Запустили после 9 лет простоя. Как восстановление Луганской ТЭС помогло Стахановскому заводу ферросплавов

Подписывайтесь на Ukraina.ru
В понедельник, 7 ноября, Стахановский завод ферросплавов запустил простаивавшую девять лет печь для производства ферросилиция, которая уже выпустила первые тонны ферросилиция марки ФС-45.
При этом четырьмя днями ранее, 3 ноября, остановил работу единственный на территории Украины производитель ферроникеля — Побужский ферроникилевый комбинат, а Никопольский завод ферросплавов остановился ещё 1 ноября.
Во всех случаях главным виновником остановки работы были проблемы с электроснабжением предприятий. Самое время вспомнить, как же вышло, что Стахановский завод ферросплавов восемь лет работал с перебоями — и кто ответственен за эти годы простоя.
Упомянутый выше ферросилиций — сплав железа с кремнием (Si), содержание последнего в сплаве может находиться в коридоре от 19 до 92% (в ФС-45 Si от 41 до 47%).
Ферросилиций применяют для раскисления и легирования стали, сплавов и чугунов. Использование ферросилиция ФС-45 позволяет производить коррозийно- и жаростойкие, электротехнические и рессорно-пружинные марки сталей.
В общем, штука незаменимая в металлургическом производстве, когда речь идёт о производстве чего-либо сложнее чушки или сляба, которые традиционно экспортировали в ЕС украинские меткомбинаты.
Однако есть у ферросплавов специфика: удельный расход электроэнергии на выплавку ферросилиция марок ФС-45 — ФС-75 в 10–20 раз больше, чем при выплавке тонн стали в дуговой печи. Тонна ферросилиция — от 4,6 до 9 МВт*ч электроэнергии, что примерно соответствует месячной норме потребления э/э 27–54 квартирами с тремя жильцами.
Поэтому неудивительно, что на электроэнергию приходится 43–55% себестоимости при производстве ферросилиция, ещё 25–40% затрат — на руду и углеродистый восстановитель.
И здесь мы переходим к вопросу с энергией, разобраться в котором можно лишь с помощью краткого экскурса в прошлое и настоящее Луганской ТЭС.
Во что превращается металлургия Донбасса при России - спецрепортаж. ВидеоВ истории Енакиевского металлургического завода, который расположен в ДНР, были взлеты и падения, но за век с четвертью он практически без остановок давал металл, который тут же металлурги превращали в продукцию. Завод всё это время был и остается кормильцем для тысяч горожан и их семей.
Луганскую ТЭС в городе Счастье, отделённом Северским Донцом от Луганска, начали строить в 1952 году. Первую очередь строительства мощнейшей в те годы в СССР станции, производившей электроэнергии больше, чем во всей дореволюционной России, закончили в 1958 году.
Станция в те годы была уникальной не только для УССР, но и для всего Советского союза.
Во-первых, при её строительстве широко применяли армобетон и железобетон, а монтировали котлы блоками по 40 тонн. Новые строительные материалы и технологии сборки оборудования ускорили возведение станции в 2−3 раза. Как итог, в 1958 году на станцию приезжала делегация американских энергетиков, которые перенимали опыт советских строителей. Впоследствии наработки при строительстве Луганской ТЭС использовались при строительстве других ТЭС на территории СССР.
Во-вторых, оборудование на станции было отечественного производства: турбины и генераторы — из Ленинграда, котлы — из Таганрога, трансформаторы — из Запорожья, а насосы — из Сум.
В-третьих, Луганская ТЭС — станция пиковых нагрузок, её генераторы могли работать не только в номинальном режиме, но и изменять свою мощность. Поэтому в советские годы Луганская ТЭС была важным объектом не только для УССР, но и РФСР — позволяла проходить пики потребления электроэнергии не только Донбассу, а и Ростовской и Воронежской областям.
В 1963 году завершилось строительство второй очереди Луганской ТЭС, а в 1969 году — и третьей очереди. Мощность станции доросла до 2300 МВт.
В таком режиме Луганская ТЭС работала вплоть до начала 1990-х. Затем оказалось, что страны, для которой её строили, уже нет, равно как и заводов, чьи потребности она должна была обеспечивать, да и энергосистемы России и Украины перестали быть единым целым.
В итоге первую очередь ТЭС закрыли, демонтировав оборудование, а перетоки электроэнергии в Россию прекратились. Передовая станция перестала быть передовой и чем-либо отличаться от своих собратьев по Донбассу.
Мощность станции «усохла» с 2300 до 1360 МВт, а к 2012 году — к тому моменту станция уже 10 лет как была под контролем ДТЭК Рината Ахметова — уже и до 810 МВт. Но даже этих мощностей хватало для обеспечения потребностей Донбасса в электроэнергии.
В таком, весьма потрёпанном, состоянии Луганская ТЭС встретила события 2014 года. К середине июня 2014 года город Счастье вернулся под контроль Украины, а территория Луганской ТЭС стала базой неонацистов «Айдара»*.
К тому моменту электроподстанцию, соединяющую Донецкую и Луганскую области разбили в ходе боевых действий, линии электропередач вдоль линии фронта оборвали. Луганская ТЭС стала обеспечивать энергоостров из двух территорий под разными юрисдикциями: ЛНР и подконтрольная Киеву часть Луганской области.
Станция работала на антраците из ЛНР, поставляемом по железной дороге, а взамен обеспечивала ЛНР электроэнергией.
Но весной 2017 года Киев решил ужесточить блокаду республик, и Луганская ТЭС прекратила переток 90 МВт электроэнергии на территорию ЛНР. Она погрузилась во тьму — республику, где в отличие от ДНР с двумя ТЭС не было своих электростанций, пришлось запитать электроэнергией из России.
И если в 2014–2015 году Стахановский завод ферросплавов не работал из-за сильных обстрелов со стороны ВСУ, устранить последствия которых, пусть и частично, удалось лишь в 2018 году, то уже с весны 2017 года проблемой стал дефицит электроэнергии.
"Без тепла и света на многие месяцы". Какой будет зима для Украины
Киев, дёрнув рубильник, стал снабжать электроэнергией только подконтрольный ей север Луганской области, а станцию после 1 ноября 2019 года (тогда РФ ввела санкции против Украины, запретив поставки энергетического угля после того, как утратила надежду договориться с Киевом по вопросу поставок электроэнергии в ЛНР) перевёл на газ.
Лишь в середине 2020 года было завершено строительство подстанции на 500 кВ «Кременская», которая связала луганский энергоостров с единой энергосистемой Украины. Но на промышленности ЛНР к тому моменту можно было ставить крест из-за жёсткого дефицита электроэнергии.
Изменилась ситуация лишь 28 февраля 2022 года: «Айдар»* и ВСУ из города Счастье бежали, Луганская ТЭС вновь вернулась под контроль республиканских энергетиков. 7 мая на станции запустили первый (пусть и 13-й по счёту) энергоблок, к 28 июля заработали ещё два — 13 и 14 — энергоблока суммарной мощностью 540 МВт.
Станцию помогли восстановить специалисты из России: отремонтировали насосы и бойлеры, привезли два автотрансформатора для открытого распределительного устройства, полностью восстановили работоспособность газорегуляторного пункта, который с 2005 года работал лишь на 30% от проектной мощности.
В итоге начался процесс восстановления промышленного производства в ЛНР, а ЛНР перестала быть регионом хроническим дефицитом электроэнергии. Который, если бы не СВО, удалось бы преодолеть не раньше 2023 года, когда построили бы новые ЛЭП между ДНР и ЛНР, связав их энергосистемы воедино.
Как и в случае с металлургией, народные республики вновь поменялись местами с Украиной: если в последние восемь лет там был полный цикл металлургического производства и профицит электроэнергии, теперь — всё с точностью до наоборот.
* Организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России.
Цифровая интеграция: как новые территории входят в российский телекоммуникационный рынок
Рекомендуем