В субботу, когда многие украинцы вовсю трудились на огородах дач-кормилиц или на полях у родителей в селах, на сайте Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания появилось заявление, которое вызвало небольшую сенсацию в украинских массмедиа. Стало известно, что в отставку подал чиновник, с которым у украинских журналистов были весьма натянутые отношения — глава Нацсовета Юрий Артеменко.

«Срок моих полномочий как члена Национального совета завершается в июле. Однако сегодня, за два месяца до его окончания, я принял решение подать в отставку и уйти с должности», — заявил Артеменко.

«Радио Петя»: Порошенко возводит свою медиа-империю
«Радио Петя»: Порошенко возводит свою медиа-империю
© пресс-служба президента Украины

Он объяснил решение досрочно уйти в отставку двумя причинами.

«Во-первых, простая человеческая усталость — в течение 5 лет в постоянном стрессе работать ежедневно, по 10-12 часов, иногда даже без выходных. Во-вторых, предложение, поступившее именно в это время, перейти на другую работу», — отметил он.

Место новой работы Артеменко не назвал. Однако вряд ли это будет пресс-служба какой-либо солидной структуры, ведь на своем прежнем посту Артеменко запомнился многим украинским работникам СМИ как душитель свободы слова. То есть полезные доброжелательные контакты с медиа у него отсутствуют.

Возможно, именно с этим и связан его преждевременный уход с занимаемой должности. Ведь давление Нацсовета на СМИ при Артеменко оказывалось в угоду действующему президенту, чьи полномочия прекращаются в ближайшие дни.

Человек из расстрельной команды Порошенко

В своем заявлении Артеменко упоминает борьбу со средствами массовой информации. Однако не со всеми.

«Свобода слова на Украине есть, а вот свободы СМИ нет» — Скачко
«Свобода слова на Украине есть, а вот свободы СМИ нет» — Скачко
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

«Для защиты информационной безопасности нашего государства была ограничена трансляция приблизительно 80 телепрограмм из государства-агрессора. Вместо этого за это время родилось свыше 50 наших родных, украинских спутниковых телеканалов», — указывал теперь уже бывший глава Нацсовета на «достижения» своей команды.

При этих словах украинские журналисты должны были бы саркастически рассмеяться. Ведь фамилия Артеменко ассоциируется не с открытием, а с закрытием СМИ Украины.

За два с лишним года до отставки главы Нацсовета — 30 января 2017 года — народный депутат Сергей Лещенко, входивший тогда в президентскую фракцию БПП, обнародовал интересную переписку.

«Коллеги! Прошу рассмотреть проект плана действий по каналу из трех цифр. Жду ваших комментариев, дополнений и изменений перед рассылкой всем заинтересованным. Целую, Шверк», — писал автор одного из писем — тогдашний замглавы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Григорий Шверк в июне 2015 года.

Письмо было адресовано коллегам Шверка — ответственному секретарю Нацсовета Екатерине Котенко и начальнику Шверка — Артеменко.

Что за «канал из трех цифр» имел в виду чиновник, который к моменту обнародования переписки стал народным депутатом от «Блока Петра Порошенко», украинцу объяснять не надо. Речь о канале «112». Да и следующий документ из переписки так и называется: «План действий по проекту «112».

Автор плана ставит три задачи: прекратить действие лицензий в цифровом мультиплексе МХ-5 для пяти предприятий, осуществляющих ретрансляцию канала «112», ограничить присутствие канала в кабельных сетях и, наконец, отнять у канала лицензию на спутниковое вещание. Целесообразность последнего Шверк предлагает обсудить.

Неслыханная свобода слова по-украински. Почему не тех сажают
Неслыханная свобода слова по-украински. Почему не тех сажают
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

После обнародования документов члены Нацсовета отрицали свое отношение к переписке. Лишь Шверк заявил, что первая страница переписки была написана его слогом и в его стиле.

«Я писал такое, если не очень похожее письмо», — отметил Шверк.

Кроме того, сайт Нацсовета перепечатал у себя статью издания «Детектор медиа», которое именует себя «сторожевым псом украинских медиа», но критикуется журналистами за близость к власти.

«Касательно первого пункта — лишение цифровых лицензий, то это, между прочим, исполнение одного из требования медийной общественности к новому составу Нацсовета, назначенного в 2014 году», — оправдывала журналистка Марьяна Закусило возможные действия регулятора.

Действительно, тогда каналу не могли среди прочего простить тот факт, что он не однозначно восторженно освещал события на Майдане и пытался донести до зрителя не только позицию протестующих, но и правоохранителей и тогдашних властей.

Остается добавить, что несмотря на то, что члены Нацсовета отрицали свое участие в переписке, «план Шверка» был частично реализован — у  канала «112» забрали лицензию на право вещания, из-за чего начался суд.

Кроме этого, «112», а также такие оппозиционные к власти каналы, как «Интер», NewsOne проверяли и штрафовали за высказывания, которые звучали в их эфирах, хотя некоторые из высказываний были с точки зрения закона безупречны.

Еще одним из знаковых событий в пору, когда Нацсоветом руководил  Артеменко, была атака на радио «Вести» в 2017 году. Тогда у самой популярной разговорной радиостанции в стране де-факто забрали лицензии на вещание в крупнейших городах Украины — Киеве и Харькове. Нацсовет отказался продлевать срок действия лицензий, заявив, будто радио отказалась назвать конечных бенефициаров. Сама радиостанция заявила о «тоталитарной диктатуре Порошенко», а остальные журналисты были весьма неприятно поражены — до этого работу крупного и оппозиционного к власти СМИ таким образом не прекращали.

Freedom House оценила степень свободы слова на Украине
Freedom House оценила степень свободы слова на Украине
© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанк

Впрочем, чего можно было ожидать от человека, который за год до этого — в 2016 году — оправдал поджог радикалами здания телеканала «Интер».

«Вы должны признать, что причиной всего этого стала именно ваша программная концепция <…> Я свою позицию не как председатель Нацсовета выражаю, а как гражданин… Когда на канале «Украина» был сериал «Не зарекайся», мы говорили: ребята, в этом мире, когда погибают матери, будьте внимательны. «Украину» залили кровью, вас подожгли. Если не опомнитесь, завтра вас застрелят и никто ничего не сделает», — обратился он к журналистам.

И вот он уходит.

Что будет дальше

На место Артеменко Порошенко уже назначил верного себе человека. Им стал замглавы Департамента информационной политики Администрации президента Владимир Горковенко, который отвечал в АП за работу со СМИ и отношения с общественностью.

Журналистов это не порадовало.

«Награда «За заслуги». Человека, который выслуживался в АП, проводил откровенно сомнительную информполитику, одним из прощальных указов президента назначают в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Без дискуссий и общественных обсуждений. Позор», — отметил глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко.

Журналист Александр Дубинский обратил внимание на другой аспект этой «рокировки».

Тимошенко подписала декларацию в защиту свободы слова
Тимошенко подписала декларацию в защиту свободы слова
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
«Этот негодяй (Порошенко. — Ред.) прямо под занавес своего срока увольняет принадлежащего ему на правах частной собственности главу Нацсовета по телевидению и радиовещанию — человека, который фактически определяет правила для телеканалов и радиостанций — Юрия Артеменко — и назначает некоего Горковенко своим указом в Нацсовет — ключевой орган по управлению теле-, радио- и медиапространством. Горковенко, по сути, является одним из кураторов «порохоботов» в социальных сетях. Весь тот поток негатива и ненависти, который производят «порохоботы», — автор всего этого — Горковенко. Тот самый, который сейчас Порошенко назначен в Нацсовет — орган, призванный блюсти прозрачность украинских СМИ и правила работы на медиарынке. Это не просто плевок, это демонстрация, как Порошенко относится к свободе слова», — отметил Дубинский 5 мая.

А за день до этого журналист призвал не забывать о том, что делал предшественник Горковенко на своей должности.

«Глава Нацсовета по теле- и радиовещанию Юрий Артеменко подал в отставку. Но это не должно никак повлиять на расследование преступлений Артеменко против свободы слова и заказное давление на СМИ в интересах Порошенко и его окружения», — отмечал Дубинский.

Дубинский выложил переписку Артеменко, которая должна помочь правоохранителям в их расследованиях деятельности бывшего чиновника.

А уже в комментарии изданию «Страна» журналист объяснил отставку главы Нацсовета тем, что Артеменко собирается бежать из страны.

«Артеменко, не дожидаясь, пока его будут брать за шкирку, написал заявление на увольнение. Теперь он, по моей информации, собирается уехать в США к своему бизнес-партнёру Владимиру Гусинскому. Это российский медиамагнат. Артеменко уже присматривал себе дом в Америке. Для него это сейчас самая благоприятная страна, которая вряд ли выдаст его Украине, когда тут начнётся расследование», — отметил Дубинский.

В общем, Артеменко поступил так же, как и некоторые силовики и близкие к действующему президенту чиновники: запросился в отставку, пока Порошенко еще в силе, а значит, и дела в отношении его окружения еще не начинали. Тут главное — вовремя покинуть тонущий корабль украинской власти. Тем более что у новых властей к Артеменко могут возникнуть серьезные вопросы: в недавнем интервью олигарх Игорь Коломойский, которого связывают с избранным президентом Владимиром Зеленским, рассказывал, что люди Порошенко у него пытались отобрать ключевой медиаресурс — канал «1+1».

У Коломойского хорошая память, особенно в отношении обидчиков. И тут Артеменко, который был одним из членов «расстрельной команды» Порошенко для СМИ, может стать одним из ключевых свидетелей, который должен будет подтвердить существование таких намерений у Порошенко. А там и до обвиняемого недалеко.