День в истории. 8 июня: родился лучший советский ас

В этот день в 1920 году в Образеевке на Сумщине в крестьянской семье родился Иван Никитович Кожедуб — самый результативный воздушный ас среди летчиков союзнических войск. Талант летчика у Кожедуба был просто потрясающий. Но знавшие его люди отмечали и невообразимую среди летчиков скромность — на самом деле сбитых фашистских асов было еще больше
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Нищее сельское детство

Почти все биографии пилотов укладываются в их боевую деятельность. Такова специфика работы. Если нет войны — разговор идет о, скажем, испытательской работе или педагогической, в которой редко встретишь исключительные страницы для рассказа. У Кожедуба кроме таланта пилота были и другие выдающиеся способности.

Сельская жизнь в старые времена была, конечно, не подарок. Кожедуб в своих воспоминаниях с горечью пишет о том, как его совсем еще пацаненком отдавали в работу живущему по соседству куркулю: за день тяжелой работы по уборке двора и сараев с птицей получал Ваня то копейку, то вчерашний завтрак хозяина.

Как харьковская дворянка стала героем Советского СоюзаВ эти дни, 80 лет назад стало понятно, что мировой рекорд дальности беспосадочного женского авиаперелета принадлежит советскому экипажу. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова за 26 часов 29 минут покрыли расстояние в 6450 километров. Но это не первый и не последний рекорд на счету Валентины Степановны.

Отец работал на заводе в соседней Шостке (до нее от Образеевки всего семь километров), а по вечерам не чурался книжки. И хотя жена корила его, мол, книжка «тоби грошей не заробыть», к чтению Кожедуб-старший пристрастил и младшего сына Ивана, которого в семье, как это часто бывает с «последышами», любили больше других детей.

Очень рано у Ивана открылся талант к рисованию. Отец поощрял его занятия и делал ему самопальные альбомчики для рисунков, которые бережно хранил. В годы Иванова детства отец его мечтал, что сын станет сельским художником и будет разрисовывать церкви и клубы. Даже договорился с местным маляром, он же самодеятельный художник, что тот возьмет в учение пацана. Не срослось — маляр умер. Но рисовать Иван не бросил, со временем увлекшись еще и черчением. Сам он утверждал, что глазомер, умение видеть перспективу, приобретенные на уроках рисования и черчения, позже пригодились ему в профессии военного летчика.

С детских лет Ивана Кожедуба отличали два полезных для любого человека качества: упорство (но не упрямство) и дисциплинированность. Они рано обратили на себя внимание педагогов. Поэтому в сельской школе он совмещал статус учащегося с должностью библиотекаря начиная с 7 класса. Ну а что делать — библиотекарей в те трудные времена на сельские школы не хватало.

Иванова юность

По окончании школы Иван Кожедуб по совету отца отправился в Шостку учиться в тамошнем химическом техникуме. Никаких автобусов в те времена, разумеется, в тех местах не ходило, и Иван просто ходил на учебу из села в город и обратно. Правда, позже переселился в общежитие техникума — не хотел терять три часа на дорогу.

Самый знаменитый пограничник СССР — 110 лет Никите КарацупеПервым на берег сошёл японский офицер. Он вёл себя невозмутимо, будто находился на своём берегу и не нарушал границу с СССР: высматривал что-то через окуляр теодолита и делал в блокноте записи. Солдаты споро выгружали из лодок поклажу. Вдруг зашевелились кусты, и к нарушителям решительно зашагал пограничник с собакой — это был Никита Карацупа

Кожедуб был небольшого роста, но с отроческих лет отличался «тяжелоатлетическим» телосложением — кряжистый и мускулистый, с огромной грудной клеткой, что помогло ему легко пройти отбор и в шосткинский аэроклуб, и медицинскую комиссию при приеме в Чугуевское авиационное училище, куда поступил в 1940 году. И в школе, и в техникуме, и в училище любил крутиться на турнике, а двухпудовую гирю поднял впервые в тринадцать лет.

Любовь к силовым упражнениям он пронес через всю жизнь. Уже после войны, в 1946 году, на соревнованиях в Монине Кожедуб поднял двухпудовку 21 раз.

Да и согласитесь — в самой фамилии Кожедуб есть что-то былинное, слышится отзвук народных саг о древнерусских богатырях. И то сказать — его родная Ображеевка стоит на полпути между Новгород-Северским, вотчиной того самого князя Игоря Святославича, о котором сложено знаменитое «Слово», и Глуховым, столицей малороссийских гетманов в XVIII веке.

Лучший?— Будет инструктором

Читая воспоминания Ивана Кожедуба о времени, проведенном в училище, не можешь отделаться от впечатления, что курсант Кожедуб был самым обыкновенным, таким, как все. А иногда даже «лажал» в полетах, за что ему доставалось от отцов-инструкторов.

«Счастливчик» из Могилева-Подольского. Поэт и танковый ас Ион ДегенМой товарищ, в смертельной агонии Не зови понапрасну друзей. Дай-ка лучше согрею ладони я Над дымящейся кровью твоей. Ты не плачь, не стони, ты не маленький, Ты не ранен, ты просто убит. Дай на память сниму с тебя валенки. Нам еще наступать предстоит.

На самом деле восьмимесячный курс обучения он прошел первым, сдал все экзамены, включая основной, летный, на отлично. И был оставлен в Чугуеве инструктором. Надо ли говорить, что на такие должности из вчерашних курсантов отбирались самые выдержанные и способные.

С училищем Иван Никитич откочевал и на восток после начала Великой Отечественной войны. Многочисленные рапорты об отправке в действующую армию отклонялись — авиация в первый год войны несла просто чудовищные потери, кадры готовить надо было по ускоренной программе, и тут уж инструкторы с опытом ценились на вес золота.

Тот, кто видел старый советский фильм «Добровольцы», живо припомнит сцену, в которой герой актера Петра Щербакова, инструктор где-тот в тылу, просится на фронт. Наверное, примерно такие сцены переживал и Иван Кожедуб. Наконец, его отпустили на фронт.

Ас мог не состояться

Произошло это только весной 1943 года. А первый воздушный бой с немцами он провел 26 марта 1943 года. Примечательно, что будущий ас едва не погиб.

Пушечная очередь «Мессершмидта» попала точно в кабину. Первый снаряд слегка задел шлемофон, второй снаряд, фугасный, разорвался на бронеспинке. Учитывая, что снаряды в ленту снаряжались через один — фугасный-бронебойный, везение было ошеломительным.

Александр Бурда — танковый ас из-под Луганска25 января 1944 года к штабу 69-й гвардейской танковой бригады вышли 12 «тигров» — самых мощных танков вермахта. Здесь был только один командирский танк Т-34-76. Его 76-мм пушка пробивала броню «тигра» только в упор — с 200-400 метров. Командир бригады приказал штабу отходить и забрался на свое место в башне. Он знал — сейчас будет его последний бой

Опытный летчик-инструктор, конечно, имел больше шансов на выживание и на успех. Отправляясь на фронт, сержант Кожедуб (он окончил курс в училище в 1941-м, единственном году, когда при выпуске на давали офицерского звания) получил звездочку младшего лейтенанта. К осени 1944 года он был уже майором.

Меньше года понадобилось пареньку из сумского села, чтобы войти в элиту советских летчиков-истребителей.

В боевой аттестационной характеристике, подписанной командиром полка 17 января 1944 года, указано, что старший лейтенант Кожедуб имеет 173 боевых вылета на самолете Ла-5, провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолетов противника. «Общий налет 777 часов, из них 177 час. 03 мин. боевой налет».

Его война

Метод ведения воздушного боя у Кожедуба был прост, но требовал высокого пилотажного умения, четкого ориентирования в воздухе и над местностью и мужества — вираж, разворот и стрельба по противнику с очень короткой дистанции — наверняка.

Тут надо заметить, что Кожедубу повезло — он все войну прошел на «лавочкиных» (ЛА-5, ЛА-5ФН, ЛА-7). Эти самолеты имели значительное преимущество перед немецкими в маневренности и не уступали им в скорости. Поэтому часто столкновение с противником приносило Кожедубу победу. Иногда, кстати, не одну. За весь период своей боевой работы Кожедуб трижды одерживал по три победы в день (12.10.44, 03.06.44, 12.02.45) и однажды — четыре (02.10.43). В пяти боях им было сбито по 2 самолета.

Будучи ярко одаренным, талантливым человеком, в то же время он неизменно проявлял великую скромность — например, никогда не записывал на свой счет сбитый самолет противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.

День в истории. 20 апреля: погиб самый молодой советский «смертник» из ДонбассаВ этот день в 1945 году не вернулся из полета ИЛ-2 Героя Советского Союза капитана Николая Семейко. О высокой правительственной награде он узнал за день до гибели. Вторая звезда была присуждена ему уже посмертно. Из всех летчиков-дважды Героев СССР, Николай Илларионович Семейко был самым молодым - он погиб в 21 год

— Ведь загорелся же немец! Все видели, — говорили летчики после возвращения на свой аэродром.

— А вдруг он до своих дотянет, — возражал в ответ Кожедуб.

Интересно, что он ни разу не был сбит.

За два с лишним года боевой службы его несколько раз подбивали, но он всегда дотягивал до своего аэродрома. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит.

На машине заглох двигатель, и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал, и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

В основе такой везучести, разумеется, кроме таланта был громадный инструкторский опыт. И несомненно, что, будь у нас в начале войны хотя бы треть таких опытных пилотов, как Кожедуб, немецкой авиации ничего бы не светило, а дутый немецкий ас Хартман, которого, к великому сожалению, удалось избежать пули конвоира в советском плену в Донбассе, был бы никому неизвестен.

Его награды

Кожедуб заслуженно получал свои награды. Первого Героя Советского Союза он получил в феврале, а второго — уже в августе 1944 года. Третью «Золотую звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны — «за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу».

День в истории. 10 октября: учрежден украинский орден для украинских героев Великой ОтечественнойКаждый раз, когда говорят о том, что роль украинцев в общей Победе принижалась, орден Богдана Хмельницкого будет лучшим контраргументом. Учрежденная 10 октября 1943 года награда, на которой изображен символ украинской государственности, содержала надпись на украинском языке, а большинство награжденных воевали в составе Украинских фронтов

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были: 21 истребитель FW-190, 18 истребителей Ме-109, 18 бомбардировщиков Ju-87, 3 штурмовика Hs-129, 2 бомбардировщика He-111, 1 истребитель PZL P-24 (румынский), 1 реактивный самолёт Ме-262.

Кстати, Кожедубу приписывают пять сбитых американских самолетов (два по ошибке, три — за вторжение в советское воздушное пространство), но официального подтверждения этому факту нет. Но с американцами повоевать, ставшему в мае 1945-го подполковником, Ивану Кожедубу все-таки довелось. И еще как.

Из академии в небо Кореи

После победы Иван Никитович Кожедуб пошел учиться в Академию ВВС. Напомним, ему было всего 25 лет тогда. Почему бы и не поучиться. Тем более что этого требовала служба. Иначе пришлось бы уходить на гражданку. А как о таком думать боевому летчику, лучшему асу Страны Советов.

Курс в академии был окончен в 1951 году. К тому времени Иван Никитич женился и получил трехкомнатную квартиру в Москве на Чистых прудах. По указанию Сталина, внимательно следившего за карьерой своего лучшего пилота, Кожедуб становится командиром 324-й истребительной авиадивизии.

Американский счет Ивана КожедубаТаких выдающихся специалистов, каким был Иван Никитович Кожедуб, которому 8 июня исполнилось бы 99 лет, безусловно, могло бы быть гораздо больше. Ведь в основе его успеха лежал тот факт, что, в отличие от своих однокашников, выпущенных из училища в 1940 году, он еще три года учился летать сам и учил других.

Именно она, оснащенная новейшими реактивными самолетами-истребителями МиГ-15, была отправлена в Корею помогать КНДР бороться с вторгшимися в страну войсками США, хотя официально у них был мандат ООН.

Как пишет современный биограф летчика, «в ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 г. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования.

По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа».

Он всегда вызывал живой интерес

На этом можно было бы и окончить рассказ о летчике Кожедубе, заметив только, что в 1985 году Иван Никитич, еще не старый, всего-то 65 лет, стал маршалом авиации СССР.

Скончался он в 1991 году 8 августа, не дожив несколько недель до гибели государства, в котором жил и которое защищал на всех фронтах, не щадя, как говорится, живота своего.

В отличие от очень многих героев войны, интерес к нему (так же, как и к другому лучшему асу СССР Александру Покрышкину) не ослабевал до его кончины. Огромен он и сегодня.

Автор книги об Иване Кожедубе Иван Бодрихин пишет:

Ушёл из жизни последний украинский Герой Советского СоюзаБег времени неумолим - с каждым днём всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны. И вот пришло очередное горькое известие: во Львове 25 мая, через 4 дня после своего 100-летнего юбилея, скончался последний украинский Герой Советского Союза Иван Афанасьевич Калиберда

«В марте 1990 года Кожедубу позвонил американский художник, через переводчика представился, рассказал, что нарисовал картину одного из его боев, и попросил о встрече. На рисунке была изображена пара Ла-7, атакующих Ме-262. Внизу подпись — «Ivan Kodjedub». На встрече американец выложил на стол целую кипу своих творений, несколько недорогих сувениров и попросил старого маршала оставить на них свой автограф.

— Рука болела месяц, — жаловался Иван Никитович.

Этот случай свидетельствует о популярности Кожедуба во всем мире. А весной 1985 года Кожедубу, еще не ставшему маршалом, через дипломатов, представителей общественности, немецких деловых кругов предлагалась богатейшая программа поездки и скромный подарок по ее окончании — легковой автомобиль «мерседес-бенц». но Иван Никитович в принципиальных жизненных вопросах был тверд:

— День Победы я провожу всегда со своими боевыми друзьями».

Сегодня, когда на Украине находят новых героев той страшной войны, когда пытаются изображать патриотами Украины фашистских прихвостней, не лишним будет напомнить молодежи о настоящем украинце, воевавшем за честь, свободу и независимость своей родины так, как никому из бандеровской нечисти и не снилось, — Иване Никитовиче Кожедубе.

Рекомендуем