https://ukraina.ru/20230817/1048753902.html
Юлиан Буцманюк. Художник-стрелец под крылом митрополита Шептицкого
Юлиан Буцманюк. Художник-стрелец под крылом митрополита Шептицкого - 28.11.2023 Украина.ру
Юлиан Буцманюк. Художник-стрелец под крылом митрополита Шептицкого
Спустя почти две недели после появления манифеста Главной украинской рады, который призвал украинскую молодежь встать под ружья Первой мировой, 17 августа 1914 года в Лемберге, который ныне Львов, был создан добровольческий легион "Украинские сечевые стрельцы"
2023-08-17T13:33
2023-08-17T13:33
2023-11-28T18:03
история
эксклюзив
гражданская война
унр
львов
храм
живопись
художник
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/08/10/1048727104_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_92f491923f4596ddc00b5a2ec760a4f2.jpg
Подразделение подчинялось Австро-Венгерской императорской армии и состояло преимущественно из этнических украинцев.Предшествовали созданию таких батальонов молодежные спортивные организации, распространившиеся во второй половине XIX века по Европе. В частности, чешский «Сокол»: крайне неоднозначный спортивный клуб «по интересам», который виртуозно маневрировал между организацией спортивных соревнований, участием во всевозможных политических акциях и пропагандой самых разных идей — от панславизма до чистоты расы.Идейным вдохновителем «Сокола» был чешский гимнаст Мирослав Тырш, исповедовавший именно единство славян: в форме, которую он придумал для спортсменов, были элементы польского, русского, русинского и черногорского национальных костюмов. Модернист Альфонс Муха от этой эстетики был в восторге и написал полную света и оптимизма литографию к очередному фестивалю «Сокола».В социалистической Чехословакии, к слову, их не то чтобы отменили, но заменили спартакиадами. В те же времена, к началу Первой мировой, это были типичные «титушки» послемайданной Украины: спорт, сила, нация.Галицкие отряды «Сокола» и других подобных организаций стали первыми подразделениями Украинских сечевых стрельцов, а юрист и дипломат Владимир Старосольский — первым командиром.Стрелец-художникОдин из добровольцев легиона Украинских сечевых стрельцов — художник Юлиан Буцманюк, галичанин с авантюрной судьбой.Буцманюк, уроженец Сморжова (Австро-Венгерской Галиции), большую часть своего творчества сконцентрировал на религиозной живописи — росписи храмов, создании фресок и икон. Во Львове и Жолкве ещё сохраняются его росписи, а вот в Славском Львовской области — нет.Во всех украинских биографиях художника присутствует душераздирающий эпизод, в котором озаренные отблесками ритуального пламени сотрудники КГБ сжигают картины и фрески Буцманюка во дворе Львовского художественного музея в начале 50-х. С сотрудниками КГБ все в целом ясно, но зачем их примеру последовали уже послемайданные власти Славского, уничтожившие в 2019 все его церковные росписи, неизвестно. Может, коммунисты.Другая важная тема творчества Буцманюка — Сечевые стрельцы, писать которых он стал едва ли не первым. Более того, роспись одной из старинных жолковских церквей сохранила представление художника об украинской истории: под куполом, под благословением Девы Марии он изобразил различных исторических персонажей, включая, разумеется, и легион Сечевых стрельцов, бойцом которого сам являлся.Схожие фрески спустя много лет, после его эмиграции в 1939 году, появятся в кафедральном соборе Святого Иосафата в Эдмонтоне, в Канаде.В жизни Буцманюка большую, а может, и решающую роль, сыграл митрополит Андрей Шептицкий — более чем одиозная личность в истории Львовщины.«Дорогие мои, в очень важное время ведётся война между нашим царём и московским царём, война справедливая с нашей стороны. Московский царь... хочет забрать у нас свободу, заковать нас в кандалы. Будьте верны цесарю до последней капли крови», — говорит Шептицкий во время проповеди летом 1914 года, хотя несколькими месяцами ранее написал письмо императору Николаю Второму о всецелой поддержке.Письма в целом жанр Шептицкого: в свое время он писал националисту Мельнику, Сталину, Гитлеру, папе римскому. Шептицкий находился под пристальным присмотром царской жандармерии, австрийской гвардии, гестапо и НКВД, но при этом прожил удивительно насыщенную и долгую жизнь.Шептицкий иногда бывал расчетливо сентиментален: не жалел личных средств на обучение художников и поэтов, которые в перспективе могли прославить национально-освободительные идеи Западной Украины. Так было и с Буцманюком — Шептицкий оплатил его обучение в краковской Академии изящных искусств и путешествия по Италии.Буцманюк рисовал агитплакаты Сечевых стрельцов и УНР, осваивал фотографию, сражался, был дважды ранен, был интернирован в Чехословакии (где каким-то образом умудрился при этом окончить Пражскую академию изобразительных искусств), и все это лишь за время Первой мировой и Гражданской войн.Кроме религиозной и стрелецкой тематики, Буцманюк оставил несколько портретов и несколько жанровых картин, среди которых самая известная — «Смерть поэта». Творчество его относят к украинскому монументальному искусству, хотя по сути стиль Буцманюка — исключительно галичанское явление.Червона КалинаВ целом, Сечевые стрельцы не так уж часто попадали в культуру и искусство, поэтому изображения Буцманюка действительно уникальны.Первое, что можно вспомнить о них в других видах искусства, — конечно, песня «Ой, у лузі червона калина», с легкой руки солиста группы «Бумбокс» Андрея Хлывнюка превратившаяся теперь в «гимн теробороны», несколько песен из репертуара Квитки Цисык, и картины (в большинстве своем графические рисунки), оставленные другими бойцами легиона. Не такими, конечно же, заметными и самобытными, как Юлиан Буцманюк.
https://ukraina.ru/20240806/1028456258.html
https://ukraina.ru/20191101/1025499318.html
https://ukraina.ru/20240222/1043768459.html
унр
львов
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/08/10/1048727104_100:0:1807:1280_1920x0_80_0_0_aed36cc659faf6196fe51abf58084ac3.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, гражданская война, унр, львов, храм, живопись, художник
Юлиан Буцманюк. Художник-стрелец под крылом митрополита Шептицкого
13:33 17.08.2023 (обновлено: 18:03 28.11.2023) Спустя почти две недели после появления манифеста Главной украинской рады, который призвал украинскую молодежь встать под ружья Первой мировой, 17 августа 1914 года в Лемберге, который ныне Львов, был создан добровольческий легион "Украинские сечевые стрельцы"
Подразделение подчинялось Австро-Венгерской императорской армии и состояло преимущественно из этнических украинцев.
Предшествовали созданию таких батальонов молодежные спортивные организации, распространившиеся во второй половине XIX века по Европе. В частности, чешский «Сокол»: крайне неоднозначный спортивный клуб «по интересам», который виртуозно маневрировал между организацией спортивных соревнований, участием во всевозможных политических акциях и пропагандой самых разных идей — от панславизма до чистоты расы.
Идейным вдохновителем «Сокола» был чешский гимнаст Мирослав Тырш, исповедовавший именно единство славян: в форме, которую он придумал для спортсменов, были элементы польского, русского, русинского и черногорского национальных костюмов. Модернист Альфонс Муха от этой эстетики был в восторге и написал полную света и оптимизма литографию к очередному фестивалю «Сокола».
В социалистической Чехословакии, к слову, их не то чтобы отменили, но заменили спартакиадами. В те же времена, к началу Первой мировой, это были типичные «титушки» послемайданной Украины: спорт, сила, нация.
Галицкие отряды «Сокола» и других подобных организаций стали первыми подразделениями Украинских сечевых стрельцов, а юрист и дипломат Владимир Старосольский — первым командиром.
Один из добровольцев легиона Украинских сечевых стрельцов — художник Юлиан Буцманюк, галичанин с авантюрной судьбой.
Буцманюк, уроженец Сморжова (Австро-Венгерской Галиции), большую часть своего творчества сконцентрировал на религиозной живописи — росписи храмов, создании фресок и икон. Во Львове и Жолкве ещё сохраняются его росписи, а вот в Славском Львовской области — нет.
Во всех украинских биографиях художника присутствует душераздирающий эпизод, в котором озаренные отблесками ритуального пламени сотрудники КГБ сжигают картины и фрески Буцманюка во дворе Львовского художественного музея в начале 50-х. С сотрудниками КГБ все в целом ясно, но зачем их примеру последовали уже послемайданные власти Славского, уничтожившие в 2019 все его церковные росписи, неизвестно. Может, коммунисты.
Другая важная тема творчества Буцманюка — Сечевые стрельцы, писать которых он стал едва ли не первым. Более того, роспись одной из старинных жолковских церквей сохранила представление художника об украинской истории: под куполом, под благословением Девы Марии он изобразил различных исторических персонажей, включая, разумеется, и легион Сечевых стрельцов, бойцом которого сам являлся.
Схожие фрески спустя много лет, после его эмиграции в 1939 году, появятся в кафедральном соборе Святого Иосафата в Эдмонтоне, в Канаде.
В жизни Буцманюка большую, а может, и решающую роль, сыграл митрополит Андрей Шептицкий — более чем одиозная личность в истории Львовщины.
«Дорогие мои, в очень важное время ведётся война между нашим царём и московским царём, война справедливая с нашей стороны. Московский царь... хочет забрать у нас свободу, заковать нас в кандалы. Будьте верны цесарю до последней капли крови», — говорит Шептицкий во время проповеди летом 1914 года, хотя несколькими месяцами ранее написал письмо императору Николаю Второму о всецелой поддержке.
Письма в целом жанр Шептицкого: в свое время он писал националисту Мельнику, Сталину, Гитлеру, папе римскому. Шептицкий находился под пристальным присмотром царской жандармерии, австрийской гвардии, гестапо и НКВД, но при этом прожил удивительно насыщенную и долгую жизнь.
Шептицкий иногда бывал расчетливо сентиментален: не жалел личных средств на обучение художников и поэтов, которые в перспективе могли прославить национально-освободительные идеи Западной Украины. Так было и с Буцманюком — Шептицкий оплатил его обучение в краковской Академии изящных искусств и путешествия по Италии.
Буцманюк рисовал агитплакаты Сечевых стрельцов и УНР, осваивал фотографию, сражался, был дважды ранен, был интернирован в Чехословакии (где каким-то образом умудрился при этом окончить Пражскую академию изобразительных искусств), и все это лишь за время Первой мировой и Гражданской войн.
Кроме религиозной и стрелецкой тематики, Буцманюк оставил несколько портретов и несколько жанровых картин, среди которых самая известная — «Смерть поэта». Творчество его относят к украинскому монументальному искусству, хотя по сути стиль Буцманюка — исключительно галичанское явление.
В целом, Сечевые стрельцы не так уж часто попадали в культуру и искусство, поэтому изображения Буцманюка действительно уникальны.
Первое, что можно вспомнить о них в других видах искусства, — конечно, песня «Ой, у лузі червона калина», с легкой руки солиста группы «Бумбокс» Андрея Хлывнюка превратившаяся теперь в «гимн теробороны», несколько песен из репертуара Квитки Цисык, и картины (в большинстве своем графические рисунки), оставленные другими бойцами легиона. Не такими, конечно же, заметными и самобытными, как Юлиан Буцманюк.