Каковы вероятность и возможные последствия такого разворота событий?
Об этом говорили эксперты и политики на конференции, состоявшейся в пятницу, 3 марта, в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Дискуссия состоялась в рамках спецпроекта издания Украина.ру «Украинское досье».
Открывая дискуссию, главный редактор Украины.ру Искандер Хисамов отметил, что события развиваются динамично, противник — коллективный Запад и подконтрольный ему киевский режим — делает все для масштабирования конфликта, расширяя географию провокаций.
С этим согласился депутат Государственной думы РФ Дмитрий Новиков, отметив, что ситуация вокруг Украины в своей горячей фазе длится уже год, теперь накаляется ситуация вокруг Белоруссии, вокруг Приднестровья.
Все эти обострения — следствие разрушения Советского Союза, подчеркнул политик. По его словам, все бывшие союзные республики оказались в непростой ситуации. К этому следует прибавить обостряющийся кризис капитализма, который затрагивает все страны.
Готовность Киева обострять ситуацию вокруг Приднестровья — вещь закономерная, учитывая стратегию реваншизма, которую реализует команда Зеленского. Стоит помнить о том, что этот режим самостоятельным игроком не является и выполняет команды коллективного Запада, а для НАТО важно создать кризисную ситуацию вокруг Приднестровья, считает Новиков.
Политик напомнил, что молдавское общество все больше и больше противостоит как внутренней, так и внешней политике Санду, но для Запада это как раз аргумент для более активного вмешательства, поскольку необходимо будет успеть до смены власти в Кишиневе.
Наконец, надо помнить, что на территории ПМР есть крупные законсервированные арсеналы, которые могли бы пригодиться ВСУ. В любом случае Киев может рассматривать атаку на Приднестровье как хорошую для себя тему.
Политолог, специалист по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев подчеркнул, что Запад и киевский режим хотели бы воспользоваться ситуацией и ликвидировать ПМР — но сейчас этого не произойдет, поскольку в Приднестровье есть российские базы. И Кишинев сейчас о помощи ВСУ не попросит.
А когда попросит? Тогда, когда у ВСУ будут какие-то успехи, считает эксперт.
Кроме того, по его мнению, «если РФ подтвердит продление зерновой сделке, то о Приднестровье мы можем забыть». Если же ВСУ все же войдут на территорию ПМР, то легкого успеха там не добьются, а такая перспектива Киев вряд ли устраивает.
Но весной ситуация может обостриться, это будет зависеть от перспективы наступательных действий ВСУ на востоке, отметил Суздальцев.
В свою очередь, глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич напомнил об идущих сейчас серьезных интеграционных процессах на Евразийском континенте.
Молдавия, по его словам, относится к тем странам, которые остаются «между двух огней». Ранее Кишинев получал выгоды от сотрудничества с РФ и при этом имел свободную зону с ЕС. Но с приходом к власти «евроинтеграторов» ситуация в Молдавии изменилась: теперь промышленность страны останавливается, инфляция растет, дефицит бюджета достиг миллиарда долларов.
Угроза военной дестабилизации в регионе велика. По словам эксперта, НАТО сейчас наращивает группировку ВСУ, которая сейчас не на фронте, но должна пойти вперед. Поэтому овладение складами в Приднестровье для них жизненно необходимо, другим способом ликвидировать снарядный голод они не могут.
22 тысячи тонн боеприпасов в селе Колбасна в ПМР — это для них (для Запада и для Киева. — Ред.) повод пойти на провокацию. Заодно это и способ ослабить Россию.
Клинцевич отметил, что Румыния начинает постепенно интегрировать Молдавию, но пока Бухарест не готов к обострению конфликта в военном отношении. Больше готова к этому Польша, которая действует в рамках огромных финансовых вливаний США, вгоняя будущие поколения поляков в долги.
Проводятся меры по увеличению вооруженных сил, закупается современное вооружение.
Объединенная группировка РФ и Белоруссии ставится в противовес угрозе со стороны НАТО, где явно готовят войска вторжения, сказал эксперт. Он добавил: для нас это деструктивный процесс, но для американского ВПК это плюс. Тут есть экономическая составляющая — так, американцы добиваются отправки «Леопардов» на Украину, тут же заменяя их своими танками. То же происходит и в других отраслях.
В целом нужно видеть, что НАТО готовит второй эшелон, который может вступить в игру, когда основная украинская армия будет разбита, считает Клинцевич.
Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы Российской академии наук Николай Межевич, принимавший участие в конференции по видеосвязи из Минска, отметил, что пока мы видим больше угроз, нежели реальных действий. Он напомнил, в частности, что боеприпасы на складе в ПМР закладывались 30–40 лет назад, никто не знает, в каком они сейчас состоянии.
Почему Киев пока больше угрожает, чем действует, почему осторожна Санду? Потому что нападение на Приднестровье — это нападение на Молдавию, или же Кишинев должен открыто пригласить ВСУ на свою территорию, обрисовал ситуацию эксперт.
Он продолжил: приднестровцам отступать некуда, они будут сражаться, и это хорошо понимают и в Киеве, и в Кишиневе.
Наконец, если ВСУ зайдут в Приднестровье, какова будет в дальнейшем судьба самой Молдавии? Если будет интеграция ее в Румынию, то не вспомнит ли Румыния затем и про Украину, про такой украинский город, как Черновцы, задал вопрос Межевич.
Он отметил, что свое слово затем может сказать и Венгрия, претендующая на ряд украинских земель. И тогда вся система границ в Европе окажется под угрозой, что вряд ли устраивает Европу.
Эксперт рассказал, что в Белоруссии сегодня становится все меньше сторонников Запада, все меньше тех, кто рассчитывает отсидеться – напротив, происходящее способствует консолидации белорусского общества.
В свою очередь, принимавший участие в конференции директор Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников (г. Тирасполь) отметил, что боеприпасы на складах в Приднестровье хранятся в хороших условиях, но уже истекают сроки хранения, боеприпасы нужно утилизировать. Если склады попадут в руки Киева, воспользоваться этим вряд ли смогут — «просто рванет это все».
Он рассказал, что вторжение в Приднестровье готовилось, об этом говорят факты. В Молдавии еще в декабре прошлого года закрыли все русскоязычные каналы, ужесточили законодательство. В феврале 2023 года Зеленский заявил, что Киев получил материалы, что Россия якобы намерена сместить режим Санду.
А 23 февраля Минобороны РФ обнародовало схему готовящейся провокации, затем последовало заявление МИД РФ. Если бы вторжение тогда произошло, то все и всем было бы ясно. Своевременные сообщения МО и МИД РФ сыграли свою роль, создали ситуацию, в какой такое вторжение было бы «вредным для Украины», считает Шорников.
В то же время, продолжил он, угроза сохраняется. В Донбассе Россия в состоянии активной обороны, идет война на истощение, и это не в пользу Запада. Поэтому возможны попытки вынудить Россию к более активным действиям.
Модерировавший дискуссию Искандер Хисамов уточнил: а что об этом думают в Киеве? Ведь недавние события, в частности провокация в Брянской области России, — эти события «показывают, что украинцы готовы на все».
На это Шорников ответил, что теперь внезапного вторжения ВСУ в Приднестровье в любом случае не получится. Кроме того, продолжил он, Румыния не заинтересована в эскалации конфликта на Днестре, поскольку в военном отношении страна не готова к такому конфликту.
И Бухарест вполне мог сделать прозрачный намек об этом гражданке Румынии Санду.
По мнению эксперта, Румыния имеет далекоидущие планы относительно территорий и Молдовы, и Украины (Черновцы), но к прямому столкновению с российской армией пока не стремится — румыны намерены приращивать свои территории политико-дипломатическим путем.
Андрей Клинцевич отметил, что в самой Европе есть серьезные внутренние проблемы. США своими действиями раскалывают ЕС, немецкие производства вынужденно перебираются в Америку.
Формируются новые центры силы — о чем говорит тот факт, что Польша выдвинула требования о репарациях к Германии. В общем, констатировал эксперт, англосаксы в своей европейской политике придерживаются старого принципа «разделяй и властвуй».
Подводя итоги дискуссии, Искандер Хисамов отметил, что ситуация серьезная, риски велики и России следует быть готовой к любому развитию событий.