Рубеж XVII и XVIII веков для Правобережной Украины ознаменовался широкомасштабными казацкими волнениями, которые вызвал польский запрет казачества в 1699 году. Недальновидность польско-литовской шляхты и магнатов вынудила казаков поднять восстание, апофеозом которого стало взятие 10 ноября 1702 года важной крепости – Белой Церкви.
Руина
Вторая половина XVII века – страшнейший период в истории Украины. Больше потерь и разрушений эта земля, пожалуй, не знала даже во время Великой Отечественной войны. Край в пределах современной Черкасской, юга Винницкой и Киевской областей (который собственно и подразумевался под Правобережной Украиной – прим. ред.) превратился в почти обезлюженную пустыню. Причиной тому были полстолетия непрерывных войн.
Восстание казаков под началом Богдана Хмельницкого (1648 – 1657) переросло в масштабную и разрушительную Русско-польскую войну (1654 – 1667), за которой последовала Польско-казацко-татарская война (1666 – 1671).
Правобережные гетманы и претенденты на вожделенную булаву одну за другой предавали русскую, польскую, татарскую, турецкую стороны, попеременно призывая на многострадальную украинскую землю различные иностранные войска. В результате год за годом край пустел – кто-то уходил в казаки, кто-то погибал от войны и голода, кого-то в качестве ясыря угоняли на рабовладельческие рынки Кафы алчные крымцы.
Продолжили Руину, именно так называется этот период в украинской истории (точнее не назовёшь), проходившие на территории Украины почти одновременно Польско-турецкая (1672-1676) и Русско-турецкая (1672-1681) войны. Именно они заставили убивавших несколько десятилетий друг друга славян повернуть оружие против исламской экспансии с юга.
Апофеозом русско-турецкого противостояния стали две осады турками казацкой столицы, крепости Чигирин, в 1677 и 1678 годах. В результате эта цитадель была полностью разрушена, но турки при осадах потеряли такое огромное количество людей и вооружений, что в конце концов были вынуждены подписать с царём мирный договор.
В Польше ситуация была ещё более драматичней.
Польский король Ян Собеский в 1673 году нанёс туркам разгромное поражение под Хотином и захватил эту крепость, известную всем по фильмам "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Д’Артаньян и три мушкетёра", "Тарас Бульба" и др. Из 35-тысячного войска в Каменец-Подольский смогли уйти только несколько тысяч турок.
Война
Несмотря на нанесённые поляками и русскими потери и поражения, султан Мехмед IV не оставил надежд захватить в Европе новые земли, и в 1683 году всей своей военной силой обрушилась на Австрийскую империю Габсбургов. 200-тысячная армия турок под командованием великого визиря Кара Мустафы-паши появилась под Веной.
Для европейцев вторжение неожиданностью не стало – накануне польский король Ян Собеский заключил с австрийским императором Леопольдом I Габсбургским договор, по которому в случае осады столицы любой из сторон, вторая была обязана явиться на помощь.
Среди селений подконтрольной поляками территории бывшей Гетманщины был брошен клич короля, приглашавший оставшихся казаков присоединиться к королевской армии и принять участие в разгроме так всем ненавистных турецких и татарских завоевателей.
Одним из тех, кто отозвался на призыв Собеского стал казачий полковник Семён Филиппович Гурко, которого сами казаки называли Палий, что в переводе на русский означает "сжигатель" (по альтернативной версии прозвище происходит от слова "паля" - заточенный деревянный кол).
Вместе со своим полком и другими казачьими формированиями он присоединился к полякам.
Другим влиятельным казачьим полковником, принявшем участие в походе под Вену стал Самийло Иванович Самусь.
Первый казак был родом с Левобережья из Борзны, второй – предположительно из Винницы, с Правобережья. Их отцы воевали против ляхов под стягами Богдана Хмельницкого, а сами они полной мерой хлебнули лиха во время Руины.
Под стенами Вены казаки вместе со всем европейским интернационалом в полной мере отыгрались на своих турецких и татарских обидчиках, а Ян Собеский, командовавший сводными европейскими войсками, приобрёл славу спасителя Европы. И действительно, разгром турок в Венском сражении, и потом ещё в двух битвах в Венгрии, оказался тотальным. Султан Мехмед IV казнил своего великого визиря Мустафа-пашу, но это не спасло османов от поражения в войне, а его самого – от свержения.
Status quo
После возвращения в Польшу в 1684 году Ян Собеский предложил своим казацким соратникам забыть прежние распри и селиться на старых опустошённых Руиной местах Правобережья Украины на границе с Диким полем. В феврале следующего года сейм Речи Посполитой утвердил это решение специальным постановлением о возвращении украинскому казачеству "их исконных вольностей, свобод и привилегий".
Палий и Самусь откликнулись на это предложение первыми. Палий своих людей повёл и расселил в районе местечка Хвастово, которое сейчас называется Фастовом. Его войска образовали Фастовский полк. Самусь стал командовать Винницким полком. Без дела они не сидели – победами под Веной и в Венгрии война с турками и татарами не закончилась,
Великая Турецкая война продолжалась до 1699 года. Против османов одновременно и успешно воевала созданная при посредничестве папы Священная Лига: Венеция, Австрия, Польша, Россия.
Последняя присоединилась к войне в 1686 году, когда в Москве правила регентша малолетних царей Петра (будущего Петра I) и Ивана – царевна Софья Алексеевна. Чтобы привлечь Московское царство на свою сторону, Ян Собеский подписал с ним в 1686 году Вечный мир, который закрепил раздел Украины, сложившийся после Русско-польской войны (1654-1667) и установленный Андрусовским перемирием.
Москве отходила Слободская Украина, как часть царства, и Гетманщина, как автономная область с собственным правителем – выборным казачьим левобережным гетманом. Речь Посполитая также отказывалась от претензий на Киев, который выкупался русскими за 146 тысяч рублей, и от совместного протектората над Запорожской Сечью.
Ян Собеский планировал, что новые "перезагруженные" казацкие полки окажутся более управляемыми, чем это было до восстания Хмельницкого. Но он очень сильно ошибался – основные раздражители казаков: шляхетский гонор, закрепощение шляхтой крестьян бывших казацких земель и стремление польских церковников окатоличить православный восток никуда не делись.
Проблемы начались сразу – уже в 1684 году казаки убили присланного королём на пост гетмана шляхтича Куницкого, и вместо этого выбрали своего ставленника – Андрея Могилу. Королю это пришлось проглотить.
В 1688 году раздражение казаков дошло до такого уровня, что Палий даже обратился к правительству царевны Софьи с просьбой принять его Фастовский полк в состав нарождавшейся Российской империи, но она не хотела нарушать "Вечный мир", и казакам в присоединении отказала.
В 1696 году умер Ян Собеский, которого казаки хоть как-то слушались из-за его непререкаемого авторитета талантливого полководца и организатора.
Три года спустя Карловицким миром завершилась война с Турцией. Османы возвращали полякам Подолию со столицей в Каменце. Польский сейм решил, что казаки больше не нужны, и в 1699 году принял постановление о ликвидации правобережного казачества.
Хрупкий статус-кво рухнул
Рада
К тому времени Самусь уже занимал должность наказного гетмана. 20 августа он, а также полковники Палий, Искра и Абазин получили универсал, в соответствии с которым свои полки должны были распустить. Одновременно на Правобережье отправилось коронное войско, которое должны были заставить казаков выполнить постановления универсала силой. Поляки укрепили Немиров, заняли казачьи городки Бар, Винницу, где располагалась резиденция Самуся, и Брацлав – полковой город полка Андрея Абазина.
Палий польский приказ оставить Фастов выполнять отказался, заявив, что власть Речи Посполитой на Гетманщину не распространяется. Дело в том, что демаркация границы между Речью Посполитой и Россией после "Вечного мира" не проводилась, вплоть до Первого раздела Польши. Палий попытался воспользоваться этим юридическим казусом.
Однако надежд на то, что поляки будут решать проблему мирным путём, было мало, и потому полковник провёл на своих землях мобилизацию всех сил.
Одновременно наказной гетман Самусь отказался сдать полякам атрибуты казацкой военной власти – клейноды: булаву, бунчук, печать и пять пушек. Он поднял восстание в Корсуни и Лысенке, вырезав там всю польскую шляхту и зажиточных евреев вместе с семьями.
Осенью поляки разместили на Киевщине в районе Белой Церкви, Черняховки и Бородянки свои воинские контингенты общей численностью 12 тысяч человек.
Тем временем казаки пытались договориться – отправили прошения в сейм и новому королю Польши саксонскому курфюрсту Август II. Оба требования казаков отвергли.
Саксонцу вообще было не до казаков – он готовился к войне со шведами в союзе с русским царём и датским королём. Ему совсем не нужны были польские волнения. А казаков он серьёзной силой не считал, поэтому подтвердил универсал Сейма о роспуске казачьих полков и закрепощении крестьян Киевщины и Брацлавщины.
От немедленного решения "казацкого вопроса" правобережных полковников тогда спасло только начало Северной войны.
Августу II вновь потребовались опытные солдаты, и Палий послал ему отряды конницы и пехоты. Тем не менее, осенью 1700 года в поход на Фастов отправилось 4-тысячное польское войско польного коронного гетмана Иеронима Любомирского. Казаки и крестьяне укрепили город и подготовились к осаде. Не ожидавшие такого активного отпора поляки пожгли посад и отступили.
Зимой 1702 года казаки собрались в Фастове на раду, в которой традиционно участвовали представители всех сословий православного общества. Было решено поднять антипольское восстание с целью освобождения Правобережной Украины и последующего объединения с Левобережьем.
К сожалению, казаки не учитывали, что на 1702 год Россия, которая потерпела под Нарвой от шведов разгромное поражение, не могла отказаться от союзничества саксонского курфюрста. Пока Август II очень удачно отвлекал на себя шведские войска Карла XII, Пётр I восстанавливал свою армию, артиллерийский парк и потихоньку "отжимал" у скандинавов построенные ими в устье Невы крепости.
Ссориться с поляками и саксонцами из-за нескольких казацких полков русскому царю в тот момент было совсем не с руки.
Восстание
Восстание полыхнуло в первой половине 1702 года и быстро охватило территорию от Припяти до Днестра. Горели панские имения и фольварки, восставшие резали поляков, евреев и униатов. Главным центров антипольского сопротивления стал Фастов, а его главой – Палий, по имени которого восстание стали называть "Палиивщиной".
Палия поддержал и Самусь. 4 сентября его отряд осадил главный оплот поляков на Киевщине – Белую Церковь. Восемь дней спустя казаки пошли на приступ, но поляки его отбили. Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице.
Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства – посполитое рушение – заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев. Потоцкий спасся чудом.
Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3.000 запорожцев не только резали католиков и иудеев, но и часть их успевали продавать татарам в рабство. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины.
10 ноября Палий взял, наконец, Белую Церковь, перебил её польских защитников и перенёс туда свою ставку. Затем последовал черёд Корсуня, Богуслава, Умани и Немирова. В руки казаков попали 40 пушек, тысячи ядер, бочки с порохом и селитрой, а также множество других вооружений и припасов.
В конце ноября правобережные казаки отправили гетману Левобережья Ивану Мазепе грамоту с просьбой принять Белую Церковь под руку царя.
Однако успевшие сами стать феодалами Мазепа и левобережная старшина к антифеодальному восстанию правобережной черни относились крайне отрицательно – католическая шляхта была для них ближе, чем свои единоверцы "подлого" происхождения. Мазепа восставшим помочь отказался и написал Петру I письмо, в котором советовал Правобережные полки в состав России не принимать.
Царь его советам внял и написал Палию и Самусю письмо, в котором предлагал вернуть полякам отобранные у них городки и местечки и присоединяться к войне против шведов. На это Палий в ответном письме сообщил, что если он оставит Фастов без защиты, поляки его захватят, а всё православное население перебьют.
Казаки понимали, что без поддержки извне они обречены на поражение, но сложить оружие отказывались. Вскоре последовал неизбежный трагичный финал.
Развязка
В январе 1703 года из Польши выступило 15-тысячное карательное войско при 44 орудиях. К концу зимы оно зачистило от восставших всё Подолье. Все ярые сторонники восстания были казнены, а 70 тысячам крестьян европейские "цивилизаторы" в качестве наказания отрезали левое ухо. Жителей нескольких сёл, и правых, и виноватых, истребили целиком, посадив на кол.
В Ладыжине, у которого дали бой две тысячи казаков полковника Абазина, после взятия штурмом, каратели вырезали всех от мала до велика. Самого Абазина посадили на кол. Немногие уцелевшие после боя казаки ушли в Молдавию.
У Староконстантинова поляки натолкнулись на значительный отряд казаков и восставших крестьян гетмана Самуся. Поляки нанесли им тяжелейшее поражение, после которого Самусь отвёл свои силы в Белую Церковь.
В марте карательные войска польного гетмана Адама Николая Сенявского стояли лагерем на границе Киевщины, готовясь к штурму Белой Церкви и Фастова, когда к ним проездом из Вены в Москву заехал дипломат и генерал царской России Иоганн Паткуль.
Он предложил полякам и казакам свои услуги в качестве переговорщика. При его посредничестве Палий обратился к Петру I, чтобы тот выступил гарантом безопасности казаков, в случае, если они согласятся сдать полякам Белую Церковь без боя.
Паткуль считал, что виной конфликта является исключительно польская шляхта и магнаты, о чём и отписал царю.
В марте и мае 1703 года из Москвы казакам поступила финансовая помощь. В результате Палию удалось удержать Белую Церковь, Фастов, Богуслав, Корсунь и другие крепости Киевского воеводства. В начале следующего года его посланники – Самусь и Искра – прибыли на Левобережье, чтобы вести переговоры о переходе казаков под руку царя.
14 декабря, 08:11История
Данила Апостол: 370 лет гетману, всегда знавшему где масло на бутерброде370 лет назад, 14 декабря 1654 году в Селе Большие Сорочинцы Миргородского полка Войска Запорожского родился Данило Павлович Апостол. В те времена, как правило, так долго не жили – родился при Алексее Михайловиче и Богдане Хмельницком, а умер, причём своей смертью, при Анне Иоанновне. И служил при этом всем, кому надо, и преставился гетманомОднако на переговорах в Батурине Мазепа снова категорически отказался помогать правобережцам и под страхом смертной казни запретил своим казакам и крестьянам переправляться через Днепр на помощь восставшим. На Палия он написал Петру I донос, обвиняя его в измене и сношениях со сторонниками Швеции и предлагая арестовать его самого и его приспешников. Стоит ли напоминать, что всего через несколько лет он сам лично пригласит Карла XII вторгнуться на Украину.
В результате Пётр 2 марта 1704 года в адресованном Палию письме в категоричном тоне приказал сдать тому Белую Церковь полякам… Казаки не подчинились. Без всякой надежды на помощь и победу они продолжали отчаянно сопротивляться.
Предательство
В мае войска Мазепы перешли Днепр, чтобы оказать помощь своим польским союзникам, только тогда Палий и остальные сдались.
Самусь передал Мазепе свои клейноды: булаву, бунчук и королевский универсал на гетманство. Взамен он получил должность Богуславского полковника и две сотни казаков под начало.
Палий передал Мазепе Белую Церковь… а сам с казаками атаковал Немиров, и поднял новое восстание. Вопреки желаниям Мазепы, появление на Правобережье левобережного войска только спровоцировало новую волну насилия.
Восстание стало возможным из-за практически полного развала Польши, который стала следствием постоянных преследовавших Августа II поражений. Пока он с остатками своей армии бегал от шведского короля по Саксонии, в Польше на оккупированной шведами части страны захватил власть и объявил себя королём шведский ставленник Станислав Лещинский.
У восставших появились шансы на успех.
Застигнутый таким развитием событий врасплох Мазепа 12 июля подписал универсал, в котором объяснял восставшим, что его войска прибыли не для поддержки восстания, а для оказания помощи Речи Посполитой в борьбе со шведами.
31 июля он арестовал Палия, когда тот с небольшим отрядом находился в лагере под Бердичевом, и с большой охраной отправил на Левобережье. Казаки Мазепы практически без боя заняли все правобережные казацкие крепости и передали полякам. Такое предательство сразу же обезоружило восставших, и сопротивление прекратилось.
30 августа Пётр и Август заключили новый союзный договор, который последний нарушил меньше чем через два года. Отдельной статьёй договора Пётр I обязывался заставить казаков Правобережья прекратить восстание.
Палий год находился в ставке Мазепы, в Батурине, в тюрьме, после чего его отправили в Москву.
Устранив конкурента, Мазепа решил сам захватить Правобережье, организовав там семь полков, которые возглавили его ставленники. Одновременно начался процесс закрепощение правобережного крестьянства казачьей старшиной.
Мазепа стал владельцем 100 тысяч крепостных душ, невероятно разбогател и, заигравшись и готовясь стать независимым от Петра I политическим игроком, начал вести переговоры с Лещинским, шведским королём, турецким султаном и крымскими ханами. Итог всем известен.
Палия же в 1705 году сослали в Сибирь, откуда с сильно подорванным здоровьем он вернулся только в коне 1708 года, когда Пётр I, наконец, понял, с кем он в лице Мазепы имеет дело.
Отважный полковник принял под начало Белоцерковский полк, участвовал в Полтавской битве и умер в начале 1710 года. Похоронили его в Киево-Межигорском монастыре.
Самусь своего соратника пережил ненамного дольше.
Он тоже был со временем арестован Мазепой и сослан в Сибирь, также потом вернулся на Украину, но о его дальнейшей судьбе, в отличие от Палия, известия весьма скудны. В 1713 году он завещал тому же Свято-Межигорскому монастырю свою "мельницу в Богуславе, что ниже нового моста" и завещал похоронить себя там же, в монастыре, для чего оставил на его нужды 300 червонцев "за свои похороны и поминовения".