23 декабря 1919 года в Екатеринославе родился последний ныне здравствующий Герой Советского Союза, ставший им в Великую Отечественную войну, генерал-полковник авиации Василий Васильевич Решетников. Пилот дальнебомбардировочной авиации, он начал воевать уже в 41-м году и совершил 307 боевых вылетов.
Василий происходил из семьи потомственных художников: его отец Василий Павлович был художником, прадед – мастером-живописцем, дед – иконописцем. Но самым известным в роду был его дядя – академик Фёдор Решетников – его кисти принадлежат знаменитейшие полотна, которые знакомы практически каждому: "Прибыл на каникулы", "Опять двойка".
Казалось бы, Василий должен был унаследовать и продолжить семейную творческую профессию, но ему была уготована совсем другая судьба.
После школы-семилетки № 13, он в 1936 году окончил три курса медицинского рабфака. В том же году его пригласили на медкомиссию, чтобы посмотреть, годен ли юноша стать пилотом. Авиация в те годы массово влекла к себе молодёжь, но Василий был исключением, лётное будущее его особо не привлекало.
Решетников понимал, что физическая подготовка у него плохая, он не обладал атлетическим сложением, а, напротив, был щуплым и хилым, но всё-таки решил зачем-то попробовать пройти медосмотр. Желающих на поступление было много, к врачам выстроилась солидная очередь, но почти все по разным причинам комиссию не проходили. А вот щуплый Василий не только прошёл, но и был признан годным к полётам без ограничений – он оказался единственным со всего рабфака, кто поступил. Как говорит сам Василий Васильевич:
"Я о самолетах не мечтал, летать не собирался. Я оказался годным для службы и полетов на всех типах самолетов. Только тогда загорелся. Решил, что буду летать. Авиация захватила меня, и с тех пор больше ничего не интересовало"
Обучение Решетникова лётному делу в 11-й Ворошиловградской лётной школе имени пролетарита Донбасса (Ворошиловоград - в 1935—1958 гг. название Луганска. Прим. ред.) пришлась на время бурного развития советской авиации — 1936-38 годы. Окончив школу в звании младшего лейтенанта, в 1938 году Василий получил назначение в Орёл, в 45-й скоростной бомбардировочный полк, который входил в армию особого назначения.
Однако полк готовился к участию в Западном походе, неопытные лётчики ему были не нужны, поэтому молодых пилотов отправили на переучивание в Воронеж. В числе отправленных оказался и Василий. Он был зачислен в 164-й полк 1-й резервной бригады, там он освоил дальний бомбардировщик ДБ-3 и остался в качестве инструктора до 1941 года.
С началом войны Решетников сразу стал рваться на фронт, но получал отказ за отказом. В один из дней в его часть прилетел "покупатель", некий капитан Шевцов, который искал кадры для дальнебомбардировочного полка летавшего на Берлин майора Василия Гавриловича Тихонова. Василий был настойчив и уговорил Шевцова посмотреть, как он умеет летать. Той же ночью Решетников поднялся в облака, на высоту и выжал там из самолёта всё, что тот мог дать. Капитан весь полёт сидел молчал, а по его окончанию вышел из самолета, протянул Василию руку и сказал: "Пойдешь к Тихонову".
Но в этот раз попасть на фронт Решетникову было не суждено.
Хотя и пришла телеграмма с требованием отправить лейтенанта на фронт, командир резервного полка капитан Казьмин его упорно не отпускал, потому что у него имелось другое указание, присланное из самой Ставки Верховного Главнокомандования. Когда подчинённые капитана совсем доняли его своими просьбами об отправке на фронт, он собрал всех у себя в штабе и жёстко отчитал:
"Есть приказ наркома: из резервных частей – никуда. Наше дело готовить для фронта экипажи. Лётную программу не сокращать, но закончить её в кратчайшее время. Работать будем днём и ночью с максимальной нагрузкой".
Решетникова такой исход не устраивал. Как только он узнал, что есть телеграмма командующего с требованием отправить его на фронт, он тут же без раздумий собрал свой чемодан и фактически самовольно оставил часть.
В конце 1941 года он стал лётчиком 751-го ночного дальнебомбардировочного полка всё того же майора Тихонова. Летал полк на самолётах ДБ-3Ф, которые с марта 1942 года стали называться Ил-4.
Первоначально Решетников участвовал лишь в дневных боевых вылетах, к ночным полётам командование считало его недостаточно готовым. Но вскоре, убедившись в его отличном пилотировании, ему разрешили вылетать и ночью. Началась рабочая рутина:
"Всех интересуют падения, самые неудачные полёты у людей вызывают интерес и производят наибольшее впечатление. Обыкновенный боевой вылет, когда выходишь на цель, четко укладываешь бомбы, когда удается мимо обстрела пройти и спокойно вернуться на базу – никого не интересуют. А для меня важны именно такие вылеты".
Первой боевой наградой – орденом Красной Звезды – Решетникова наградили за вылет, состоявшийся 28 февраля 1942 года. Это был ночной налёт на вражеский аэродром Балбасово, под Оршей, откуда немцы бомбили Москву.
Ночь выдалась светлой – лунной и снежной. Самолёты полка отбомбились удачно: на земле пылали шесть очагов пожарищ, удалось уничтожить несколько вражеских бомбардировщиков. Атаковавший Ил Решетникова ночной истребитель Ме-110 был сбит. Настроение омрачало то, что не обошлось без потерь и в экипаже – перед своей гибелью "мессер" успел несколько раз прошить бомбардировщик очередями – погиб штурман, приборную доску вражеские пули разнесли в клочья, левый мотор отказал, часть баков была пробита, из них текло топливо.
До нашей территории оставалось около 350 километров, самолёт быстро терял высоту. Шансы, что удастся дотянуть до своих, оставались мизерные, по идее надо было срочно садиться. Решетников решил рискнуть – тянуть до последнего. Каким-то чудом, но ему удалось на одном моторе и последних каплях топлива долететь до линии фронта.
Когда самолёт снизился до критической высоты, он приказал стрелкам прыгать с парашютами, а сам повёл самолёт на вынужденную посадку. В ночной темноте, не выпуская шасси, без помощи штурмана ему удалось посадить самолет на брюхо на заснеженное, неосвещённое поле.
Василий Васильевич всегда говорил, что относился к военным вылетам просто как к работе. Он не копался в своих чувствах, стараясь свести выполнение поставленной задачи к простым хорошо отработанным алгоритмам.
Однако один вылет, сделанный в 1942 году, не смог оставить его равнодушным – впервые предстояло бомбить родной Днепропетровск.
Здесь остались отец и мать, связи с которыми не было с самого начала войны, здесь был знаком каждый переулок, каждый дом. Во время налёта Василий невольно стал заглядываться на места, где рос, прийти в себя помог только окрик сидевшего рядом штурмана: "Командир, что делаешь?"
В этот раз снова всё пошло не по плану – зенитный снаряд угодил в правый мотор. Самолет загорелся, но Решетников не сошёл с боевого курса, пока весь бомбовый груз не был прицельно сброшен на цель – железнодорожный узел. Огонь с двигателя удалось сбить фигурами высшего пилотажа и дотянуть до своего аэродрома в Раменском. Здесь при осмотре выяснилось, что мотор был сильно поврежден. Техникам пришлось долго повозиться, чтобы вернуть агрегат в строй. Пробоину от зенитного снаряда они заделали большой латкой, на которой отчеканили слово "Днепропетровск".
21 июля экипажу Василия Васильевича пришлось пережить новое испытание.
В этот раз предстояло бомбить Кёнигсберг, но стоило только самолёту пересечь линию фронта, как он попал в ужасную грозу. Из-за непогоды Ил начал буквально разваливаться в воздухе на куски. Попытки лётчиков, что-то сделать, не увенчались успехом. Решетников приказал экипажу оставить самолёт.
Ветром парашюты разбросало в разные стороны. Решетников приземлился один, рядом никого из своих не оказалось. Он не стал возвращаться к горящему самолету, утопил парашют в болоте и стал пробираться на восток.
Запасы были крайне скудными: компас, спички, пистолет, к нему две обоймы, и по карманам россыпью патроны. Документы лётчикам авиации дальнего действия (АДД) с собой в полёты не давали, на их гимнастёрках не было знаков различия. В одной из обезлюдевших деревень Василий в тот же день встретил деда – тот рассказал, что народ, кто ушёл за линию фронта, к своим, кто уехал в город, а кого угнали немцы. Он помог лётчику подобрать вместо добротных унтов и гимнастёрки с меховым комбинезоном какую-то старую гражданскую одежду.
Из военного у Решетникова остался только пистолет ТТ и патроны.
Несколько часов Василий пробирался по глухим лесам, и, выбравшись на поляну, заметил деревушку. Однако было не совсем понятно, кто в ней находится, наши или немцы. Немного понаблюдав, он двинулся к домам. В одном из них жила женщина с малолетней дочкой, держали они себя настороженно. Тут раздался шум топающих по земле десятков сапогов, девочка радостно вскрикнула: "Дядя Вася пришёл!"
Вскоре выяснилось, что Решетникову наконец повезло – он наткнулся на разведгруппу 953-го стрелкового полка 3-й ударной армии, командовал которой младший лейтенант Сафонов. От разведчиков лётчик узнал, что находится во вражеском тылу. Он попросил перевести его через линию фронта, но у Сафонова было своё задание, которое требовалось выполнять.
Несмотря на странную одежду, он поверил Решетникову и согласился взять его с собой простым бойцом. Задача стояла уничтожить вражеский штаб – не то немецкого полка, не то дивизии — в деревне Юхова. Сплошной линии фронта в Псковской области не было, и наши подразделения часто уходили в немецкий тыл, ведя там полупартизанские боевые действия.
Однако затем планы поменялись.
Сильный дождь не прекращался несколько дней, местность стала непроходимой. Через три дня пришло подкрепление с тяжёлым вооружением, радиостанцией, сапёрами, которое привёл политрук Станкевич – власть перешла в его руки. Политрук сказал, что не может в будущем тяжёлом бою рисковать лётчиком, который был нужнее в воздухе, чем на земле, и отправил его с двумя бойцами через линию фронта.
Через сутки Решетников уже был в нашем тылу, а ещё через неделю он вернулся в полк.
Кроме него из экипажа, как выяснилось впоследствии, выжил только стрелок-радист Алексей Неженцев. Ему повезло меньше. Он вышел к какой-то деревне, доверился местным мужикам, но они его скрутили и сдали полицаям. Потом были допросы, концлагерь под Ригой. Во время пересылки, Алексей бежал вместе с ещё пятью товарищами. Несколько дней они пробирались к линии фронта и успешное ё перешли. Затем были проверки в особом отделе 4-й ударной армии, в лагере, где проверяли бежавших из немецкого плена заключённых.
В полк он вернулся только под новый 1943-й год, и дальше до конца войны воевал уже в другом экипаже.
В сентябре 1942 года в разгар битвы за Сталинград экипаж Решетникова начал принимать участие в налётах на Берлин.
Это были очень опасные задания, так как столица Третьего рейха была плотно прикрыта зенитной артиллерией и ночными истребителями. Но Решетникову везло.
Когда по его самолёту начинала бить вражеская зенитная артиллерия, он опускал его ниже, на высоту, где зенитные снаряды не разрывались. Получить же прямое попадание снарядом было менее вероятным, чем оказаться в зоне поражения их осколками. Совсем низко опускаться было нельзя, так как там повышался риск зацепиться за трос аэростата ПВО.
В октябре бои за Сталинград достигли своего апогея, и дивизии АДД стали летать на Волгу и сбрасывать там бомбы на вражеские траншеи.
Сложность заключалась в том, что бомбить приходилось цели в непосредственной близости от наших позиций. Но армейское начальство проявило смекалку – в момент появления самолётов над линией фронта вверх устремлялись лучи двух прожекторов, образуя в небе треугольник-ворота, которые показывали направление налёта. Когда самолёты выходили на боевой курс, лучи опускались к земле. На их пересечении находилась цель, на которую бомбардировщики и высыпали свой смертоносный груз.
После окружения 6-й армии фельдмаршала Паулюса, полк Решетникова добивал тех, кто очутился в кольце.
Экипажи Ил-4 работали на износ, летали по три раза в день, в том числе и днём, иногда неся потери от вражеских истребителей. Хоть к тому времени советская авиация и захватила в небе над Сталинградом господство, полностью сбросить врага на землю ещё не удалось. Для Решетникова это всё закончилось только 20 января 1943 года, когда он свалился больной с температурой в 39 градусов.
Через две недели окружённые в Сталинграде немцы, наконец, сдались.
Весной боевая работа началась с новой силой: Конотоп, Кёнигсберг, Данциг, Тильзит, Унеча, Инстербург, Днепропетровск… вот неполный перечень городов, по целям в которых полк Решетникова и его экипаж наносили удары в тот период. Затем началось сражение на Курской дуге.
В его разгар 27 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий за мужество и героизм гвардии капитану Решетникову присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К лету 1944 года Решетников первым в своем авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов за линию фронта. С таким событием героя приехал поздравить лично командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Фёдорович Логинов. Но следующая новость была совсем нерадостной – командующий АДД маршал Голованов строго обозначил: больше никаких боевых вылетов.
Война шла к концу, нужно было думать о послевоенном развитии АДД и особенно беречь боевые командирские кадры.
Для Василия Васильевича, как для человека, который буквально жил небом, это был тяжелый удар. Стремясь поднять свой Ил в небо хотя бы ещё раз, он всё-таки смог получить разрешение на 7 полетов, в том числе и во время Берлинской операции.
Войну Василий Васильевич закончил в звании подполковника.
В 1946 году его назначили на должность командира родного фронтового 19-го гвардейского Краснознаменного дальнебомбардировочного авиационного полка. Позднее он закончил Военную академию Генерального штаба. По её окончании стал заместителем, а позднее – командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Вместе со своими полками облетел всю страну: Ледовитый океан, акватории Тихого океана.
В 1959 году на Ту-95 Решетников установил мировой рекорд дальности полета – 17 тысяч 150 километров, пробыв в воздухе 21 час 15 минут. Также на его счету участие в сбросе атомной авиабомбы на полигон на Новой Земле, посадки на тяжёлом бомбардировщике на лёд Моря Лаптевых, освоение арктических аэродромов на Земле Франца-Иосифа.
За время войны Василий Васильевич Решетников был награждён 12 орденами, в том числе тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, многими другими наградами. В честь героя был назван Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 "Василий Решетников".
Уйдя в отставку, он написал немало книг и рассказов о своём боевом пути, своих товарищах по оружию – и погибших, и переживших войну. На сегодня никого из них не осталось, а сам он – один из последних ныне здравствующих героев Советского Союза, получивших свои награды во время войны. Автору известен только ещё один – москвич-артиллерист Борис Васильевич Кравцов, который 28 декабря встретит свой вековой юбилей. Что касается Василия Васильевича Решетникова, сегодня ему исполняется 103 года.
Уходит героическое поколение, отстоявшее нашу Родину от нацистской заразы 80 лет назад. Уходит, оставляя нам, ныне живущим, историю своих героических подвигов, своей самоотверженной борьбы, как ориентир, как образец для подражания. И дай бог здоровья и сил последним из них, таким, как Василий Васильевич Решетников.