Об этом в интервью изданию «Апостроф» заявил глава украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его словам, «это мощнейшее мобильное наземное средство, которое может использоваться для береговой охраны, (…) она (ракета — ред.) может на расстоянии 280-300 километров поражать любые корабли».
«Безусловно, это все очень беспокоит российскую сторону», — на основе каких-то своих глубоко скрытых данных утверждает эксперт. При этом он отмечает своеобразную экономическую подоплеку. Речь, по его мнению, идет о ситуации в Азовском море, где в ответ на арест российского, приписанного к Керчи, рыболовецкого судна «Норд» Россия начала задерживать для многочасовых проверок суда, идущие через территориальные воды РФ в украинские порты.
«Экономические эксперты говорят об астрономических цифрах наших потерь в обороте, который тормозится вследствие вот этой агрессивной морской политики (РФ — ред.)», — признал Бадрак. По его мнению, новая украинская ракета станет одним из «психологических факторов, которые должны всерьез воздействовать на политику Кремля на этом участке».
И далее, Бадрак заявил, что «в перспективе может появиться и крылатая ракета более серьёзной дальности — до 1500 км».
Впрочем, крылатая ракета — не первый «психологический фактор», которым украинский военно-промышленный комплекс (ВПК), а вместе с ним и Минобороны, Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) предполагают «психологически» испугать Россию.
Миф про беспилотники
Секретарь СНБО Александр Турчинов в ноябре 2017 года сообщил, что Украина скоро начнет работу над беспилотниками, которые запустит над территорией России. Он также заявил, что Украина уже сейчас способна производить «беспилотники тактического уровня».
Так, разработанный авиаконцерном «Антонов» аппарат «Горлица», по словам Турчинова, может подниматься на высоту пять тысяч метров и пролетать тысячу километров.
А дальше начинается очередной «психологический фактор». Оказывается, беспилотный аппарат может быть использован как для ведения разведки, так и для корректировки и наведения огня, и что уж совсем «психологически важно» — для стрельбы ракетами «воздух-земля», заверил секретарь СНБО на летных испытаниях «Горлицы».
Согласно данным, размещенным на презентационном стенде "Укроборонпрома", длительность воздушной разведки беспилотника (БПЛА) составляет семь часов. Воздушную разведку БПЛА способен проводить с высоты 1,8-2,4 км. Максимальная скорость полета "Горлицы" — 230 км/ч, крейсерская скорость — 150-180 км/ч.
Турчинов отметил, что в 2014 году, когда, по его словам, Украина начала «противостоять российской агрессии», на фронте вообще не было БПЛА, а теперь наблюдается даже «конкуренция среди украинских производителей беспилотных летательных аппаратов тактического уровня».
По его словам, следующий шаг — создание БПЛА стратегического уровня.
«Следующие испытания будут уже с использованием точного оружия», — пообещал Турчинов.
Не станем углубляться в детали, обладает ли Украина в настоящее время высокоточным оружием вообще — это вопрос узкоспециальный. Обратимся от «психологических факторов», все же имеющих скорее бумажную природу, к реальным фактам.
Пока что в Киеве объявили большим достижением приобретение у США партии устаревших противотанковых комплексов «Javelin», а вот о начале промышленного выпуска ударных украинских БПЛА и о кампании по подготовке соответствующих кадров (ведь для управления боевыми беспилотниками с земли необходимы высококлассные специалисты) ничего украинской общественности не известно. Многие технические вузы, наоборот, сворачивают выпуск специалистов.
А еще немало было сообщений о крайне тяжелом положении, в котором оказались государственное предприятие «Антонов», то самое, которое должно выпускать стратегические беспилотники.
Кроме того, известно, что вовсе не украинские БПЛА «работают» в Донбассе, а беспилотники серии Shadov, поставляемые США в качестве нелетального оружия.
Негромкий скандал с «Громом-2»
Много надежд украинская «патриотическая» (то есть выступающая за войну с Россией) публика возлагала на украинские ракеты, которые вот-вот поступят на вооружение. В частности, ожидалось, что уже в прошедшем 2017 году украинская армия как будто бы должна была получить новые ракетные установки «Гром-2». Как сообщало со ссылкой на собственные источники издание «Лига.net» http://www.liga.net/, эти установки полностью заменят советские «Точки-У».
Кроме того, «Гром-2» объявили «близким аналогом» российского комплекса «Искандер». Сообщалось, что комплекс создают силами КБ «Южмаш»…
Впрочем, на вооружение ВСУ установка «Гром-2» ни в 2017 году, ни до сих пор не поступили. Как сообщил в январе 2018 года изданию «Автограф» директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, пока еще идут испытания, а «широкомасштабное производство комплекса, по оптимистическим оценкам, может начаться через два года».
Более того, по словам эксперта, «Гром-2» — оружие не для Украины, «это комплекс, который производится на основании контракта для одной из ближневосточных стран». Вот потом, возможно, и ВСУ чего-то подобного дождется. Когда будет выполнен контракт.
А пока работы ведутся для «инозаказчика». Згурец отметил, что такие комплексы создаются в течение 7-10 лет — «это длительный процесс, который связан с определенными технологическими препятствиями и задачами, которые украинская сторона решает».
Что же касается «Южмаша», то уже общим местом стал факт почти полного разрушения (интеллектуального и финансового) этой когда-то жемчужины советского ракетостроения. Известно, что несколько дней в неделю предприятие работает по 2-3 часа в сутки. Большинство специалистов разъехались — кто в Китай, кто в Россию, кто — на Запад.
Натужная гордость на развалинах ВПК
В июне текущего года глава госкомпании «Укроборонпром» Павел Букин в интервью изданию «Обозреватель» заявил, что на Украине проходят испытания крылатой ракеты.
«Мы стараемся уделить внимание направлениям, которые наносят противнику максимальный ущерб за короткий срок. Глупо рассчитывать, что мы задавим Россию количеством солдат. Поэтому будем давить качеством вооружений", — сказал Букин.
Есть еще проходящий испытания ракетный комплекс «Ольха», который президент Украины Петр Порошенко считает «высокоточным». По его словам, он поставил задачу начать серийное производство «Ольхи» в 2018 году.
Преподносилось все это весьма торжественно. Но российский военный эксперт Александр Пылаев в связи с этим в эфире радио Sputnik отметил, что «системы залпового огня такого рода существуют во многих странах, это не есть что-то запредельно сложное».
По мнению эксперта, украинский ВПК за годы независимости очень сильно пострадал — «и поэтому практически все, что они могут производить сейчас, становится предметом несколько натужной гордости».
Можно вспомнить еще о танках Т-84 «Оплот» — их партию с задержкой Украина отгрузила в Таиланд… К танку, что говорится, есть вопросы.
Команда Украины заняла последнее (восьмое) место на соревнованиях по танковому биатлону Strong Europe Tank Challenge в Германии. В Минобороны Украины объяснили это неопытностью экипажа.
Однако участник команды из 14-й волынской механизированной бригады Вооруженных сил Украины капитан Роман Багаев заявил, что причина поражения украинской команды — плохое состояние новых танков.
«Мы поехали на четырех Т-84. Во время «операции в наступлении» выстрелил только один танк. На остальных трех снаряд или не до конца загрузился в пушку, или не сработали датчики. Система показала, что танк не до конца зарядился, поэтому пушка с гидростопора не снялась», — сказал Багаев изданию «Новинарня».
«Взять на испуг» не получается
Конечно, следует признать, что созданный в советскую эпоху силами всего СССР украинский ВПК все еще способен кое-что разрабатывать и производить. Но только «кое-что», считают эксперты.
«Что касается сложных, высокоточных систем оружия, Украина их в принципе не способна создавать», — сказал РИА Новости военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
По его словам, периодически проводимые на Украине пуски и демонстрации можно считать имитациями — «но реально Украина сегодня ничего самостоятельно производить не может и разрабатывать тем более».
Кстати, глава «Укроборонпрома» Павел Букин признает: большая часть оружия производится на продажу в дальние страны, внутренний заказ в 2017 году составил лишь 15% по всем предприятиям концерна. Если Украина — воюющая страна (и воюющая не с кем-нибудь — с Россией), как об этом уже пятый год заявляет украинская власть, то такой объем заказа выглядит достаточно странно.
Тут уместна аналогия. Это все равно, если бы во время Великой Отечественной войны советская военная промышленность 75 % выпускаемых в стране танков, пулеметов, орудий и самолетов продавала за рубеж, а на оставшихся 15% — воевала…
Очевидно, что, во-первых, сами украинские политики из так называемой «партии войны» не верят ни в какую войну с Россией. А просто под шумок о «российской агрессии» пилят бюджеты и гонят за границу военную технику.
И, во-вторых, все эти громкие заявления той же самой власти о военных разработках, высокоточных крылатых ракетах, беспилотниках и беспримерных по неуязвимости танках украинского производства — фейк, «психологический фактор», «бумажный тигр», способный напугать только самого неискушенного обывателя.
Да и то ненадолго.