Национальный университет «Львовская политехника» 14 ноября уволил Ирину Фарион с должности профессора кафедры украинского языка на фоне её обвинений в адрес украинских военных, общающихся на русском языке, а также скандала с крымским студентом. Увольнения Фарион требовали студенты вуза.
Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила, что начала уголовное производство относительно Фарион по четырем статьям УК. Одной из причин стали ее высказывания о русскоязычных военнослужащих ВСУ. Также СБУ инициировала психолого-лингвистическую экспертизу её высказываний.
Сама Фарион в своем телеграм-канале назвала свое увольнение незаконным и сообщила, что готовит иск в суд. Напомним, что Ирина Фарион, помимо прочего, заявляла, что некоторые русскоязычные украинцы заслуживают «лишь одного — полной и абсолютной утилизации».
Многие считают все это преследование известной националистки постановкой Офиса президента ради отвлечения внимания общества от куда более насущных проблем. По мнению авторов популярного на Украине телеграм-канала «Легитимный», эта операция по отвлечению внимания перерастает в «трек по зачистке всех ультраправых националистов/радикалов, которые не хотят жить под четким кураторством ОП».
Банковой очень важно контролировать всех, и деятели в ОП пытаются создать «армию марионеток». Получится или нет, увидим, «а пока Банковая нагибает Фарион, так как пещерный национализм сегодня не в тренде, а её приверженцы не особо хотят идти на митинги в её поддержку», отмечает «Легитимный».
А мы отметим, что скандал с Фарион происходит на фоне других процессов: так, в Киеве в эти же дни снесли памятник Пушкину. Как видим, искоренять все русское на Украине готова не только она.
Митингов в защиту Фарион мы действительно пока не видим (но не будем забывать, что сторонников у нее не так уж и мало). Зато по всей Украине прошли митинги с требованиями демобилизовать тех, кто с февраля прошлого года находится на передовой. По данным издания «Страна», такие митинги родственников военнослужащих прошли в Одессе, Львове, Хмельницком, Житомире и Кривом Роге.
Причины отсутствия ротации понятны. Добровольцев больше нет, а отловить достаточное количество будущих боеспособных солдат на улицах городов не получается. Поэтому некоторые украинские эксперты сомневаются в том, что Киев может долго продолжать конфликт в формате высокой интенсивности, — для этого нет базовых ресурсов, нет людей.
Украинский финансовый аналитик Алексей Кущ к базовым ресурсам отнес демографический, финансовый, экономический, материально-технический, военный, геополитический и даже информационный потенциал. В интервью журналисту Александру Шелесту (признан иноагентом в РФ) он отметил, что «все это можно объединить в сводный индекс инфляции войны».
«И в этом своеобразном индексе, на мой взгляд, показатель демографических ресурсов, мобилизационного резерва, его удельный вес в этом индексе должен составлять не менее 50%, не менее половины», — сказал эксперт, добавив, что другая половина — это все остальные ресурсы, необходимые для ведения войны, в том числе информационный ресурс должен поддерживать нацеленность общества на войну.
Если нарисовать кривую, наглядно показывающую возможности Украины, то будет видно, что у страны нет мобилизационного потенциала для того, чтобы вести не то что столетнюю, но даже пятилетнюю интенсивную войну, констатировал аналитик.
По его словам, на Украине от 10 до 12 миллионов — активная часть населения, составляющая костяк экономики. Таким образом, общий мобилизационный резерв (а это 15% экономически активного населения) составляет от 1,5 до 2 миллионов. Если считать только мужское население (5–6 миллионов), то при тотальной мобилизации можно призвать примерно 1,8 млн человек.
«С учетом того, что что у нас сейчас в армии порядка миллиона человек и еще плюс 500 тысяч в различных силовых государственных структурах, то есть в своем роде мобилизованы, — полиция, СБУ, пограничники, МЧС, госслужащие и т. д., — то получается, что у нас мобилизационный резерв, он уже вот-вот должен быть исчерпан, он на грани исчерпания», — рассказал Кущ, предположив, что точка исчерпания может быть пройдена в середине следующего года.
Эксперт добавил, что демографический ресурс, в отличие от финансового, нельзя быстро восполнить. А все страны, переходившие к формату так называемого фольксштурма, «когда идет тотальная мобилизация всех и вся», в результате проигрывали.
По мнению аналитика, фактор исчерпания мобресурса до сих пор не сказывался в полной мере на динамике войны, но в 2024 году «эта проблема будет напрямую влиять на военную стратегию».
В России эта проблема тоже ощутима. Как рассказал в интервью изданию Украина.ру военный обозреватель и блогер Кирилл Фёдоров, дефицит людских ресурсов является главный фактором, который не дает возможность ВС РФ начать масштабную наступательную операцию.
О ситуации на фронте. Продолжаются бои за Авдеевку, этот населенный пункт называют воротами в Донецк. Оттуда же летят снаряды по городу. Но чтобы прекратились обстрелы Донецка, мало взять Авдеевку, линию фронта нужно отодвигать значительно дальше, считает волонтер, адвокат и общественный деятель Татьяна Монтян.
По ее словам, есть много мест, откуда нацисты безнаказанно могут обстреливать мирных жителей Донецка. И они будут это делать.
«Они радуются тому, что Донецк бомбят. Они радуются тому, что здесь умирают люди. И они понимают, что пока Донбасс бомбят, значит, Россия ничего не может сделать. Они в соцсетях об этом пишут просто пачками: "Ну что, дождались Россию, помогли вам русские...". Они злорадствуют, они этому радуются», — заявила Монтян в эфире телеканала «БелТА».
Она продолжила: «До тех пор, пока технически они будут способны бомбить мирных людей, они будут это делать». Никаких моральных ограничений давно уже нет. По словам Монтян, «они (те, кто обстреливает город. — Ред.) уже давно нелюди, они чудовища, они монстры, которые радуются тому, что здесь сгорают дети в маршрутках, они счастливы от этого».