Такое мнение он высказал в интервью изданию Украина.ру.

— Алексей Николаевич, в чем корень проблемы с якобы заблокированным украинским зерном? 

— Виновата, безусловно, Украина. Это очевидно. Украинское правительство на сегодняшний день предложения России отвергло. Проблема в доступе к портам. Они боятся, что, если разминировать доступ в морскую гавань, появится коридор, которым Россия воспользуется и высадит десант в Одессе и так далее. Хотя она при желании могла бы сделать это в других точках, например, на границе с Молдавией, побережье там длинное, есть масса таких возможностей. Для этого не нужен порт. И говорить о том, что Россия сразу ворвется туда и все захватит, — элементарная глупость.

Алексей Зубец: кто он
Алексей Зубец: кто он
© скриншот с видео ОТР

Смысл украинского упрямства и их неготовность идти навстречу предложениям — «пиаровский» ход. Это не технический вопрос, который останавливает Украину от операции по вывозу зерна. Россия готова разрешить вывезти какую-то его часть, например, в Турцию. Потому что с ней у нас нормальные отношения. И если про недружественные страны можно рассуждать, в реальности ли хочет Россия, чтобы зерно ушло в Германию или Польшу, то по Турции нет сомнений. РФ заинтересована в обеспечении украинским хлебом, и не только российским те страны, которые поддерживают с нами нормальные отношения. Плюс недавно в Россию приезжал глава Лиги африканских стран, и Путин ему обещал, что мы поможем этим странам и обеспечим некую продовольственную помощь, чтобы избежать голода в Африке и юго-восточной Азии.

Почему зерно в портах и будут ли переговоры с Украиной - Мартынов
Почему зерно в портах и будут ли переговоры с Украиной - Мартынов
© Украина.ру

— И чтобы не обвиняли Россию в продовольственном кризисе?

— Да, Россия заинтересована в этом, несомненно. С другой стороны, всем понятно, что в мире производится более 2 миллиардов тонн зерновых, из них 400 с чем-то миллионов — пшеница, и 20 миллионов тонн украинской — капля в море, меньше 10% мировых резервов. То есть в большой степени эта проблема надуманна. В мире, по статистике, 275 миллионов тонн зерна находится в резервах разных стран. Ну то есть эти мировые запасы велики, другое дело — не все готовы их продавать и понижать при этом уровень продовольственной безопасности своих граждан. Они есть не у всех стран, но в мире накоплено много зерна. Эта задача должна решаться на уровне ООН, международной продовольственной программы для помощи бедным и голодающим, чтобы богатые страны не скромничали и поделились запасами. Хотя бы десятой частью того, что есть. Но этого мы не видим. Украина при этом шантажирует всех этим зерном, весь мир.

— А там действительно есть 20 миллионов тонн или это под вопросом?

— Думаю, есть, даже учитывая возможность того, что часть могла пойти уже на экспорт. Его пока нет в Одессе, его еще надо привезти, это очевидно. Но даже если не 20, то 15 миллионов тонн наверняка есть. Просто потому, что они торговали зерном прошлого урожая весны и зимы, никто не мешал этому после нескольких месяцев после его сбора с полей. Общий объем экспорта — порядка 20 миллионов тонн, большая часть его осталась. Интерес Украины в том, чтобы заставить запад более активно ее поддерживать, давить на Россию, чтобы Зеленский одержал пиар-победу. Для этого нужно, чтобы запад послал свои корабли, и они расчистили дорогу для тех судов, которые придут за зерном. И это даст возможность Зеленскому говорить, что он одержал победу над Россией, что западные союзники ему помогли и так далее. Вот, что ему нужно. Другого интереса у него нет в этой истории. Если бы он хотел просто продать зерно, он бы давно это сделал, Россия бы оказала ему содействие. Но он хочет силового развития событий, при котором запад будет давить на Россию, с угрозой применения силы под конвоем западных военных кораблей зерно бы вывозилось. То есть нужна пиаровская победа, демонстрация единства с западом и давление на Россию.

Цена будет высокой! Что ждет мир, когда кончится украинское зерно - Акопов
Цена будет высокой! Что ждет мир, когда кончится украинское зерно - Акопов
© Украина.ру
Запад не хочет участвовать в этом, военные корабли посылать не собирается, и вариант силового вторжения в Черное море, оттеснение или уничтожение ЧФ не рассматривается. Даже абсолютно безумные люди типа британцев или поляков не готовы идти на такой шаг, который может перерасти в серьезный конфликт. К тому же, Турция закрыла Черное море для военных кораблей НАТО. В результате то, что осталось в акватории — Болгария, Румыния. Турция участвовать в этом не будет, а больше некому. При закрытых для военных кораблей проливах Босфора и Дарданеллы это все становится невозможным. Зеленский хочет подогреть всю эту истерию вокруг зерна, чтобы против России ввели новые санкции и усиливали давление. А допустить поражения в публичном поле в виде признания того, что состоялась некая встреча и есть договоренность с участием России и она помогает, он также не может. Любая сделка должна быть против РФ. В результате зерно остается там, где оно есть. Вариант с Белоруссией тоже отпал, запад не захотел снимать санкции.

— Что будут делать, если не продадут?

Украинское зерно для Салла: CNN заявила о дипломатической победе Путина
Украинское зерно для Салла: CNN заявила о дипломатической победе Путина
© РИА Новости, Виталий Белоусов / Перейти в фотобанк

— Есть элеваторы, но уже скоро будет новый урожай, и непонятно, куда его девать. Возникает такой клинч, в которым запад не хочет идти на отмену санкций для Белоруссии и России и заинтересованность решать этот вопрос близка к нулю. А время идет. Часть этого зерна есть в Одессе, Николаеве и так далее, хотя из-за последних ударов по Николаеву якобы какое-то количество сгорело. Но там, вроде бы, по сообщениям в СМИ, горели отходы масличного производства. Шрот или жмых вот этот, он хорошо горит, в нем есть остатки масла, используется он как корм для скота.

Чтобы привезти зерно из других регионов, нужен транспорт — десятки тысяч вагонов, грузовиков, а также топливо, чтобы всё это довезти. Этого всего нет. Чтобы хотя бы за сто дней все это вывезти, нужно чтобы в день загружались хотя бы 4 сухогруза. Их никто в таком количестве не держит свободными, они заняты. За них нужно заплатить страховку, так как Черное море — это зона боевых действий. Кто на это решится? Найти даже несколько десятков таких судов, которые должны соответствовать определенным требованиям, очень непросто. Можно использовать и обычные, но для зерна используют чаще всего специальные корабли.  

— То есть это становиться невыполнимой задачей?

— Ну что-то вывезут по суше через Румынию, Польшу, ну, может, 5 миллионов тонн, но останется 10-15, которые вывезти не получится.

— Верна ли позиция России и Турции в данной ситуации? Мы делаем все, что можем?

— Ситуация сложная, полностью решить ее невозможно. Но если бы Россия помогла поставить зерно в Турцию со скидкой, все были бы счастливы. Ну а украинская сторона пытается выжать максимум пиара из этой темы. Хотя Зеленскому нужны деньги, логично было бы пополнить бюджет, получить доллары за сырье, это приличные деньги. Ему нужно платить бюджетникам, но он предпочел пиар.

Для его имиджа неприемлема даже локальная договоренность с Россией. И он шантажирует этим Запад, которому, кстати, тоже нужно продовольствие. Ну а полное открытие портов без ответных шагов не в интересах России. Говорят, в американском правительстве раскол по поводу вывоза зерна. Некоторые готовы снять санкции с  Белоруссии в обмен на предоставление транспортного коридора в Европу через Белоруссию. Но признаков того, что эта позиция торжествует, мы не видим. Идти навстречу они не хотят.