5 декабря 1867 года в окрестностях тогда российской Вильны родился будущий лидер Польши Юзеф Пилсудский. Он всю жизнь боролся с Россией, и украинский вопрос был для него лишь инструментом в этой борьбе.
На территории нынешней Украины есть немало мест, связанных с Юзефом Пилсудским. В Харькове он в 1885-1886 годах учился на медицинском факультете местного университета, во Львове жил в 1908-1914-м, в Виннице в апреле 1920-го встречался с Симоном Петлюрой, который ранее отказался в пользу Польши от Волыни и Галичины. А в мае того же года Пилсудский с польскими войсками вошёл в Киев – где бывал до того несколько раз, пока жил в Российской империи.
Однако считал ли он все эти города частью Украины?
И что вообще кроется за разрекламированной в последние годы фразой Юзефа Пилсудского "Нет независимой Польши без независимой Украины, как и нет независимой Украины без независимой Польши"? Ведь Юзеф Пилсудский, по утверждению всех его биографов, был воспитан в духе польского национализма, где никакой "Украине" места вообще не было.
К примеру, пребывая в Харькове, он ни разу не назвал этот город украинским. Вспоминая об участии в конспиративном студенческом кружке, Юзеф Пилсудкий позже напишет, что очень скоро разочаровался в соратниках, поскольку в кружке были "почти одни москали и только несколько поляков".
Правда, его старший брат, Бронислав Пилсудский, который учился в Санкт-Петербургском университете, в сотрудничестве с "москалями" ничего зазорного не видел. Бронислав был одним из видных деятелей террористической фракции "Народной воли", готовящей покушение на императора Александра III. Именно в квартире Пилсудского была отпечатана программа этой фракции, разработанная Александром Ульяновым – старшим братом Владимира Ленина.
Примечательно, что после ареста членов террористической организации в 1887 году пятерых террористов во главе с Александром Ульяновым казнили, но Брониславу Пилсудскому смертный приговор заменили 15 годами каторги. Хотя его младший брат, живший в Вильне, был непричастен к подготовке покушения, однако в его квартире ночевал один из террористов, и Юзеф Пилсудский получил 5 лет ссылки в Сибири.
Вернувшись в Вильну, в 1893-м он становится одним из учредителей Польской социалистической партии (ПСП). Как представитель ПСП Пилсудский даже принял участие в IV Конгрессе Второго Интернационала в Лондоне летом 1896 года. Хотя всё это время он издавал газету Robotnik, украинский вопрос в ней не поднимался.
Примечательно, что второй раз на территорию нынешней Украины Юзеф Пилсудский попал после побега из-под стражи.
В феврале 1900 года он был арестован в Лодзи за издание нелегальной газеты, и позже переведён в тюрьму в Варшавской крепости. Находясь там, Пилсудский по совету товарищей симулировал сумасшествие, и был переведён в петербургскую лечебницу для душевнобольных, главным врачом которой был поляк Оттон Чечотт. С его помощью Пилсудский в мае 1901 года бежал в Киев, затем в Замостье, а 20 июня вместе с женой был уже во Львове.
Правда, тогда в столице Галичины он не задержался, отбыв в Лондон, откуда в апреле 1902-го под чужим именем вернулся в Россию. И лишь с началом русско-японской войны в 1904 году Юзеф Пилсудский впервые вспомнил об украинцах. Как отмечает профессор Жешувского университета Ян Писулиньски, трудно найти какие-то заявления Пилсудского более раннего периода, непосредственно касающиеся Украины.
"По сути, наиболее известен меморандум от 1904 года, направленный японскому правительству, в котором Пилсудский, рассчитывая на поддержку японцев в деле восстановления независимости Польши, обращал внимание на проблемы России с нерусскими народами. Среди прочего речь шла об украинцах, которых он представлял как нерусский народ. Пилсудский не был теоретиком и не слишком распространялся в таких общих вопросах. Безусловно, уже в то время сформировалась его главная точка зрения, где украинское дело не имело какого-либо центрального значения, а было частью русского вопроса" – говорит историк.
По мнению Пилсудского, главной угрозой восстановления независимости Польши были русские, и этой точке зрения был подчинен взгляд на другие народы, соседствующие с поляками. Он рассматривал украинцев как потенциального союзника в борьбе с россиянами, и очень важного союзника. Но в тексте упомянутого меморандума он прямо написал, что не видит в украинцах силы, способной разрушить Российскую империю.
Летом 1904 года Пилсудский отправился в Японию, пытаясь найти там поддержку для подготовки восстания в Польше, и даже встретился с начальником японского Генерального штаба Ямагатой Аритомо. Однако японцы к его предложениям отнеслись скептически, и Пилсудский возвращается в Россию, где организовывает террористические боевые группы. Их деятельность финансировалась за счёт средств, полученных при так называемых "эксах" (сокр. от экспроприация): ограблениях банков и почтовых поездов.
Самую большой куш Пилсудскому удалось сорвать 26 сентября 1908 года в результате ограбления поезда на станции Безданы под Вильнюсом – более 200 тысяч рублей, что было по меркам начала XX века колоссальной суммой. В ходе нападения в поезд бросили бомбу, а затем открыли по нему огонь. Один солдат погиб, пятеро получили ранения. Атаковали состав 20 боевиков. Помимо будущего польского диктатора, в ограблении приняли участие три будущих премьер-министра Польши – Томаш Арцишевский, Александр Пристор, Валерий Славек.
После такого громкого успеха на Юзефа Пилсудского обратили внимание в Вене. В конце 1908 года в Генштабе Австро-Венгрии был подписан рапорт о его привлечении к разведывательной работе. Отдохнув на адриатическом курорте в Опатии (ныне Хорватия), Пилсудский с женой поселился во Львове.
Он активно работал на австрийскую разведку, популяризировал проавстрийские взгляды среди поляков Галичины, собирал через своих агентов военно-политическую информацию о России и помогал ловить в "русских шпионов". Пилсудский также руководил создаваемыми в Галичине польскими военно-спортивными обществами, находившимися под патронатом австрийских силовиков.
При этом именно Пилсудский дал толчок ускоренному преобразованию украинских спортивных обществ Галичины в военно-спортивные – это произошло после его выступления перед активистами общества "Січ" во Львове в ноябре 1911 года. Пилсудский призывал готовиться к вооружённому выступлению против России, и это нашло отклик среди галицких украинцев, – хотя им самим в планах поляков отводилась незавидная роль.
Так, оппоненты Пилсудского из среды польских национал-демократов ("эндеков") во главе с Романом Дмовским выступали за "инкорпорацию", то есть присоединение украинских земель к польскому государству, поскольку украинцы рассматривались как "неисторический", "негосударственный" народ.
По мнению эндеков, инкорпорировать необходимо было столько "восточных", в том числе и украинских земель, сколько можно "проглотить", постепенно полностью полонизировать, превратив Польшу в мононациональное государство. Такими территориями считались Восточная Галичина, Волынь и Подолье. Другие украинские земли, по мнению эндеков, должны были отойти к России, в которой они видели противовес немецкому гегемонизму.
Пилсудсикий же придерживался "федерационистской" программы, суть которой заключалась в том, что в результате распада Российской империи предполагалось создать в Восточной Европе большую, сильную и могущественную Речь Посполитую на "федеративных" началах. В её состав должны были войти польские, литовские, белорусские и украинские земли. Ведущая роль, конечно, отводилась польскому этническому, политическому, экономическому и культурному элементу.
Несмотря на то, что программа не давала ответа на вопрос, что делать, в том случае если народы не захотят объединиться в составе Речи Посполитой, социалисты декларировали "добровольное" их вхождение в состав будущего государства.
Таким образом, обе влиятельные и популярные польские политические доктрины относительно Украины – "инкорпорационная" и "федерационистская" – ещё до возрождения польского государства не подразумевали ее полноценного самоопределения.
При этом сам Пилсудский, возглавив Польшу в ноябре 1918-го, действительно попытался реализовать свою концепцию. Однако он, как и Дмовский, считал Восточную Галичину и Волынь исконно польскими землями, и добился признания этого от Петлюры в апреле 1920 года в так называемом "Варшавском договоре" между Польшей и Украинской народной республикой (УНР).
В ответ Пилсудский признал независимость УНР, которую он видел в качестве буферного государства между Россией и Польшей, пребывающего в фактической унии с последней. Однако уже в марте следующего года Польша заключила с большевиками Рижский мир, по которому украинские земли были разделены между Варшавой и Москвой. Вследствие этого "федерационистская" концепция Юзефа Пилсудского была трансформирована в доктрину "польского прометеизма", которая опиралась также на "ягеллонскую концепцию" Речи Посполитой как многонационального федеративного государства.
Внешнюю политику Польши прометеисты рассматривали сквозь призму будущего конфликта между цивилизованным Западом, к которому они причисляли и Польшу, и коммунистической Россией.
Результатом такого столкновения, как предполагалось, будет распад многонациональной большевистской империи. Освобожденным, но, по мнению пилсудчиков, политически и национально недостаточно зрелым народам, нужна будет помощь в формировании собственной государственности. Эту "цивилизационную" миссию готова была взять на себя Польша.
Планировалось, что будущие новые государства образуют некую федерацию, ведущие позиции в которой должна занять Вторая Речь Посполитая.
Украине отводилась главная роль в реализации федерационистской программы.
Предусматривалось, что в результате распада СССР при помощи Польши возникнет самостоятельное украинское государство – "Великая Украина". Она, во-первых, подтвердит отказ от Волыни и Галичины, а, во-вторых – заключит унию с Польшей. По мнению прометеистов, создание так называемой "Великой Украины" во всем соответствует польским государственным интересам "как средство укрепления Польши".
При этом программа прометеистов имела и определенные отличия в сравнении со взглядами их предшественников.
Они касались преимущественно роли Галичины в реализации восточной программы Пилсудского – в новых исторических условиях с учетом приобретенного опыта. Прометеисты критиковали "Варшавский договор" за игнорирование интересов галицких украинцев. На новом этапе, по мнению пилсудчиков, галицкие украинцы должны были стать не только катализатором движения за создание "Великой Украины" на руинах большевистской империи, но и авангардом нового похода на Восток.
Стоит отметить, что популярность этой доктрины в Польше в начале 1920-х росла в связи с неудачами в реализации эндековской программы "национальной ассимиляции" и активизацией национально-освободительной борьбы украинцев. Кстати, её жертвой мог стать сам Юзеф Пилсудский, на которого украинские националисты совершили покушение во Львове 25 сентября 1921 года.
Судя по всему, Пилсудский искренне хотел решить "украинский вопрос" хотя бы в Польше.
По крайней мере, после государственного переворота, организованного им в мае 1926 года, политика польского правительства по национальному вопросу была скорректирована.
Но, как указывает историк Ежи Томашевский, "майский переворот модифицировал внутреннюю политику только в ограниченной мере и лишь на несколько лет... То был, хотя и краткий, период своеобразного флирта с национальными меньшинствами". Тем более что, по его же словам, "практика деятельности государственной администрации восточных областей – неважно, кто стоял во главе её – с самого начала была близка программе национальных демократов".
Кульминацией попыток реализации доктрины прометеистов стал 1930 год.
Де-факто назначенный Пилсудским премьер Польши Казимир Бартель задекларировал намерение наладить отношения властей с национальными меньшинствами. Одним из первых решений его правительства стало создание в Варшаве украинского научного института. Министром внутренних дел в правительстве Бартеля, а позже и в кабинете Валерия Славека (стал премьером Польши 29 марта 1930 года) был назначен Генрик Юзевский, бывший замминистра внутренних дел УНР и воевода Волынский в 1928-1929 годах, известный своей политикой сотрудничества с лояльными украинскими кругами.
В июне 1930 года во Львове и Варшаве Юзевский провёл длительные переговоры с митрополитом Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Андреем Шептицким, во время которых обсуждалась нормализация польско-украинских соглашений.
Кроме того, депутаты Сейма Польши от Украинского национально-демократического объединения (УНДО) вели аналогичные переговоры с другими правительственными чиновниками. Информация об этом стала достоянием прессы, и в польском обществе появилось предчувствие скорого заключения соглашения с украинцами.
Но процесс примирения был сорван "вторым выступлением" украинских националистов против поляков.
В конце июня 1930-го на заседании Провода украинских националистов в Праге вождь Организации украинских националистов (ОУН*) Евгений Коновалец дал добро на проведение массовых антипольских акций, в первую очередь – сожжения стогов сена и хлеба, а также польских имений и хозяйств.
К концу августа 1930 года было сожжено 62 жилых дома, 87 сараев, 78 хозяйственных построек и 112 скирд хлеба и сена, кроме того, повреждались железнодорожные пути, мосты и телеграфные линии. Всё это было сделано, чтобы "вызвать панику польского населения, усилить настроения неуверенности и анархии в обществе, что должно продемонстрировать неустойчивость границ и внутреннюю нестабильность польского государства".
Видимо, именно тогда Юзеф Пилсудский понял, что его многолетние попытки решить "украинский вопрос" провалились.
24 августа 1930 года он лично занял пост премьер-министра Польши и принял решение провести военно-полицейскую "пацификацию" (усмирение) "Восточной Малопольши", как официально называли в Варшаве Восточную Галичину. После этого польские власти если и шли на какие-то компромиссы с легальными украинскими организациями, то только с позиции силы. А для активистов организаций нелегальных в июне 1934-го был открыт концентрационный лагерь в Березе-Картузской.
Во внешней же политике Пилсудский явно попрощался с идеей построения буферного украинского государства между Польшей и Россией. Он поддержал ставшего в ноябре 1932 года главой МИД Польши Юзефа Бека, предложившего "политику равного расстояния" Польши от Германии и СССР.
25 июля 1932 года Польша и Советский Союз подписали Договор о ненападении на три года, который в 1934-м был продлён на десять лет. А в 1933-м Польша в Лиге Наций не поддержала антисоветский проект резолюции в связи с массовым голодом на Украине.
С другой стороны, в январе 1934 года была подписана Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей, известная как "пакт Гитлера-Пилсудского". Хотя отдельные польские исследователи расценивают "политику равного расстояния" как реализацию доктрины прометеизма, однако это очевидно не соответствует действительности.
Юзеф Пилсудский умер 12 мая 1935 года. Государству, которое он фактически создал, оставалось жить всего четыре года и несколько месяцев – в том числе и по причине нерешённого украинского вопроса. Единственным утешением для маршала Пилсудского может послужить разве что тот факт, что способ, которым решил украинский вопрос генералиссимус Сталин, тоже не выдержал проверки временем.