Сергей Шойгу покидает пост и переходит в Совбез. Назначение главой оборонного ведомства крепкого государственника и опытного экономиста эксперты уже назвали историческим с точки зрения дальнейшего развития страны в целом. В прицеле внимания — мобилизация экономики. Больше мнений — в обзоре соцсетей.
Директор Института международных экономических и стратегических стратегий РУССТРАТ Елена Панина
Война надолго: к представлению нового министра обороны РФ
О чём говорит факт представления человека с громадным экономическим опытом в лице Андрея Белоусова на должность министра обороны РФ — помимо очевидной задачи по "расшивке" узких мест под крышей военного ведомства: от нехватки дронов до коррупционных скандалов?
Ответ и прост и грозен: война с Западом — это надолго. Ключевым фактором в этой войне становится соревнование "экономик военного времени" — в России и на постепенно раскачивающемся Западе.
Быстрой победы не будет — а чтобы победить через год-два-пять, нашей стране требуется не только преобразование ОПК и связанного с ним сектора экономики, с кратным наращиванием производств, скорейшим внедрением инноваций и созданием армии нового типа, но и переход к мобилизационному обществу. На основе полученного в СВО опыта и с прицелом на следующий уровень конфликта — уже с НАТО. ️
Неслучайно прозвучало сравнение нынешнего бюджета Минобороны с советским уровнем. Оно любопытно и в том плане, что во времена СССР "оборонка" была доминирующим генератором прорывных технологий и во многом драйвером экономики в целом.
Сейчас ОПК должен снова занять ту же роль. Эффект от управленческих преобразований подобного уровня станет ощутим не раньше, чем через год-два — как раз тогда, когда перед Россией встанут главные вызовы. Но первые признаки того, как будет меняться отечественная экономика, мы заметим гораздо раньше.
Профессор ВШЭ Евгений Коган
Министр обороны — экономист
Президент предложил назначить (считай, назначил) министром обороны Андрея Белоусова. Ну вообще в назначении министром обороны штатского человека нет ничего эдакого и оригинального. Это вполне нормальная практика. Его же не главой Генштаба назначают.
Несложно догадаться, что от экономиста на посту министра обороны ожидают выстраивания эффективного военно-промышленного комплекса. Это, кстати, задача, измеряемая не месяцами, а годами. Отсюда понимаем, какие планы у руководства страны во внешней политике. Ждать каких-либо изменений не стоит.
Более того, роль оборонного сектора в народном хозяйстве будет только нарастать. Также экономист, бывший вице-премьер страны, потенциально может быть эффективнее своих военных коллег в вопросах организации масштабных логистических мероприятий.
▪️ Как известно, Андрей Белоусов считается сторонником новой кейнсианской экономической модели.
▪️ Он выступал и выступает за масштабное государственное вмешательство в регулирование макроэкономических процессов.
▪️ Именно с его именем связывают идеологию нацпроектов. Как экономисту и доктору экономических наук, а также опытному администратору, первым делом ему, по всей видимости, предстоит глобальный аудит эффективности работы министерства обороны (МО). Догадайтесь почему.
Не исключу, что Андрей Белоусов, в частности, будет оптимизировать старые и искать новые способы эффективного финансирования военных расходов за счет внутренних ресурсов. Короче, работы у него с учетом размера бюджета МО будет явно невпроворот.
Какие выводы для рынков? Опережающий рост военного сектора и оборонного заказа — это долгосрочная тенденция. Частным гражданским компаниям придется и дальше конкурировать за ресурсы с оборонным заказом. А точнее, довольствоваться тем, что останется. Впрочем, фактор этот не новый.
Стоит ли бежать в акции около оборонного сектора, например металлургов? Не думаю. Акции — это про прибыль, а здесь другое.
Зная Андрея Рэмовича, жировать на заказах при нем вряд ли получится. Если и будут наращивать заказы для оборонки, то работать придется в ультимативных условиях: много и задешево. Нахлобучивать государство не дадут. Но вообще… будем откровенны, назначение неожиданное. Хотя по текущей ситуации вполне логичное.
Журналист Павел Демидович
Назначение экономиста Андрея Белоусова на должность министра обороны имеет свою логику: ростом экономики и промышленности можно управлять и через спрос со стороны военной машины.
Новый министр обороны явно имеет представление о ресурсах и ограничениях отечественной экономики силового блока. Вопрос в том, что как он будет вписывать её в экономику страны, в то время как параллельно в правительстве её переводом на новый технологический уклад, реализуя стратегию, написанную Белоусовым, будет заниматься Денис Мантуров, который занял его же кресло первого вице-премьера.
За последние два года выпуск в экономике России, связанной с ОПК, резко вырос, а гражданская обрабатывающая промышленность стагнирует. По оценке BOFIT, в I кв 2024 г. средний объем производства в отраслях, связанных с ОПК, был более чем на 50% выше, чем в начале 2022 г. Объём производства в других отраслях обрабатывающей промышленности вырос всего на 0,5%. Дисбалансы растут, но сейчас не до них.
Журналист Семен Уралов
О новых назначениях в военном министерстве Деньги на войну есть, но теперь главная задача — учёт и контроль. Ещё наверняка большой аудит проведут, ибо в Счетной палате теперь тоже особо доверенный начальник сидит.
Началось соревнование экономик РФ и НАТО, поэтому Минобороны еще много лет будет главным потребителем всего и вся. Вообще, большой финансовый аудит напрашивается и в общественной сфере вокруг СВО.
Глава украинского Института мировой политики Виктор Шлинчак
Интересный факт.На министерском посту Шойгу находился больше, чем Путин на президентском, — 18 лет он возглавлял министерство чрезвычайных ситуаций и 12 лет министерство обороны. В общем — 30 лет.
Конечно, за все эти годы, сидя на ресурсных министерствах, у Сергея Кужугетовича есть не один скелет в шкафу. И недавний арест его заместителя — Тимура Иванова (что не могло произойти без указания сверху) напрямую касается и системы, которую выстроил Шойгу.
Иванов, к слову, стал замминистра обороны еще в 2016 году и, как сообщается в пресс-релизах, "сыграл важную роль в проектах реконструкции Мариуполя". То есть зарабатывал на военном бюджете.
Приход нового главы в Минобороны — Андрея Белоусова — это ставка Путина на наведение экономического порядка в войсках. Большая "советская армия" с Белоусовым будет пытаться перестроить свою экономику более эффективно, чтобы использовать большие ресурсы и правильно их менеджерить.
Поэтому для нас (Украины. — Ред.) смена управляющего в МО РФ — дополнительный стимул пересмотреть эффективность наших управленческих кадров и их способность конкурировать с российскими. Ибо когда война на истощение, нужно брать если не ресурсами, то интеллектом.
Политтехнолог Мария Сергеева
Любой, кто читал хотя бы одного военкора, понимает, что война сейчас — это дроны, РЭБ и инновации не только в смысле техники, но и в смысле организационных структур. А не как сейчас: положено на отделение столько-то уставных касок, автоматов и бронежилетов, а вот эти ваши дроны в пехоте не положены, у нас всё строго по уставу и норма патронов на человека такая-то.
И внедрять, и перестраивать всё это нужно, во-первых, вчера, во-вторых, семимильными темпами. И только человек по-настоящему жесткий и по-настоящему чужой для военной системы сможет это наладить. А вариантов в кадровой колоде немного.
Поэтому логика первого лица очень понятна: извините, Андрей Рэмович, но сначала РЭБ, а потом ВЭБ. Но есть тут и понятный публичный риск. Пока начальство считает, что Генштаб — это, собственно, про войну, а Министерство — больше про хозяйство, примерно 99% военных (и тут я боюсь преуменьшить цифру) искренне полагает, что раз министр обороны — это главное публичное лицо всех военных, то он должен быть исключительно профессиональным военным, поевшим грязи на полигонах и с реальным боевым опытом.
Ну а мотивация парней на фронте и их представления о справедливом устройстве власти, как вы понимаете, крайне важны. На этом сейчас вся страна держится. Так что задача у Белоусова натурально сверхчеловеческая: перестроить совершенно чужеродную для себя систему, одновременно завоевав в новой должности авторитет как публичный, так и внутри этой системы.