
Итак, в чем же упрекают украинское руководство депутаты Парламентской ассамблеи. Ни мало, ни много в дискриминации жителей Донецкой и Луганской областей в связи с тем, что они не получают положенные по закону социальные выплаты: пенсии и пособия. Кроме того, ущемляются и их политические права. Этой дискриминации необходимо положить конец. Депутат от «Оппозиционнного блока» Владимир Новинский предложил поправку, которая торпедирует недавно принятый закон о реинтеграции Донбасса. Она была принята. В ней говорится о необходимости пересмотра закона и обязательной привязке его положений к Минским соглашениям, а также о восстановлении попранных гражданских прав жителей прифронтовой территории. Вот как это было представлено Новинским на пленарном заседании: «В недавно принятом законе о деоккупации Донбасса содержатся положения, позволяющие отныне армии и спецслужбам беспрепятственно обыскивать дома и имущества жителей регионов. Из закона сознательно выброшены любые ссылки на утвержденные Совбезом ООН и упомянутые в четырех резолюциях ПАСЕ Минские соглашения».
Экс-спикер Министерства иностранных дел Олег Волошин уже расценил принятую резолюцию, как первую международную обструкцию скандального законодательного акта. Сложно предсказать правовые последствия принятого ПАСЕ решения, поскольку у Киева, похоже, есть возможность, опираясь на сторонников его самых радикальных подходов в Европе, сугубо формально реагировать на критику, условно говоря, сторонников соблюдения прав человека.
Вспомним аналогичную ситуацию с законом об образовании. В экспертном заключении Венецианской комиссии содержался мягкий упрек в адрес украинских властей, дискриминирующих русский язык. Никто даже не подумал изменить норму, названную авторитетными европейскими экспертами дискриминационной.
Резолюции ПАСЕ являются рекомендательными, а не правоустанавливающими документами. Поэтому до поры до времени на них можно не обращать внимания. Но уже само по себе обсуждение вполне людоедского закона на одной из основных политических площадок Европы — плохой знак для Киева. Это только начало дискуссии, свернуть которую Украине точно не удастся.