https://ukraina.ru/20251112/ekonomika-ukrainy-i-voyna-energeticheskaya-katastrofa-gruz-3000-i-plnki-mindicha-1071455223.html
Экономика Украины и война: энергетическая катастрофа, груз-3000 и "плёнки Миндича"
Экономика Украины и война: энергетическая катастрофа, груз-3000 и "плёнки Миндича" - 12.11.2025 Украина.ру
Экономика Украины и война: энергетическая катастрофа, груз-3000 и "плёнки Миндича"
Главной темой минувшей недели стала ситуация в энергетике. На фоне длительных отключений электроэнергии разворачивается главный коррупционный скандал последних лет, вызванный публикацией деталей расследования НАБУ в отношении Тимура Миндича, а также прочих украинских чиновников, "кормившихся" с энергетики.
2025-11-12T06:37
2025-11-12T06:37
2025-11-12T12:08
эксклюзив
украина
европа
полтавская область
владимир зеленский
тимур миндич
сергей лещенко
набу
ес
энергоатом
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e9/07/1e/1066161689_64:80:1201:720_1920x0_80_0_0_22c0537a9dfbf1ed8fd6cd05b5523391.jpg
Читайте об этих и иных новостях украинской экономики в традиционном обзоре по средам.Катастрофа в энергетикеМинувшая неделя прошла под знаком серьёзных ударов по украинской энергосистеме, которые, в силу накопительного эффекта, обернулись длительными отключениями электроэнергии.В частности, 10 ноября в большинстве областей Украины применялись от 2 до 4 очередей отключения электроэнергии (одна очередь — 4 часа). Проще говоря, в среднем света не было от 8 до 16 часов. В Киеве в среднем нет электроэнергии по 14-16 часов, а в Полтаве, например, 9 ноября света не было 20,5 часов, что позволяет говорить о графике включений электроэнергии, а не их отключений. И это ещё на Украину не пришла зима — морозов не было.У промышленных потребителей ситуация не легче: Ferrexpo — ключевой производитель железорудного сырья и поставщик окатышей в Европу — остановил Полтавский и Еристовский ГОКи в Полтавской области из-за повреждения электроэнергии инфраструктуры в Комсомольске (Горишние Плавни) Полтавской области.У столь длительных отключений несколько причин.Во-первых, с 2022 года полностью иссяк двойной запас прочности по генерации — из неповреждённых электростанций остались АЭС и отдельные ГЭС с мелкими СЭС и ВЭС. Центрэнерго (государственный оператор ТЭС) вновь — спустя полтора года — заявила об отсутствии у них работающих станций и выработки электроэнергии, добавив, что годовой труд электромонтажников пошёл насмарку. Киевская власть (а её слова нужно делить надвое) оценивает потери генерации от недавних ударов в 1 ГВт мощности (в 2024 году потребность Украины оценивалась в 14–15 ГВт).Во-вторых, с 2022 года иссяк запас прочности по электросетевому хозяйству, а с недавних пор под удары стали попадать и трансформаторы сверхвысокого класса напряжения на 330 кВ. Последние являются важным звеном энергосистемы так как обеспечивают понижение напряжения с трансформаторов на 750 кВ — этот класс напряжения является становым хребтом украинской энергосистемы, связывающим АЭС — и питают особо крупных потребителей (областные центры). Впрочем, досталось не только крупным подстанциям, но даже объектам на 110 кВ (районный и межрайонный масштаб), о которых с начала СВО никто не вспоминал.В общем, запаса прочности у украинской энергосистемы нет, накопленный ущерб игнорировать невозможно, на восстановление (если не будет новых ударов) уйдут недели, а жить на перетоках электроэнергии слишком дорого. Главным индикатором наметившегося прогресса в восстановлении будет сокращение продолжительности отключения электроэнергии, особенно аварийных.Прогнозировать что-либо в текущих условиях является крайне неблагодарным делом, однако автор всё же рискнёт.Украинскую энергосистему и граждан Украины перестали жалеть, поэтому будет выбито всё, что можно выбить, а объекты, которые нельзя поразить (АЭС), принудят сократить выработку электроэнергии, "разгрузив" их через удары по необходимым электроподстанциям (нет потребления — нет производства). К слову, 10 ноября МАГАТЭ сообщило о сокращении выработки электроэнергии на Ровенской и Хмельницкой АЭС.Задача состоит не только в ослаблении экономики Украины и повышении стоимости её содержания для ЕС, но и на ускорение процессов распада в украинском обществе.Города без электроэнергии являются непригодными для жизни. В особой зоне — жители негазифицированных многоэтажек-человейников, где отсутствие электроэнергии означает полную непригодность квартир для проживания. Но даже в хрущёвках на 5-х этажах без работающих насосов подкачки давление воды в системе холодного водоснабжения (централизованного горячего в таких домах нет) не позволяет комфортно пользоваться водой. Насколько городские власти подготовили объекты критической инфраструктуры к отсутствию централизованного энергоснабжения (установили генераторы) — вопрос открытый.В любом случае, полноценный доступ к коммунальным благам становится роскошью. А это означает запуск процесса ускоренной трансформации украинского общества.Гражданам придётся больше общаться друг с другом, учиться взаимодействовать с соседями — начнётся децифровизация общества. Придётся либо выживать в одиночку, либо преодолевать хатаскрайничество и аномию.Одновременно с этим вырастет и без того запредельный уровень недоверия к властям. На фоне общего непонимания горожанами того, как устроена коммунальная инфраструктура, будет крепнуть уверенность в том, что отсутствие электроэнергии является следствием заговора властей для максимизации прибыли от экспорта электроэнергии в Евросоюз. А этот экспорт неизбежно будет (равно как и разные условия подачи электроэнергии в Западной и Восточной Украине) — без этого балансировать энергосистему будет очень сложно.Погружение городов во тьму сделает опасным пребывание на улице не только для мужчин, которых ловят сотрудники ТЦК как по форме, так и в штатском (включая парамилитарные структуры из числа криминалитета), но и для тех, кто не подлежит призыву. Отсутствие наружного освещения усугубляет криминогенную обстановку.В общем, длительная жизнь без света сильно изменит Украину и её общество. Естественно, описанные автором перемены неполны, а само представление о них весьма поверхностно — никто подобных "экспериментов" в новейшее время не ставил (а опыт газовой блокады Приднестровья для Украины не слишком показателен).Перемены в обществе носят пока умозрительный характер, тогда как власть уже меняется.Плёнки МиндичаНе сумев взять под контроль "антикоррупционные" органы (НАБУ и САП) и позорно откатив изменения в законодательство, Зеленский проявил слабость. Однако НАБУ и курирующие его европейцы сразу удар по Зеленскому не нанесли, выждав подходящий момент.Вот этот момент — отключения электроэнергии — наступил. 10 ноября НАБУ провело обыски у "кошелька" Зеленского — Тимура Миндича. Среди упоминающихся в "плёнках" чиновников — бывший замминистра энергетики Герман Галущенко, советник бывшего Галущенко Игорь Миронюк, исполнительный директор по безопасности "Энергоатома" Дмитрий Басов, член Нацкомиссии по тарифам Сергей Пушкарь и четверо "сотрудников" бэк-офиса по легализации средств. Миндич и многие другие фигуранты "плёнок Миндича" уже успели выехать за пределы Украины.Следственные мероприятия проходили по делам о разворовывании средств при строительстве защитных сооружений для объектов электроэнергетики, а также по разворовыванию денег через механизм "шлагбаум" (откаты в 10-15% от суммы контрактов под угрозой блокировки платежей или лишения права быть поставщиком).К слову, теперь — на фоне расследования НАБУ — понятна причина быстрого и незаметного ухода с поста бывшего глава "Энергоатома" Петра Котина. Он покинул пост главы компании 20 августа, а уже 23 августа пересёк украино-польскую границу. Сам Котин упоминается в свежих "плёнках Миндича". Вот только будет ли он в итоге привлечён к ответственности с учётом пребывания за границей и медийных услуг, оказанных Holtec, Rolls-Royсe, Westinghouseе — вопрос, на который нет ответа.В том, что приближённые к Зеленскому воровали средства, выделенные на любые стройки, можно не сомневаться, однако куда важнее то, чем закончится разгоревшийся в СМИ скандал. Либо Зеленский дочистит своих противников, включая НАБУ, либо противники Зеленского серьёзно ослабят его, ударив по окружению. В вариант с "зачисткой" НАБУ верится крайне слабо — в куда более благоприятных условиях Зеленский с задачей не справился, а за "антикоррупционеров" непременно "впишется" Евросоюз. Тем более, что киевской власти неоткуда брать деньги кроме как из Европы, а там до сих пор нет консенсуса по схеме финансирования Украины на следующий год. Поэтому шансы на ослабление Зеленского весьма высоки.Груз-3000Премьер-министр Юлия Свириденко сообщила, что с 1 декабря начнёт работу программа УЗ-3000 (расстояние от Ужгорода до Запорожья и обратно), которая позволит гражданам Украины из прифронтовых территорий в низкий сезон (январь-февраль и октябрь-ноябрь) бесплатно путешествовать по железной дороге на общее расстояние до 3 тыс. км.Оплачивать программу будет сама УЗ посредством сэкономленных средств, а количество бесплатных мест предлагается ограничить 250 тыс. ежемесячно.Если в пик (август) УЗ перевозит до 2,6 млн человек, то в феврале не более 1,9 млн человек, а количество поездов и вагонов не меняется. Поэтому с точки зрения экономики суть программы в том, что в низкий сезон заполняемость поездов оставляет желать лучшего, а так, даже с учётом бесплатных пассажиров, УЗ получится снизить убыточность поездов за счёт оказания дополнительных услуг.Однако в целом эта мера никак не поможет "Укржелдороге". Руководство компании в лице заместителя наблюдательного совета Сергея Лещенко констатирует потерю 49% грузов, отмечая убыток за 9 месяцев текущего года в размере 7,195 млрд гривен, а пассажирские перевозки в прошлом году обошлись УЗ в минус 18 млрд гривен.Поэтому Лещенко предлагает поднять тарифы на грузоперевозки со следующего года на 41,5%. Эта мера, конечно, снизит убыточность УЗ, но обескровит крупный бизнес, в первую очередь металлургов и латифундистов, которые выступают категорически против повышения стоимости транспортировки.Впрочем, повышение тарифов хоть и стабилизирует ситуацию в компании, но глобально ничего не изменит. Проблема УЗ в том, что стараниями постмайданной власти Украина превращена в транспортный тупик и по её территории нет никакого транзита, включая трубопроводным и железнодорожным транспортом. А расширение театра боевых действий привело к остановке предприятий на подконтрольной Украине части ДНР, что дополнительно сократило грузооборот. Плюс Россия своими ударами проводит кампанию по деэлектрификации железных дорог, переводя её с электрической на тепловозную тягу.Будущее у УЗ такое же, что у железнодорожных систем Молдавии и республик Прибалтики: дальнейшее сокращение грузооборота, накопление убытков и деградация сети. Однако в приграничных с ЕС регионах мы будем становиться свидетелями прокладки путей с европейской шириной колеи (1435 мм против 1520 мм). В Закарпатской области евроколею Ужгород-Чоп уже проложили, теперь наступила очередь Львовской области — Украина получила первый грант от Еврокомиссии на строительство 80-км ветки Мостыська-Скнилов общей стоимостью 73,5 млн евро.Прочие новостиПреподавателей педагогических университетов вынуждают писать заявления об отпуске за собственный счёт на январь. Бюрократическая логика в этом есть: зимой полноценного учебного процесса не будет (дорого в условиях дефицита газа и электроэнергии), количество студентов, получающих первое высшее образование, драматическим образом сократилось в силу депопуляции и отъезда, а "великовозрастных" студентов уже отчисляют — потенциальные рекруты для Украины имеют куда большую ценность, чем специалисты с высшим образованием.В Николаеве, который недавно стал получать воду по новому водоводу из реки Ингулец, ведут работы по возведению фильтрационных и очистных сооружений. Работы обещают завершить до конца текущего года.На Украине развивается коррупционный скандал в сфере энергетики. Подробнее — в материале Скандальное отстранение Галущенко, провалы ВСУ, нехватка бойцов. Хроника событий на утро 12 ноября.
https://ukraina.ru/20211008/1032426256.html
украина
европа
полтавская область
россия
днр
молдавия
прибалтика
закарпатье
закарпатская область
львовская область
николаев
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e9/07/1e/1066161689_161:0:1121:720_1920x0_80_0_0_700448573dfef46a710630c467b0f833.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Иван Лизан
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039206977_383:37:895:549_100x100_80_0_0_bb1c6d0378fdcd5d9270c21c43865353.jpg
эксклюзив, украина, европа, полтавская область, владимир зеленский, тимур миндич, сергей лещенко, набу, ес, энергоатом, украина.ру, украина.ру, россия, днр, молдавия, прибалтика, закарпатье, закарпатская область, львовская область, николаев, бизнес, тарифы, экономика, боевые действия, удары, транзит, еврокомиссия, сво, скандал, аэс, промышленность, инфраструктура
Эксклюзив, Украина, Европа, Полтавская область, Владимир Зеленский, Тимур Миндич, Сергей Лещенко, НАБУ, ЕС, Энергоатом, Украина.ру, Украина.ру, Россия, ДНР, Молдавия, Прибалтика, Закарпатье, Закарпатская область, Львовская область, Николаев, бизнес, тарифы, экономика, боевые действия, удары, транзит, Еврокомиссия, СВО, скандал, АЭС, промышленность, инфраструктура
Читайте об этих и иных новостях украинской экономики в традиционном обзоре по средам.
Минувшая неделя прошла под знаком серьёзных ударов по украинской энергосистеме, которые, в силу накопительного эффекта, обернулись длительными отключениями электроэнергии.
В частности, 10 ноября в большинстве областей Украины применялись от 2 до 4 очередей отключения электроэнергии (одна очередь — 4 часа). Проще говоря, в среднем света не было от 8 до 16 часов. В Киеве в среднем нет электроэнергии по 14-16 часов, а в Полтаве, например, 9 ноября света не было 20,5 часов, что позволяет говорить о графике включений электроэнергии, а не их отключений. И это ещё на Украину не пришла зима — морозов не было.
У промышленных потребителей ситуация не легче: Ferrexpo — ключевой производитель железорудного сырья и поставщик окатышей в Европу — остановил Полтавский и Еристовский ГОКи в Полтавской области из-за повреждения электроэнергии инфраструктуры в Комсомольске (Горишние Плавни) Полтавской области.
У столь длительных отключений несколько причин.
Во-первых, с 2022 года полностью иссяк двойной запас прочности по генерации — из неповреждённых электростанций остались АЭС и отдельные ГЭС с мелкими СЭС и ВЭС. Центрэнерго (государственный оператор ТЭС) вновь — спустя полтора года — заявила об отсутствии у них работающих станций и выработки электроэнергии, добавив, что годовой труд электромонтажников пошёл насмарку. Киевская власть (а её слова нужно делить надвое) оценивает потери генерации от недавних ударов в 1 ГВт мощности (в 2024 году потребность Украины оценивалась в 14–15 ГВт).
Во-вторых, с 2022 года иссяк запас прочности по электросетевому хозяйству, а с недавних пор под удары стали попадать и трансформаторы сверхвысокого класса напряжения на 330 кВ. Последние являются важным звеном энергосистемы так как обеспечивают понижение напряжения с трансформаторов на 750 кВ — этот класс напряжения является становым хребтом украинской энергосистемы, связывающим АЭС — и питают особо крупных потребителей (областные центры). Впрочем, досталось не только крупным подстанциям, но даже объектам на 110 кВ (районный и межрайонный масштаб), о которых с начала СВО никто не вспоминал.
В общем, запаса прочности у украинской энергосистемы нет, накопленный ущерб игнорировать невозможно, на восстановление (если не будет новых ударов) уйдут недели, а жить на перетоках электроэнергии слишком дорого. Главным индикатором наметившегося прогресса в восстановлении будет сокращение продолжительности отключения электроэнергии, особенно аварийных.
Прогнозировать что-либо в текущих условиях является крайне неблагодарным делом, однако автор всё же рискнёт.
Украинскую энергосистему и граждан Украины перестали жалеть, поэтому будет выбито всё, что можно выбить, а объекты, которые нельзя поразить (АЭС), принудят сократить выработку электроэнергии, "разгрузив" их через удары по необходимым электроподстанциям (нет потребления — нет производства). К слову, 10 ноября МАГАТЭ сообщило о сокращении выработки электроэнергии на Ровенской и Хмельницкой АЭС.
Задача состоит не только в ослаблении экономики Украины и повышении стоимости её содержания для ЕС, но и на ускорение процессов распада в украинском обществе.
Города без электроэнергии являются непригодными для жизни. В особой зоне — жители негазифицированных многоэтажек-человейников, где отсутствие электроэнергии означает полную непригодность квартир для проживания. Но даже в хрущёвках на 5-х этажах без работающих насосов подкачки давление воды в системе холодного водоснабжения (централизованного горячего в таких домах нет) не позволяет комфортно пользоваться водой. Насколько городские власти подготовили объекты критической инфраструктуры к отсутствию централизованного энергоснабжения (установили генераторы) — вопрос открытый.
В любом случае, полноценный доступ к коммунальным благам становится роскошью. А это означает запуск процесса ускоренной трансформации украинского общества.
Гражданам придётся больше общаться друг с другом, учиться взаимодействовать с соседями — начнётся децифровизация общества. Придётся либо выживать в одиночку, либо преодолевать хатаскрайничество и аномию.
Одновременно с этим вырастет и без того запредельный уровень недоверия к властям. На фоне общего непонимания горожанами того, как устроена коммунальная инфраструктура, будет крепнуть уверенность в том, что отсутствие электроэнергии является следствием заговора властей для максимизации прибыли от экспорта электроэнергии в Евросоюз. А этот экспорт неизбежно будет (равно как и разные условия подачи электроэнергии в Западной и Восточной Украине) — без этого балансировать энергосистему будет очень сложно.
Погружение городов во тьму сделает опасным пребывание на улице не только для мужчин, которых ловят сотрудники ТЦК как по форме, так и в штатском (включая парамилитарные структуры из числа криминалитета), но и для тех, кто не подлежит призыву. Отсутствие наружного освещения усугубляет криминогенную обстановку.
В общем, длительная жизнь без света сильно изменит Украину и её общество. Естественно, описанные автором перемены неполны, а само представление о них весьма поверхностно — никто подобных "экспериментов" в новейшее время не ставил (а опыт газовой блокады Приднестровья для Украины не слишком показателен).
Перемены в обществе носят пока умозрительный характер, тогда как власть уже меняется.
Не сумев взять под контроль "антикоррупционные" органы (НАБУ и САП) и позорно откатив изменения в законодательство, Зеленский проявил слабость. Однако НАБУ и курирующие его европейцы сразу удар по Зеленскому не нанесли, выждав подходящий момент.
Вот этот момент — отключения электроэнергии — наступил. 10 ноября НАБУ провело обыски у "кошелька" Зеленского — Тимура Миндича. Среди упоминающихся в "плёнках" чиновников — бывший замминистра энергетики Герман Галущенко, советник бывшего Галущенко Игорь Миронюк, исполнительный директор по безопасности "Энергоатома" Дмитрий Басов, член Нацкомиссии по тарифам Сергей Пушкарь и четверо "сотрудников" бэк-офиса по легализации средств. Миндич и многие другие фигуранты "плёнок Миндича" уже успели выехать за пределы Украины.
Следственные мероприятия проходили по делам о разворовывании средств при строительстве защитных сооружений для объектов электроэнергетики, а также по разворовыванию денег через механизм "шлагбаум" (откаты в 10-15% от суммы контрактов под угрозой блокировки платежей или лишения права быть поставщиком).
К слову, теперь — на фоне расследования НАБУ — понятна причина быстрого и незаметного ухода с поста бывшего глава "Энергоатома" Петра Котина. Он покинул пост главы компании 20 августа, а уже 23 августа пересёк украино-польскую границу. Сам Котин упоминается в свежих "плёнках Миндича". Вот только будет ли он в итоге привлечён к ответственности с учётом пребывания за границей и медийных услуг, оказанных Holtec, Rolls-Royсe, Westinghouseе — вопрос, на который нет ответа.
В том, что приближённые к Зеленскому воровали средства, выделенные на любые стройки, можно не сомневаться, однако куда важнее то, чем закончится разгоревшийся в СМИ скандал. Либо Зеленский дочистит своих противников, включая НАБУ, либо противники Зеленского серьёзно ослабят его, ударив по окружению. В вариант с "зачисткой" НАБУ верится крайне слабо — в куда более благоприятных условиях Зеленский с задачей не справился, а за "антикоррупционеров" непременно "впишется" Евросоюз. Тем более, что киевской власти неоткуда брать деньги кроме как из Европы, а там до сих пор нет консенсуса по схеме финансирования Украины на следующий год. Поэтому шансы на ослабление Зеленского весьма высоки.
Премьер-министр Юлия Свириденко сообщила, что с 1 декабря начнёт работу программа УЗ-3000 (расстояние от Ужгорода до Запорожья и обратно), которая позволит гражданам Украины из прифронтовых территорий в низкий сезон (январь-февраль и октябрь-ноябрь) бесплатно путешествовать по железной дороге на общее расстояние до 3 тыс. км.
Оплачивать программу будет сама УЗ посредством сэкономленных средств, а количество бесплатных мест предлагается ограничить 250 тыс. ежемесячно.
Если в пик (август) УЗ перевозит до 2,6 млн человек, то в феврале не более 1,9 млн человек, а количество поездов и вагонов не меняется. Поэтому с точки зрения экономики суть программы в том, что в низкий сезон заполняемость поездов оставляет желать лучшего, а так, даже с учётом бесплатных пассажиров, УЗ получится снизить убыточность поездов за счёт оказания дополнительных услуг.
Однако в целом эта мера никак не поможет "Укржелдороге". Руководство компании в лице заместителя наблюдательного совета Сергея Лещенко констатирует потерю 49% грузов, отмечая убыток за 9 месяцев текущего года в размере 7,195 млрд гривен, а пассажирские перевозки в прошлом году обошлись УЗ в минус 18 млрд гривен.
Поэтому Лещенко предлагает поднять тарифы на грузоперевозки со следующего года на 41,5%. Эта мера, конечно, снизит убыточность УЗ, но обескровит крупный бизнес, в первую очередь металлургов и латифундистов, которые выступают категорически против повышения стоимости транспортировки.
Впрочем, повышение тарифов хоть и стабилизирует ситуацию в компании, но глобально ничего не изменит. Проблема УЗ в том, что стараниями постмайданной власти Украина превращена в транспортный тупик и по её территории нет никакого транзита, включая трубопроводным и железнодорожным транспортом. А расширение театра боевых действий привело к остановке предприятий на подконтрольной Украине части ДНР, что дополнительно сократило грузооборот. Плюс Россия своими ударами проводит кампанию по деэлектрификации железных дорог, переводя её с электрической на тепловозную тягу.
Будущее у УЗ такое же, что у железнодорожных систем Молдавии и республик Прибалтики: дальнейшее сокращение грузооборота, накопление убытков и деградация сети. Однако в приграничных с ЕС регионах мы будем становиться свидетелями прокладки путей с европейской шириной колеи (1435 мм против 1520 мм). В Закарпатской области евроколею Ужгород-Чоп уже проложили, теперь наступила очередь Львовской области — Украина получила первый грант от Еврокомиссии на строительство 80-км ветки Мостыська-Скнилов общей стоимостью 73,5 млн евро.
Преподавателей педагогических университетов вынуждают писать заявления об отпуске за собственный счёт на январь. Бюрократическая логика в этом есть: зимой полноценного учебного процесса не будет (дорого в условиях дефицита газа и электроэнергии), количество студентов, получающих первое высшее образование, драматическим образом сократилось в силу депопуляции и отъезда, а "великовозрастных" студентов уже отчисляют — потенциальные рекруты для Украины имеют куда большую ценность, чем специалисты с высшим образованием.
В Николаеве, который недавно стал получать воду по новому водоводу из реки Ингулец, ведут работы по возведению фильтрационных и очистных сооружений. Работы обещают завершить до конца текущего года.