5 июля 1693 года посланники крымского хана при дворе польского короля обещали употребить своё влияние в Стамбуле для того, чтобы убедить султана вернуть Речи Посполитой потерянные украинские земли и предоставить полякам военную помощь против их врагов. 

История связей Украины с исламским миром не ограничивается одними только крымскими татарами — Каменец-Подольский больше 25 лет находился под властью мусульманского халифа, султана Османской империи, и управлялся напрямую через назначенного туда губернатора (бейлербея). О том, как это выглядело, мы хотели бы рассказать в нашей статье.

Земля войны

В 1672 году город был взят османскими войсками в ходе не первой и не последней из польско-османских войн. Кстати, о тех событиях можно почитать роман Генрика Сенкевича «Пан Володыевский» (или хотя бы посмотреть одноименный фильм по его мотивам).

С точки зрения османов, новый город был одним из важнейших северных рубежей державы, форпост империи, закрывавший врагам дорогу на Стамбул с этого направления. Причём основными врагами для Порты были казаки, опустошавшие своими набегами османское Причерноморье (речь идёт именно о важных и богатых черноморских владениях Порты, а не о Крымском ханстве).

Государство в Речи Посполитой не отличалось высокой степенью централизации и никогда не обладало достаточными материальными ресурсами, для того чтобы более зримо обозначить своё присутствие в этом регионе, в отличие от османов, у которых ресурсов было всё-таки побольше (бюджет османского правительства превышал польский в 30 раз, также под властью султана жило в 3 раза больше населения). 

Люблинская «шахматная партия». Как украинские земли оказались в составе Польши
Люблинская «шахматная партия». Как украинские земли оказались в составе Польши
© commons.wikimedia.org, Public Domain/Muzeum Czartoryskich w Krakowie

В коммерческом плане Польша также не сильно страдала от условий дикого фронтира в этом регионе: ещё в 1567 году на сейме польского сената было принято решение не развивать экспорт через Днестр (и всё османо-украинское пограничье в целом), чтобы не провоцировать турок на набеги и захваты в этом направлении. Экономического смысла в захвате Каменца не было (весь торговый трафик Польши шёл на запад другими водным маршрутами вне пределов досягаемости османских войск).

Зато с военной точки зрения вся кампания строилась турками с целью овладеть важным форпостом. Когда цель была достигнута, турки военную активность свернули к большому облегчению для поляков.

В дальнейшем среднее количество солдат гарнизона находилось примерно на уровне 6000 человек, причём почти половину от этого числа составляли янычары, элитные войска султана. Это было очень много для не сильно населённого края (в 1680 году население всего Подолья, не считая турецких солдат, составляло всего 40 тыс. человек).

Поэтому турки бросили значительные силы не только на укрепление фортификационных сооружений города, но и на его основательную османизацию — в годы турецкого владычества почти 800 детей забрали служить в янычары, 2000 девушек продали в рабство и большую часть религиозных зданий превратили в мечети. Очень помогло новым хозяевам и то, что после сдачи города его добровольно покинула значительная часть христианского населения — их имущество получили мусульманские военные переселенцы.

День в Истории. Речь Посполитая и Османская империя заключили перемирие под Хотином
День в Истории. Речь Посполитая и Османская империя заключили перемирие под Хотином
© Public domain

Однако исламизация протекала очень плавно, и вообще политика Порты носила даже не антихристианский, а антикатолический характер. С православным крестьянством новая администрация активно заигрывала (их храмы реже закрывали, в отличие от польских костелов), умело спекулируя на ненависти украинских низов к польской правящей элите. Также из крепости в течение первых нескольких лет турецкой власти выселили сначала польскоязычных католиков, а затем и аффилированных с ними армян — так город стал в значительной степени православным по составу.

Позднее, в августе 1681-го, в Каменце была создана своя православная епархия с митрополитом, напрямую подчинявшимся константинопольскому патриарху, — по мысли османского руководства это должно было укрепить связь между Портой и украинским крестьянством (параллели с созданием независимой украинской церкви сегодня можете провести сами).

Хотя обращение крестьян в ислам не могло быть массовым, на юге Подолья в 1684 году было отмечено заметное число недавних украинских обращенцев (что характерно, жёны многих новых мусульман остались христианками, поэтому вероятнее всего для украинских крестьян религия была вопросом, к которому они подходили с крайним прагматизмом).

Однако дальнейшему развитию этого проекта помешали геополитические потрясения.

Возвращение в Польшу

Шляхтичи из Каменца после изгнания в пределы Речи Посполитой не теряли своих политических прав, а в политической структуре «аристократической республики», которой являлось это государство, это означало, что они могли блокировать любые действия правительства (включая сбор налогов и назначение министров) до получения гарантий возобновления войны и возвращения им их земель. Что, собственно, и произошло — через какое-то время началась новая война, которая оказалась для османов роковой.

В 1683 году турецкая армия потерпела сокрушительное поражение под Веной в сражении с европейской коалицией, важной составной частью которой была Польша. Ответственный за провал визирь Кара Мустафа-паша (бывший в своём роде покровителем «украинских православных») был казнён.

Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины
Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины
© Public domain

Новый визирь Сулейман-паша в 1686 году прекратил поддержку церковной автономии православных украинцев, сосредоточившись непосредственно на военных усилиях. Так началась польская осада Каменца (или вернее, целая череда осад и походов с целью завоевания), тянувшаяся до 1699 года.

Надо отдать туркам должное, за первые 10 лет управления они укрепили крепость и основные логистические узлы региона настолько сильно, что конвои с припасами каждый год стабильно поступали в Каменец, до размеров которого сократилась вся османская провинция Подолье (поскольку весь турецкий гарнизон засел в осаждённой крепости и не мог выгнать поляков из окрестностей).

Несмотря на это, тяготы осады были весьма значительными: уже в 1686 году гарнизон испытывал затруднения в поиске питания, на улицах повсюду валялись мертвые лошади, а топлива для костров не хватало, и солдаты разбирали деревянные крыши домов на дрова для согрева.

Однако польские войска не торопились взять Каменец: король Ян Собеский хотел обеспечить получение престола для своего сына — но шляхтичи были резко против наследственной монархии, которая стала бы предтечей построения сильного централизованного государства. Поэтому Собеский решил схитрить и осадил Каменец (основную цель войны для шляхтичей, проголосовавших за войну только ради его возвращения), двинув основные силы на завоевание Молдавии, в которой он хотел создать независимое наследное княжество для своей семьи. Поэтому из-за внутриполитических тонкостей на Каменец вся мощь польской армии не обрушилась.

Мастер-класс по разделу Украины: «О мире Великой России с Польшею»
Мастер-класс по разделу Украины: «О мире Великой России с Польшею»
© commons.wikimedia.org, Asvard

Впрочем, стойкость турок в Каменце не была абсолютно непоколебимой: командующего гарнизоном Ахмеда-пашу голодные солдаты в 1689 году убили в результате бунта. Преемником на его посту стал Караман-паша, о котором существуют противоречивые сведения: ряд польских и османских источников утверждают, что он был родственником крымского хана, а польские наблюдатели сообщают что Караман был одним из членов гарнизона и был выбран на пост губернатора Подолья самими солдатами (а его статус был утверждён в Стамбуле, чтобы не «накалять обстановку» ещё больше). Под его предводительством Каменец оставался османским ещё десять лет.

Но в итоге город был отдан полякам в 1699 году по условиям мирного соглашения.

В Великой турецкой войне 1683-1699 годов против Османской империи сражались Польша, Россия, обе габсбургские монархии (Испания и Австрия), Венецианская республика, а также ряд государственных образований поменьше (Савоя, Мальта и пр.). Неудивительно, что в условиях такого комбинированного нажима на Турцию в итоге получилось то, что получилось.

Исламское государство Украины и Подолии. Как Каменец-Подольский был турецким городом

 

В течение всего времени османского владычества турки старались, как могли, развивать этот край и заселить его, но тяготы военного времени и сложное наследие предшествующих десятилетий свели все их усилия на нет. Разбой и война поляков и турков с казаками в течение 1640-1670 гг. вызвали сокращение населения и запустение земель, с которыми было трудно бороться.

Достаточно сказать, что попытки наградить военачальников землёй с работниками не увенчались успехом: так, в 1683 году османскому губернатору Подолья назначили дополнительное денежное вознаграждение за его работу, поскольку крестьяне не вернулись обрабатывать пожалованные ему земли.

Для «федерального центра» содержание гарнизона тоже было дорогим удовольствием: так, в 1681 году из 13 млн акче потраченных на содержание войск в Каменце налоги и сборы из провинции обеспечили всего лишь 3% (три!) от всей суммы. Когда в 1684 году поляки начали массовые депортации тысяч крестьян из региона с целью затруднить получение гарнизоном продовольствия, перспективы провинции стали ещё более печальными.

Однако выгода от сокращения казачьих набегов на мусульманское Причерноморье была куда больше, поэтому сдача города стала ударом по обороне империи — впоследствии утрату Каменца должна была компенсировать крепость Хотин (сегодня находится в Черновицкой области Украины), которую османы активно укрепляли в начале XVIII века с теми же целями — обеспечить оборону столицы и северных рубежей державы.

***

Турецкая история Каменца — это не просто любопытный курьёз из истории Украины.

Если присмотреться, то там проглядываются некоторые интересные тенденции, которые мы можем наблюдать сегодня во всей красе — в частности, поддержка заинтересованными лицами местечкового украинского национализма «назло многовековым угнетателям». Правда, тогда это был протонационализм на конфессиональной основе, а вместо русских были поляки.

Однако смысл примерно похожий: автономия Украины под протекторатом «зарубежных доброжелателей». Ну и, конечно, уже тогда была заметна склонность украинских самостийников искать союзников в тюркском мире: тогда это были янычары, а сегодня Джамала на «Евровидении».