https://ukraina.ru/20230331/1044862320.html
Григорий Соболевский: Когда-то в Мариупольский порт снова придут пассажирские пароходы
Григорий Соболевский: Когда-то в Мариупольский порт снова придут пассажирские пароходы - 27.06.2023 Украина.ру
Григорий Соболевский: Когда-то в Мариупольский порт снова придут пассажирские пароходы
В Мариупольском порту восстановлены уже более половины кранов и автохозяйства, это сделали люди, которые работают или через Центр занятости, или являются штатными работниками. Количество работников будет расти, есть потребность в специалистах, считает директор порта Григорий Соболевский
2023-03-31T07:35
2023-03-31T07:35
2023-06-27T10:46
интервью
мариуполь
экономика
торговля
строительство
россия
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/1d/1044818713_96:43:834:458_1920x0_80_0_0_c59b66c04d415880c3f0aa92b5474f20.jpg
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.— Григорий, как вы стали директором Мариупольского порта? Расскажите для наших читателей детали своей биографии.— Где-то в середине мая я сюда приехал капитаном порта, назначил меня сюда Швабский Павел Алексеевич, предыдущий директор. Через две недели я стал первым заместителем, и с середины июля, по сути, по сегодняшний день — и. о. директора государственного унитарного предприятия, «Администрация морского порта города Мариуполь».— Насколько мне известно, Мариупольский порт под санкциями. Известно, что раньше из него можно было вывозить продукцию металлургии, коксохима, щебень, зерно. При этом это считался порт Рината Ахметова, его предприятий «Азовсталь» и завод имени Ильича. Порт под санкциями он работает, не работает? Если работает, то куда идут грузы и откуда они принимаются?— На сегодня ведется ряд переговоров, есть клиенты, которые готовы отсюда экспортировать не только зерно, но и ряд наименований, номенклатур инертных грузов, таких как щебень, арматуру.Мы ожидаем на следующей неделе партии палетированного груза (так называют груз, установленный на палетах. — Ред.) из Ростова. До этого, практически начиная с октября, если я не ошибаюсь, в Мариуполе возле 26-й школы стоит этот прекрасный дом, красивый, желто-оранжевое девятиэтажное здание, то это как раз РМ-3, ДСК «Консоль» — такая компания, из Крыма сюда привозила, каждый приход судна — это было два этажа. Насколько я знаю, уже сдали в эксплуатацию.— Его собрали?— Он единственный здесь, полностью его составляющие панельные были завезены из Севастополя и здесь его строили. Сдали его в эксплуатацию, буквально через некоторое время мы ожидаем еще один дом, потому что номинировано шесть рейсов, каждый рейс — это два этажа.По поводу того, что мы работаем только на условиях малого или большого каботажа, то есть понимание вопроса есть, сейчас только задача за судовладельцем. Ряд судовладельцев просто боятся сюда идти из-за зоны военной операции недалекой, хотя Мариуполь давно уже считается глубоким тылом.Второе — видимо, отсутствие страховки со стороны страховых компаний. Из-за этого тоже, наверное, судовладельцы, которые не хотят нести эти риски, пока отказываются сюда приходить.Тем не менее благодаря ФАУ «РосКапСтрой» — это очень мощная программа московская на сегодня, которая у нас действует, — благодаря генеральному директору Максимовой Лидии Геннадьевне, здесь уже отработан хаб, который сюда поставляет продукцию, он уже содержит строительные материалы, которые пойдут на подрядчиков и субподрядчиков. Это сэкономит достаточно времени по автомобильным перевозкам.На сегодня этот хаб работает, он находится в Третьем районе, там два склада, две открытые площадки. Есть перспективное понимание вопроса развития этого хаба.С судами — буквально начиная с апреля, мы надеемся, начнется программа каботажа из Ростова или Ейска. Сюда будут приходить стройматериалы, которые будут храниться на площадках ФАУ «РосКапСтрой», и потом распространятся не только по городу, но и по ДНР.В ближайшее время мы ожидаем появления в Мариуполе достаточного количества баннеров — именно по рекламе этого проекта, который находится под неустанным контролем правительства Российской Федерации.Ожидаем еще арматуру в ближайшее время, номинацию пока не получили, номинант не дал еще пожелания, но ожидаем. Есть такое перспективное направление — арматура, перевозка на Новороссийск.Тот регион, о котором сейчас говорим с вами, из-за санкций не может быть охвачен какими-то проектами большого заграничного плавания. Тем не менее достаточно, на мой взгляд, клиентов, которые хотят оттуда вывозить тот же щебень, ту же арматуру, а сюда ввозить любые стройматериалы, какие-то инертные грузы, их навалом.У порта достаточно площадок для того, чтобы работать. У порта на сегодня одиннадцать готовых причалов, в принципе, порт готов переработать примерно 100 тысяч тонн грузов в месяц — это если круглосуточно работать. Это более миллиона (тонн грузов. — Ред.) в год. Это ничего не делая, ничего не налаживая. На сегодня более пятидесяти процентов портовой инфраструктуры и портового хозяйства, краны и малая и большая механизация готовы к работе. Причалы в хорошем состоянии.Также идет процедура передачи части порта под «Росморпорт» — по части, их касающейся. Я сейчас говорю про федеральный аутсорс, действительно, эта процедура начала работать и работает. Мы заканчиваем инвентаризацию, дальше будет понимание вопроса, видимо, от «Росморпорта» по открытию филиала.Кроме этого, у нас по распоряжению правительства РФ создана дорожная карта по развитию и восстановлению порта «Мариуполь», все идет в графике.— На сколько времени эта программа рассчитана?— До 2025 года эта программа рассчитана. Обозначены три приоритета. То, что в первую очередь, — это в основном административно-бытовые комплексы, те, которые необходимо (восстанавливать. — Ред.) в соответствии с экспертизой строительной компании. Это все будет снесено и построено новое или будет восстановлено. В порту действительно очень много разрушений.— Я видел в прошлом году, когда в апреле посещал порт, что действительно причалы сохранились, краны на месте, а офисные здания разрушены.— Это и есть административно-бытовой комплекс. Он, в соответствии с дорожной картой, назначенной правительством Российской Федерации, будет восстановлен тремя приоритетами — 2023-й, 2024-й и 2025 год.— Теперь еще такой вопрос. Я помню, эти краны были выкрашены в жовто-блакитный цвет. Они перекрашены?— Как только мы будем иметь возможности такой высотной техники, которая туда достанет, они в первую очередь будут (эти краны. — Ред.) перекрашивать. Но на сегодня, наверное, только дети, которые еще не могут видеть и говорить, не знают, что этот порт был освобожден от украинских националистов.Я думаю, что, кроме порта, у нас еще и по городу, и по другим селам и деревням до сих пор еще есть жовто-блакитная символика. Но как бы там ни было, по поводу (кранов. — Ред.) — желтый цвет и синий — это находится на высоте примерно тридцати метров. У меня техники, чтобы туда что-то поднять и закрасить, просто нет.- Сколько сейчас в порту людей работают?- Двести четыре человека работает сейчас по штатному расписанию, и 268 - находятся через Центр занятости. Опять же, по дорожной карте - идет переходной период, будет понимание, что у нас перейдет в федеральную собственность, что будет республиканской собственностью, собственностью нашей ДНР.После этого, соответственно, будет создан штат, фонд оплаты труда. Мы стремимся получить от полутора до двух тысяч (как минимум) работников до конца 2025 года.— До начала спецоперации какое количество грузов в сутки, в неделю принимал Мариупольский порт? И сколько он сейчас принимает? И если он принимает меньше, то когда вы выйдете на прежние показатели?— До СВО мы этой информации точной не имеем. Та информация, которая была, скорее всего, уничтожена. На сегодня порт работает... Проблемы из-за боязни судовладельцев — есть желающие вывозить и ввозить (грузы — Ред.), но судовладельцы боятся сюда заходить.Я сказал, какие риски — это или специальная военная операция, или отсутствие страховки риска по потере плавсредства, что далеко не так (такого риска нет. — Ред.). Но мы рекламы давать этому не можем, каждый хозяин бережет свое имущество.Поэтому на сегодня мы имеем ДСК «Консоль», когда с нами работали и возили — они сейчас вернутся к нам снова — то это было практически около трех судозаходов в месяц. Возили стройматериалы из Севастополя.— А чем занимаются двести четыре человека?— Они занимаются охраной района, который занимает более 77 гектаров, протяженностью в 4,2 км. Как я и сказал, в порту достаточно портовых сооружений, портовых кранов и автохозяйства, средств малой и большой механизации.Мы восстановили уже более 50% и кранов, и автохозяйства, и это восстановили люди, которые работают здесь или через Центр занятости, или являются штатными работниками. Административный блок занимается своими непосредственными обязанностями по обеспечению работы в соответствии с уставом предприятия.— Не было за этот год попыток диверсии в порту?— У нас попыток диверсий портовых не было, потому что здесь приняты специальные процедуры и меры для того, чтобы это исключить.— Я помню, что в прошлом году на уровне республики шли разговоры о том, чтобы наладить морское сообщение, перевозки — не грузоперевозки, а пассажирские — между Крымом и Мариуполем. Есть это в планах?— На сегодня мы готовы предоставить грузопассажирские перевозки, и они планировались, к сожалению, до печальных событий, которые произошли с Крымским мостом.Паром «Лаврентий» должен был целенаправленно работать с нами по обеспечению именно грузопассажирских перевозок из Ейска на Мариуполь. Для них специально был подготовлен причал, был тестовый рейс, они пришли из Ейска в балласте, сюда опустили аппарель. Хозяевам-судовладельцам, отправителям, получателям — все это понравилось.Проект очень интересный, потому что там семнадцать фур, которые могли выехать, — это каботажная линия, потому никакого оформления, задержек быть не может. Эти семнадцать фур должны были выехать в город, разгрузиться, обратно вернуться на паром и уйти в Ейск. Ейск — Маруполь — шесть часов, сорок миль всего.В районе Морского вокзала — там уже стоянка есть, она уже рассчитана для пассажиров. Люди могли спокойно оставить свои машины под нашей охраной, бесплатно, зайти на паром, уехать в Ейск, условно, в пятницу, а в воскресенье вернуться домой.— Правильно я понимаю, что, как только все будет там налажено, на Крымском мосту, к этому проекту вернутся?— Мы не только с этим паромом готовы работать, мы готовы работать с любой пассажирской компанией. У нас тут изначально и был первый причал, предназначенный для пассажирских перевозок, он и сегодня может работать.Есть проходная. Сейчас таможня, пограничники проходят правовую процедуру формирования перехода под нормативы Российской Федерации. Но тем не менее этот КП существует на первой проходной. Там у нас находятся пограничники, таможенники, санитарная зона, карантин. В этом смысле мы готовы работать. Задержка не за нами, задержка в той ситуации, которая произошла.— Неделю назад Мариуполь посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Он был в Мариупольском порту?— Нет, он доехал до водной станции, которая находится недалеко от нас. Я понимаю, что был протокольный маршрут, который был составлен знающими людьми. После того они поднялись по Нахимова, судя по картинке, поднялись наверх. Про порт, спасибо большое Марату Шакирзяновичу (Хуснуллину. — Ред.), было сказано: о том, что порт должен восстанавливаться. Будет восстанавливаться и береговая линия, и пляжи для людей. Соответственно, и порт тоже.Это в планах есть. На сегодня мы знаем выступление нашего главы (ДНР. — Ред.) Дениса Владимировича Пушилина о том, что порт будет восстанавливаться. Мы слышали выступление нашего председателя правительства (ДНР. — Ред.) Виталия Павловича Коценко — порт будет, и он идет в графике своего восстановления. Просто не все сразу.— Вы сказали, что есть программа до 2025 года. Можете озвучить, какое количество средств будет вложено? Сколько это? Миллиарды?— Это миллиарды рублей — все, что я могу сказать. Миллиарды рублей! Это сумма перспективная, на сегодня она находится, я так думаю все-таки в состоянии еще условного обсуждения.Для того чтобы это окончательно решить, как минимум следует в соответствии с дорожной картой определиться с подрядной организацией, которая будет здесь выступать основным подрядчиком, строителем или восстановителем. Она составит смету, после этого по процедуре, как положено, подаст информацию на правительство.— Я не зря сказал, что Мариупольский порт считался портом Рината Ахметова, отсюда продукция металлургии возилась в страны Европы. Сейчас мы знаем, что, по планам «Азовсталь» не будет работать, вроде как там будет Технопарк. А завод им. Ильича, «Азовмаш» будут работать? Если они будут давать продукцию, то порт готов?— Порт, конечно, готов. У меня на сегодня достаточно площадок и сил для того, чтобы обеспечить экспорт не только металла, продукции, но и импорт любой металлургической продукции, в качестве известняка, каолина и т. д.— А зерно может экспортировать?— Зерно мы можем экспортировать на сегодня примерно 10 тысяч тонн в сутки. На трех причалах, нашими портовыми сооружениями и силами.— Григорий Григорьевич, давайте с вами помечтаем! Будет когда-то такое время, когда в порт Мариуполя будут заходить какие-нибудь средиземноморские лайнеры, если не тихоокеанские, возить туристов? Это возможно или это все бесплодные фантазии?— Это не бесплодные фантазии. Судя по программе развития... И уже можно увидеть в городе, насколько быстро идет восстановление и постройка новых микрорайонов. Эта программа только усиливается, и есть достаточное количество рабочих, это не только приезжие, но и местные специалисты, которые восстанавливают город.Как только город приобретет свой облик туристического центра или одного из центров развития ДНР, мы готовы принимать сюда не только грузовые суда, до 25 тысяч тонн условно, но и, скажем так, лайнеры среднего класса.Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе работал ряд пассажирских линий — это были пассажирские пароходы, которые на нашем первом причале возили туристов из Крыма и обратно в Крым.— А большой пароход? Сколько этажей?— Этажей пять или шесть.— Ого!— У нас ограничение по высоте будет только 31 метр нашего Крымского моста. Если самая верхняя точка этого пассажирского лайнера позволит пройти мост, то здесь ограничения будут только по длине, не более 220 метров, и осадка не более восьми.— Раньше, насколько мне было известно, из-за того, что Азовское море мелкое, был какой-то канал даже.— Он есть.— А что с ним? Нормально все? Можно его использовать?— Он в нормальном состоянии, он работает. На сегодня у нас есть понимание вопроса о состоянии глубин. У нас выставлена полностью гидравлическая обстановка, работают створные знаки, маяки — все в работе.Еще раз, возвращаясь к вопросу, зачем мне столько людей. У нас то, что мы могли сделать своими силами без посторонней помощи и вложений, — мы все это сделали.— Много ли работников порта, которые работали до СВО, уехали из города, больше здесь не работают?— На сегодня из того количества людей, которое я назвал, примерно 75% наших бывших работников. Это в основном рабочие или ИТР, или обслуживающий персонал.— Сейчас планы с 220 человек до двух тысяч довести, в десять раз увеличить количество работников. Это будет мариупольская молодежь, которую вы будете обучать?— Люди возвращаются, и здесь, если на полную мощность... Из расчета того, что этот порт был... у него был один раз показатель — до 17 миллионов (тонн грузов. — Ред.) в год они выдавали. Это было, по-моему, один раз. Но тем менее примерно в том состоянии структуры и разделения стивидорной кампании администрации портов, было примерно пять тысяч человек (работавших в порту. — Ред.). Поэтому две тысячи — это не так много.Таких специалистов мы найдем. Мы их и держим в резерве, они у нас или числятся в резерве, или проходят по-другому, имеется в виду в Центре занятости, не у нас. Но мы о них знаем.— А рыболовецкие суда к вам в порт заходят?— Рыболовецкие суда к нам не заходят. К ним мы не имеем никакого отношения — ни к рыбпорту, ни к рыбохозяйству. Но если им понадобится, то по договору они зайдут.
https://ukraina.ru/20230331/1044900523.html
https://ukraina.ru/20230327/1044736730.html
https://ukraina.ru/20230322/1044636778.html
https://ukraina.ru/20230319/1044506765.html
https://ukraina.ru/20230319/1044506279.html
https://ukraina.ru/20230125/1042905046.html
мариуполь
россия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/1d/1044818713_145:0:780:476_1920x0_80_0_0_47fb3236d51b1e2d1c0a11babc54ca64.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
интервью, мариуполь, экономика, торговля, строительство, россия
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Григорий, как вы стали директором Мариупольского порта? Расскажите для наших читателей детали своей биографии.
— Где-то в середине мая я сюда приехал капитаном порта, назначил меня сюда Швабский Павел Алексеевич, предыдущий директор. Через две недели я стал первым заместителем, и с середины июля, по сути, по сегодняшний день — и. о. директора государственного унитарного предприятия, «Администрация морского порта города Мариуполь».
— Насколько мне известно, Мариупольский порт под санкциями. Известно, что раньше из него можно было вывозить продукцию металлургии, коксохима, щебень, зерно. При этом это считался порт Рината Ахметова, его предприятий «Азовсталь» и завод имени Ильича. Порт под санкциями он работает, не работает? Если работает, то куда идут грузы и откуда они принимаются?
— На сегодня ведется ряд переговоров, есть клиенты, которые готовы отсюда экспортировать не только зерно, но и ряд наименований, номенклатур инертных грузов, таких как щебень, арматуру.
Мы ожидаем на следующей неделе партии палетированного груза (так называют груз, установленный на палетах. — Ред.) из Ростова. До этого, практически начиная с октября, если я не ошибаюсь, в Мариуполе возле 26-й школы стоит этот прекрасный дом, красивый, желто-оранжевое девятиэтажное здание, то это как раз РМ-3, ДСК «Консоль» — такая компания, из Крыма сюда привозила, каждый приход судна — это было два этажа. Насколько я знаю, уже сдали в эксплуатацию.
— Он единственный здесь, полностью его составляющие панельные были завезены из Севастополя и здесь его строили. Сдали его в эксплуатацию, буквально через некоторое время мы ожидаем еще один дом, потому что номинировано шесть рейсов, каждый рейс — это два этажа.
По поводу того, что мы работаем только на условиях малого или большого каботажа, то есть понимание вопроса есть, сейчас только задача за судовладельцем. Ряд судовладельцев просто боятся сюда идти из-за зоны военной операции недалекой, хотя Мариуполь давно уже считается глубоким тылом.
Второе — видимо, отсутствие страховки со стороны страховых компаний. Из-за этого тоже, наверное, судовладельцы, которые не хотят нести эти риски, пока отказываются сюда приходить.
Тем не менее благодаря ФАУ «РосКапСтрой» — это очень мощная программа московская на сегодня, которая у нас действует, — благодаря генеральному директору Максимовой Лидии Геннадьевне, здесь уже отработан хаб, который сюда поставляет продукцию, он уже содержит строительные материалы, которые пойдут на подрядчиков и субподрядчиков. Это сэкономит достаточно времени по автомобильным перевозкам.
На сегодня этот хаб работает, он находится в Третьем районе, там два склада, две открытые площадки. Есть перспективное понимание вопроса развития этого хаба.
С судами — буквально начиная с апреля, мы надеемся, начнется программа каботажа из Ростова или Ейска. Сюда будут приходить стройматериалы, которые будут храниться на площадках ФАУ «РосКапСтрой», и потом распространятся не только по городу, но и по ДНР.
В ближайшее время мы ожидаем появления в Мариуполе достаточного количества баннеров — именно по рекламе этого проекта, который находится под неустанным контролем правительства Российской Федерации.
Ожидаем еще арматуру в ближайшее время, номинацию пока не получили, номинант не дал еще пожелания, но ожидаем. Есть такое перспективное направление — арматура, перевозка на Новороссийск.
Тот регион, о котором сейчас говорим с вами, из-за санкций не может быть охвачен какими-то проектами большого заграничного плавания. Тем не менее достаточно, на мой взгляд, клиентов, которые хотят оттуда вывозить тот же щебень, ту же арматуру, а сюда ввозить любые стройматериалы, какие-то инертные грузы, их навалом.
У порта достаточно площадок для того, чтобы работать. У порта на сегодня одиннадцать готовых причалов, в принципе, порт готов переработать примерно 100 тысяч тонн грузов в месяц — это если круглосуточно работать. Это более миллиона (тонн грузов. — Ред.) в год. Это ничего не делая, ничего не налаживая. На сегодня более пятидесяти процентов портовой инфраструктуры и портового хозяйства, краны и малая и большая механизация готовы к работе. Причалы в хорошем состоянии.
Также идет процедура передачи части порта под «Росморпорт» — по части, их касающейся. Я сейчас говорю про федеральный аутсорс, действительно, эта процедура начала работать и работает. Мы заканчиваем инвентаризацию, дальше будет понимание вопроса, видимо, от «Росморпорта» по открытию филиала.
Кроме этого, у нас по распоряжению правительства РФ создана дорожная карта по развитию и восстановлению порта «Мариуполь», все идет в графике.
— На сколько времени эта программа рассчитана?
— До 2025 года эта программа рассчитана. Обозначены три приоритета. То, что в первую очередь, — это в основном административно-бытовые комплексы, те, которые необходимо (восстанавливать. — Ред.) в соответствии с экспертизой строительной компании. Это все будет снесено и построено новое или будет восстановлено. В порту действительно очень много разрушений.
— Я видел в прошлом году, когда в апреле посещал порт, что действительно причалы сохранились, краны на месте, а офисные здания разрушены.
— Это и есть административно-бытовой комплекс. Он, в соответствии с дорожной картой, назначенной правительством Российской Федерации, будет восстановлен тремя приоритетами — 2023-й, 2024-й и 2025 год.
— Теперь еще такой вопрос. Я помню, эти краны были выкрашены в жовто-блакитный цвет. Они перекрашены?
— Как только мы будем иметь возможности такой высотной техники, которая туда достанет, они в первую очередь будут (эти краны. — Ред.) перекрашивать. Но на сегодня, наверное, только дети, которые еще не могут видеть и говорить, не знают, что этот порт был освобожден от украинских националистов.
Я думаю, что, кроме порта, у нас еще и по городу, и по другим селам и деревням до сих пор еще есть жовто-блакитная символика. Но как бы там ни было, по поводу (кранов. — Ред.) — желтый цвет и синий — это находится на высоте примерно тридцати метров. У меня техники, чтобы туда что-то поднять и закрасить, просто нет.
- Сколько сейчас в порту людей работают?
- Двести четыре человека работает сейчас по штатному расписанию, и 268 - находятся через Центр занятости. Опять же, по дорожной карте - идет переходной период, будет понимание, что у нас перейдет в федеральную собственность, что будет республиканской собственностью, собственностью нашей ДНР.
После этого, соответственно, будет создан штат, фонд оплаты труда. Мы стремимся получить от полутора до двух тысяч (как минимум) работников до конца 2025 года.
— До начала спецоперации какое количество грузов в сутки, в неделю принимал Мариупольский порт? И сколько он сейчас принимает? И если он принимает меньше, то когда вы выйдете на прежние показатели?
— До СВО мы этой информации точной не имеем. Та информация, которая была, скорее всего, уничтожена. На сегодня порт работает... Проблемы из-за боязни судовладельцев — есть желающие вывозить и ввозить (грузы — Ред.), но судовладельцы боятся сюда заходить.
Я сказал, какие риски — это или специальная военная операция, или отсутствие страховки риска по потере плавсредства, что далеко не так (такого риска нет. — Ред.). Но мы рекламы давать этому не можем, каждый хозяин бережет свое имущество.
Поэтому на сегодня мы имеем ДСК «Консоль», когда с нами работали и возили — они сейчас вернутся к нам снова — то это было практически около трех судозаходов в месяц. Возили стройматериалы из Севастополя.
— А чем занимаются двести четыре человека?
— Они занимаются охраной района, который занимает более 77 гектаров, протяженностью в 4,2 км. Как я и сказал, в порту достаточно портовых сооружений, портовых кранов и автохозяйства, средств малой и большой механизации.
Мы восстановили уже более 50% и кранов, и автохозяйства, и это восстановили люди, которые работают здесь или через Центр занятости, или являются штатными работниками. Административный блок занимается своими непосредственными обязанностями по обеспечению работы в соответствии с уставом предприятия.
— Не было за этот год попыток диверсии в порту?
— У нас попыток диверсий портовых не было, потому что здесь приняты специальные процедуры и меры для того, чтобы это исключить.
— Я помню, что в прошлом году на уровне республики шли разговоры о том, чтобы наладить морское сообщение, перевозки — не грузоперевозки, а пассажирские — между Крымом и Мариуполем. Есть это в планах?
— На сегодня мы готовы предоставить грузопассажирские перевозки, и они планировались, к сожалению, до печальных событий, которые произошли с Крымским мостом.
Паром «Лаврентий» должен был целенаправленно работать с нами по обеспечению именно грузопассажирских перевозок из Ейска на Мариуполь. Для них специально был подготовлен причал, был тестовый рейс, они пришли из Ейска в балласте, сюда опустили аппарель. Хозяевам-судовладельцам, отправителям, получателям — все это понравилось.
Проект очень интересный, потому что там семнадцать фур, которые могли выехать, — это каботажная линия, потому никакого оформления, задержек быть не может. Эти семнадцать фур должны были выехать в город, разгрузиться, обратно вернуться на паром и уйти в Ейск. Ейск — Маруполь — шесть часов, сорок миль всего.
В районе Морского вокзала — там уже стоянка есть, она уже рассчитана для пассажиров. Люди могли спокойно оставить свои машины под нашей охраной, бесплатно, зайти на паром, уехать в Ейск, условно, в пятницу, а в воскресенье вернуться домой.
— Правильно я понимаю, что, как только все будет там налажено, на Крымском мосту, к этому проекту вернутся?
— Мы не только с этим паромом готовы работать, мы готовы работать с любой пассажирской компанией. У нас тут изначально и был первый причал, предназначенный для пассажирских перевозок, он и сегодня может работать.
Есть проходная. Сейчас таможня, пограничники проходят правовую процедуру формирования перехода под нормативы Российской Федерации. Но тем не менее этот КП существует на первой проходной. Там у нас находятся пограничники, таможенники, санитарная зона, карантин. В этом смысле мы готовы работать. Задержка не за нами, задержка в той ситуации, которая произошла.
— Неделю назад Мариуполь посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Он был в Мариупольском порту?
— Нет, он доехал до водной станции, которая находится недалеко от нас. Я понимаю, что был протокольный маршрут, который был составлен знающими людьми. После того они поднялись по Нахимова, судя по картинке, поднялись наверх. Про порт, спасибо большое Марату Шакирзяновичу (Хуснуллину. — Ред.), было сказано: о том, что порт должен восстанавливаться. Будет восстанавливаться и береговая линия, и пляжи для людей. Соответственно, и порт тоже.
Это в планах есть. На сегодня мы знаем выступление нашего главы (ДНР. — Ред.) Дениса Владимировича Пушилина о том, что порт будет восстанавливаться. Мы слышали выступление нашего председателя правительства (ДНР. — Ред.) Виталия Павловича Коценко — порт будет, и он идет в графике своего восстановления. Просто не все сразу.
— Вы сказали, что есть программа до 2025 года. Можете озвучить, какое количество средств будет вложено? Сколько это? Миллиарды?
— Это миллиарды рублей — все, что я могу сказать. Миллиарды рублей! Это сумма перспективная, на сегодня она находится, я так думаю все-таки в состоянии еще условного обсуждения.
Для того чтобы это окончательно решить, как минимум следует в соответствии с дорожной картой определиться с подрядной организацией, которая будет здесь выступать основным подрядчиком, строителем или восстановителем. Она составит смету, после этого по процедуре, как положено, подаст информацию на правительство.
— Я не зря сказал, что Мариупольский порт считался портом Рината Ахметова, отсюда продукция металлургии возилась в страны Европы. Сейчас мы знаем, что, по планам «Азовсталь» не будет работать, вроде как там будет Технопарк. А завод им. Ильича, «Азовмаш» будут работать? Если они будут давать продукцию, то порт готов?
— Порт, конечно, готов. У меня на сегодня достаточно площадок и сил для того, чтобы обеспечить экспорт не только металла, продукции, но и импорт любой металлургической продукции, в качестве известняка, каолина и т. д.
— А зерно может экспортировать?
— Зерно мы можем экспортировать на сегодня примерно 10 тысяч тонн в сутки. На трех причалах, нашими портовыми сооружениями и силами.
— Григорий Григорьевич, давайте с вами помечтаем! Будет когда-то такое время, когда в порт Мариуполя будут заходить какие-нибудь средиземноморские лайнеры, если не тихоокеанские, возить туристов? Это возможно или это все бесплодные фантазии?
— Это не бесплодные фантазии. Судя по программе развития... И уже можно увидеть в городе, насколько быстро идет восстановление и постройка новых микрорайонов. Эта программа только усиливается, и есть достаточное количество рабочих, это не только приезжие, но и местные специалисты, которые восстанавливают город.
Как только город приобретет свой облик туристического центра или одного из центров развития ДНР, мы готовы принимать сюда не только грузовые суда, до 25 тысяч тонн условно, но и, скажем так, лайнеры среднего класса.
Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе работал ряд пассажирских линий — это были пассажирские пароходы, которые на нашем первом причале возили туристов из Крыма и обратно в Крым.
— А большой пароход? Сколько этажей?
— У нас ограничение по высоте будет только 31 метр нашего Крымского моста. Если самая верхняя точка этого пассажирского лайнера позволит пройти мост, то здесь ограничения будут только по длине, не более 220 метров, и осадка не более восьми.
— Раньше, насколько мне было известно, из-за того, что Азовское море мелкое, был какой-то канал даже.
— А что с ним? Нормально все? Можно его использовать?
— Он в нормальном состоянии, он работает. На сегодня у нас есть понимание вопроса о состоянии глубин. У нас выставлена полностью гидравлическая обстановка, работают створные знаки, маяки — все в работе.
Еще раз, возвращаясь к вопросу, зачем мне столько людей. У нас то, что мы могли сделать своими силами без посторонней помощи и вложений, — мы все это сделали.
— Много ли работников порта, которые работали до СВО, уехали из города, больше здесь не работают?
— На сегодня из того количества людей, которое я назвал, примерно 75% наших бывших работников. Это в основном рабочие или ИТР, или обслуживающий персонал.
— Сейчас планы с 220 человек до двух тысяч довести, в десять раз увеличить количество работников. Это будет мариупольская молодежь, которую вы будете обучать?
— Люди возвращаются, и здесь, если на полную мощность... Из расчета того, что этот порт был... у него был один раз показатель — до 17 миллионов (тонн грузов. — Ред.) в год они выдавали. Это было, по-моему, один раз. Но тем менее примерно в том состоянии структуры и разделения стивидорной кампании администрации портов, было примерно пять тысяч человек (работавших в порту. — Ред.). Поэтому две тысячи — это не так много.
Таких специалистов мы найдем. Мы их и держим в резерве, они у нас или числятся в резерве, или проходят по-другому, имеется в виду в Центре занятости, не у нас. Но мы о них знаем.
— А рыболовецкие суда к вам в порт заходят?
— Рыболовецкие суда к нам не заходят. К ним мы не имеем никакого отношения — ни к рыбпорту, ни к рыбохозяйству. Но если им понадобится, то по договору они зайдут.