Она, конечно, лицо официальное, но не настолько. К тому же, требования украинской стороны этим не исчерпываются. Полностью фрагмент её записи выглядит так: «Выполнение политического блока Минских соглашений возможно только при условии выполнения следующих пунктов: роспуск квазигруппировок "Л/ДНР"; полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины; вывод с территории Украины иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы».
Проблема №1
Справедливости ради надо сказать, что требование роспуска республик не самое важное в этом списке. Самое важное — последний пункт. То есть всё упирается в ту же саму проблему — Украина рассматривает территории ЛДНР как оккупированные и, соответственно, готова приступить к их политической реинтеграции только после освобождения от оккупантов.
Собственно, представители Украины не могут не рассматривать территорию ЛДНР как оккупированную и не могут не требовать первоочередного возвращения контроля над границей. Даже не из соображений «безопасности», на которые они обычно ссылаются (легко понять, что начнётся на территориях, занятых украинскими войсками), а просто потому, что так написано в законе «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Зеленский и Кучма — законопослушные граждане Украины. В законе написано — надо выполнять. А закон предполагает политическое урегулирование после освобождения и зачистки территории от оккупантов и их пособников.
Фактически Украина вышла из Минских соглашений тогда, когда они не были выполнены на протяжении 2015 года. Юридически Украина отказалась от выполнения Минских соглашений 20 февраля 2018 года — когда Порошенко подписал закон о деоккупации Донбасса.
Проведение каких-либо переговоров до отмены этого закона не то чтобы лишено смысла (не лишено, раз удалось провести обмен), но разговоры о «безальтернативности» Минских соглашений уж точно бессмысленны. Альтернатива есть — их можно просто не исполнять. И даже отказаться исполнять на законодательном уровне. И за это ничего не будет, кроме продления санкций против России. Заметьте — не выполняет Украина, а санкции вводятся против России. Запад как бы намекает, что порядок на свой территории Россия должна наводить сама. Впрочем, акт «наведения порядка на своей территории» совершенно справедливо будет объявлен актом агрессии.
Так или иначе, но к дипломатам всех заинтересованных стран есть большой вопрос: как они ухитрились не заметить выхода Украины из Минских соглашений?
О ликвидации ЛДНР
Вообще этот вопрос довольно своеобразный. Дело в том, что республик юридически не существует — они не только никем не признаны (кроме Южной Осетии, которая сама признана только четырьмя государствами), но и в Минских соглашениях, именно им вроде бы посвящённых, не упоминаются.
Отношение к этим формированиям в самой Украине неопределённое. С одной стороны, ещё в 2014 году Генпрокуратура Украины признала их террористическими организациями, но на законодательном уровне этот статус подтверждён не был. Кажется, кто-то сообразил (скорее всего — не на Украине), что признание даже в качестве террористической организации — это признание (всё реклама, что не некролог).
Потому, кстати, официальные лица и СМИ Украины постоянно путаются, как их назвать. То были «так называемые», а теперь вот — вообще «квазигруппировки» (интересно, Олифер-то сама понимает, что означает эта абракадабра?).
При этом представители Украины заседают в Минской Трехсторонней контактной группе (ТКГ) с представителями юридически не существующих республик и даже вроде бы о чём-то с ними договариваются (участники процесса всё же утверждают, что переговоры ведутся через российских представителей, а напрямую договаривающиеся стороны друг друга игнорируют или оскорбляют).
Юридически республик как бы не существует, но фактически на территориях ОРДЛО есть некоторая администрация, которая, худо-бедно ими управляет. В российском прочтении Минские соглашения предполагают ликвидацию этой администрации с заменой её на украинскую — сформированную на местных выборах. То есть никакого смысла в том, чтобы требовать непременного роспуска ЛДНР нет — они так или иначе будут упразднены.
В СМИ иногда встречаются утверждения, что Минские соглашения фактически узаконивают автономию в составе Украины и даже федерализацию, но это остаётся на совести экспертов, которые с такими версиями выступают. Иное дело — «план Медведчука», который действительно предполагает создание автономных образований, но — не в рамках выполнения Минских соглашений, а в процессе постминского переустройства Украины.
Но тут, мы, опять же, возвращаемся к проблеме №1 — Украина требует, чтобы ЛДНР были распущены до начала политического урегулирования. Что, в общем-то, логично, если это оккупационная администрация. Но просто так взять и ликвидировать её нельзя — территория станет неуправляемой. Значит, власть должна быть кому-то передана. По логике — украинским военно-гражданским администрациям. Или, в крайнем случае, российскому военному командованию, что Украину устроит в ещё большей степени.
И да — об ОРДЛО. Тут ситуация обратная. В юридической реальности Минских соглашений эти самые «отдельные районы» существуют, но в объективной реальности их нет — есть районы двух областей Украины, объединённые в ДНР и ЛНР.
Что они курят?
Посол Франции уже вежливо поинтересовался, не идиоты ли сидят в Киеве, если своими новыми «вводными» срывают встречу в «нормандском формате» (кажется, Макрон сильно в ней заинтересован). Но мы, на самом деле, не об этом, а о других требованиях украинской делегации.
Вот, например: «Вывод с территории Украины иностранных войск и военной техники». Это прямая цитата из Минских соглашений. И у российской стороны было сто миллионов возможностей воспользоваться этим фрагментом. Но не воспользовались. Тогда инициативу перехватил Кучма…
Суть тут в том, что речь идёт обо всей территории Украины, а не только о территории ОРДЛО. То есть Кучма, если верить Олифер, потребовал (от кого???) вывести с территории Украины подразделения стран-членов НАТО, находящиеся там на основании международных соглашений — участников многосторонних учений, военных инструкторов, американских военных строителей, сооружающих базу в Очакове… Ну разве это не прекрасно?
«Эффективный мониторинг СММ ОБСЕ на всей территории Украины» выглядит всё же не так феерично…
Говорят, что Зеленский решил отозвать Кучму из Минска. При всём уважении ко второму президенту, решение правильное — уважаемый государственный деятель слегка зарапортовался. Ну или совершил сознательную провокацию против действующего президента (что тоже может быть — ведь Кучма представляет не только себя, а и Пинчука, который, в свою очередь, представляет американских демократов, имеющих собственные интересы в украинской политической игре).
P.S.: Первым и единственным пунктом повестки дня встречи в «нормандском формате», если она всё же состоится, должен стать вопрос об отмене Украиной закона о реинтеграции Донбасса. Если этот вопрос не будет поднят, то встречу можно и не проводить. Если, конечно, стороны формата действительно озабочены мирным урегулированием.