https://ukraina.ru/20230127/1043015148.html
Гипотетический трибунал по поводу несуществующей агрессии. Как ПАСЕ хочет наказать Россию за её же счет
Гипотетический трибунал по поводу несуществующей агрессии. Как ПАСЕ хочет наказать Россию за её же счет - 27.01.2023 Украина.ру
Гипотетический трибунал по поводу несуществующей агрессии. Как ПАСЕ хочет наказать Россию за её же счет
ПАСЕ призвала создать трибунал, юрисдикция которого будет распространяться на "агрессию, начатую РФ против Украины в феврале 2014 года". С подобным подходом начало "агрессии" можно отодвинуть и на декабрь 1991-го
2023-01-27T07:04
2023-01-27T07:04
2023-01-27T10:02
эксклюзив
пасе
украина
россия
оон
генассамблея оон
совбез оон
международный суд оон
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103038/75/1030387501_0:71:3071:1798_1920x0_80_0_0_9922409d2fc685bd2b7e3ef26e04a69c.jpg
В четверг, 26 января, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Правовые аспекты и аспекты прав человека в агрессии Российской Федерации против Украины». В документе содержится призыв к созданию «специального международного уголовного трибунала», к юрисдикции которого будет относиться «преступление агрессии России против Украины». Правда, виновные в резолюции названы авансом — политическое руководство России и Белоруссии, включая президентов обоих государств.«Официальные должности главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или государственного служащего ни в коем случае не должны освобождать обвиняемое лицо от уголовной ответственности за преступление агрессии или оправдывать смягчение наказания. Этот принцип должен применяться к гражданам государств, не являющихся сторонами учредительного договора или соглашения, в частности гражданам государства-агрессора и его сообщника», — говорится в документе.Надо сразу сказать, что резолюция ПАСЕ не имеет никаких юридических последствий, являясь призывом к 4-му саммиту глав государств и правительств Совета Европы, который должен пройти в Рейкьявике в мае 2023 года. По мнению ПАСЕ, на этом саммите должны оказать политическую поддержку созданию спецтрибунала, а также «обеспечить конкретную экспертную и техническую поддержку Совета Европы процессу его создания в тесной координации с другими заинтересованными международными организациями и государствами». В резолюции сказано, что создание спецтрибунала «должно быть одобрено и поддержано как можно большим количеством государств и международных организаций, в частности Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций».По сути, документ ПАСЕ в значительной мере повторяет принятую неделей ранее, 19 января, необязывающую резолюцию Европарламента. В ней сказано, что Европейский Союз и его государства-члены должны добиваться создания «специального международного трибунала для преследования преступления агрессии против Украины, совершенного политическим и военным руководством России».Главная задача авторов обеих инициатив — найти юридически обоснованный путь для создания «трибунала», который будет обладать юрисдикцией для преследования Владимира Путина, политического и военного руководства РФ, а также Александра Лукашенко и руководства Белоруссии как государства, «с территории и при поддержке которого Россия ведет боевые действия против Украины».Дело в том, что за преступление агрессии несет ответственность высшее руководство страны, но на него распространяется международный иммунитет от иностранной уголовной юрисдикции. То есть для работы подобного «трибунала» такой иммунитет необходимо снять, а для этого нужна поддержка мирового сообщества и его согласие на фактическую отмену действующего международного права. Ведь Совет Безопасности ООН парализован в любом вопросе, касающемся конфликта на Украине, поскольку Россия — его постоянный член, обладающий правом вето. Поэтому ЕС и Украина должны искать поддержку в Генеральной Ассамблее ООН и на других международных форумах, активно используя публичную дипломатию и стратегическую коммуникацию, подчеркивается в резолюции Европарламента.В Брюсселе признают, что идея создания специального «трибунала» связана с тем, что Украина не присоединилась к «Международному уголовному суду» (МУС) и не ратифицировала так называемый «Римский статут МУС» и поправки, касающиеся преступления агрессии. В связи с этим Европарламент и Еврокомиссия подчеркивают важность ратификации Украиной «Римского статута» и поправок к нему, а также официального вступления в МУС. «Это стало бы важным внешним и внутренним сигналом со стороны Киева», — подчеркнул во время выступления в ЕП еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.Резолюция ПАСЕ также подтвердила, что находящийся в Гааге Международный уголовный суд не может рассматривать подобное дело. У него на данный момент нет юрисдикции, учитывая тот факт, что Россия и Белоруссия, как и Украина, не являются сторонами «Римского статута МУС», а Совет Безопасности ООН не передавал дело в этот суд. Однако авторы резолюции ПАСЕ намеренно попытались связать гипотетический «трибунал» с уже существующей инстанцией ООН, указав, что его местонахождение должно быть определено в Гааге «с целью обеспечения взаимодополняемости и сотрудничества с МУС и другими международными судами и учреждениями».Важное различие между двумя резолюциями состоит в том, что документ Европарламента не устанавливает никаких временных рамок для расследования, а вот в ПАСЕ считают, что юрисдикция спецтрибунала должна распространяться на «агрессию, начатую Россией против Украины в феврале 2014 года».Таким образом, в этом органе пошли даже дальше Европейского суда по правам человека, который 25 января вынес определение, что 11 мая 2014 является датой начала так называемого «эффективного контроля России» над частью Донецкой и Луганской областей. Напомню, в этот день прошли референдумы, на которых большинство жителей упомянутых областей подтвердили создание на их территории, соответственно, Донецкой и Луганской Народных Республик, и их выход из состава Украины.Подобный креативный подход даёт возможность отодвинуть рамки «российской агрессии» глубоко в прошлое. Например, на сентябрь 2003 года, когда возник конфликт между Москвой и Киевом вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Или на апрель 1992 года, когда президенты Украины и РФ одновременно объявили о переподчинении себе всего Черноморского флота СССР. А то и на декабрь 1991 года — ведь после референдума о независимости Украины и её международного признания на территории нового государства находилось множество воинских подразделений, сохранивших верность Москве.И, конечно же, за все эти «акты агрессии» можно потребовать «компенсации». Так, хотя создание «трибунала» является гипотетическим, в резолюции Европарламента есть вполне прикладной момент: она призывает Евросоюз и его партнеров обсудить правовые пути использования замороженных активов Центробанка РФ в качестве «репараций за нарушения Россией международного права на Украине». В частности, рассмотреть потенциальный отказ в защите суверенного иммунитета этих активов в связи с тяжестью правонарушений.И первый шаг в этом направлении уже был сделан 25 января 2023 года. Как сообщило американское агентство Bloomberg, в этот день юридическая служба Совета Европейского Союза представила план «легального использования» замороженных на территории ЕС активов Центробанка России — а это не менее 33,8 миллиарда евро — в пользу «послевоенного восстановления Украины».Юристы ЕС утверждают, что использование замороженных российских активов юридически осуществимо при условии, что они не будут экспроприированы, а также будут выполнены определенные условия — в частности, основная сумма активов и проценты по ним когда-то будут возвращены России. План заключается в том, чтобы в качестве первого шага замороженные активы были объединены на европейском или международном уровне — с целью получения прибыли, которую можно было бы использовать для финансирования Украины.Европейская комиссия, по данным Bloomberg, более осторожно относится к юридической целесообразности использования замороженных активов РФ, а также указывает на общую сложность воплощения этого плана. В ЕС также уверены, что любой подобный план должен быть воплощен в сотрудничестве с «Группой семи» (G7). Кроме того, в Еврокомиссии считают, что сначала нужно установить точную сумму и местонахождение замороженных российских активов. Ведь даже упомянутая предварительная оценка активов Центробанка РФ в ЕС всё ещё уточняется.Во время дискуссии с постоянными представителями государств — членов ЕС в Брюсселе представившие план юристы объяснили, что если Евросоюз понесет убытки при управлении российскими активами, компенсация должна быть предоставлена из бюджета ЕС или государствами-членами. Потому неудивительно, по информации Bloomberg, что предложение расценено как «противоречивое», и его обсуждение находится на «очень предварительной стадии». Однако аппетит, как известно, приходит во время еды — особенно за чужой счёт.
https://ukraina.ru/20210819/1032091346.html
https://ukraina.ru/20230126/1043006647.html
https://ukraina.ru/20221125/1041226590.html
украина
россия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103038/75/1030387501_280:0:3011:2048_1920x0_80_0_0_ecca2b2462e708839d77b7f7e3858609.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, пасе, украина, россия, оон, генассамблея оон, совбез оон, международный суд оон
В четверг, 26 января, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Правовые аспекты и аспекты прав человека в агрессии Российской Федерации против Украины». В документе содержится призыв к созданию «специального международного уголовного трибунала», к юрисдикции которого будет относиться «преступление агрессии России против Украины». Правда, виновные в резолюции названы авансом — политическое руководство России и Белоруссии, включая президентов обоих государств.
«Официальные должности главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или государственного служащего ни в коем случае не должны освобождать обвиняемое лицо от уголовной ответственности за преступление агрессии или оправдывать смягчение наказания. Этот принцип должен применяться к гражданам государств, не являющихся сторонами учредительного договора или соглашения, в частности гражданам государства-агрессора и его сообщника», — говорится в документе.
Надо сразу сказать, что резолюция ПАСЕ не имеет никаких юридических последствий, являясь призывом к 4-му саммиту глав государств и правительств Совета Европы, который должен пройти в Рейкьявике в мае 2023 года.
По мнению ПАСЕ, на этом саммите должны оказать политическую поддержку созданию спецтрибунала, а также «обеспечить конкретную экспертную и техническую поддержку Совета Европы процессу его создания в тесной координации с другими заинтересованными международными организациями и государствами».
В резолюции сказано, что создание спецтрибунала «должно быть одобрено и поддержано как можно большим количеством государств и международных организаций, в частности Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций».
По сути, документ ПАСЕ в значительной мере повторяет принятую неделей ранее, 19 января, необязывающую резолюцию Европарламента. В ней сказано, что Европейский Союз и его государства-члены должны добиваться создания «специального международного трибунала для преследования преступления агрессии против Украины, совершенного политическим и военным руководством России».
Главная задача авторов обеих инициатив — найти юридически обоснованный путь для создания «трибунала», который будет обладать юрисдикцией для преследования Владимира Путина, политического и военного руководства РФ, а также Александра Лукашенко и руководства Белоруссии как государства, «с территории и при поддержке которого Россия ведет боевые действия против Украины».
Дело в том, что за преступление агрессии несет ответственность высшее руководство страны, но на него распространяется международный иммунитет от иностранной уголовной юрисдикции. То есть для работы подобного «трибунала» такой иммунитет необходимо снять, а для этого нужна поддержка мирового сообщества и его согласие на фактическую отмену действующего международного права. Ведь Совет Безопасности ООН парализован в любом вопросе, касающемся конфликта на Украине, поскольку Россия — его постоянный член, обладающий правом вето. Поэтому ЕС и Украина должны искать поддержку в Генеральной Ассамблее ООН и на других международных форумах, активно используя публичную дипломатию и стратегическую коммуникацию, подчеркивается в резолюции Европарламента.
В Брюсселе признают, что идея создания специального «трибунала» связана с тем, что Украина не присоединилась к «Международному уголовному суду» (МУС) и не ратифицировала так называемый «Римский статут МУС» и поправки, касающиеся преступления агрессии. В связи с этим Европарламент и Еврокомиссия подчеркивают важность ратификации Украиной «Римского статута» и поправок к нему, а также официального вступления в МУС. «Это стало бы важным внешним и внутренним сигналом со стороны Киева», — подчеркнул во время выступления в ЕП еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.
Резолюция ПАСЕ также подтвердила, что находящийся в Гааге Международный уголовный суд не может рассматривать подобное дело. У него на данный момент нет юрисдикции, учитывая тот факт, что Россия и Белоруссия, как и Украина, не являются сторонами «Римского статута МУС», а Совет Безопасности ООН не передавал дело в этот суд. Однако авторы резолюции ПАСЕ намеренно попытались связать гипотетический «трибунал» с уже существующей инстанцией ООН, указав, что его местонахождение должно быть определено в Гааге «с целью обеспечения взаимодополняемости и сотрудничества с МУС и другими международными судами и учреждениями».
Важное различие между двумя резолюциями состоит в том, что документ Европарламента не устанавливает никаких временных рамок для расследования, а вот в ПАСЕ считают, что юрисдикция спецтрибунала должна распространяться на «агрессию, начатую Россией против Украины в феврале 2014 года».
Таким образом, в этом органе пошли даже дальше Европейского суда по правам человека, который 25 января вынес определение, что 11 мая 2014 является датой начала так называемого «эффективного контроля России» над частью Донецкой и Луганской областей. Напомню, в этот день прошли референдумы, на которых большинство жителей упомянутых областей подтвердили создание на их территории, соответственно, Донецкой и Луганской Народных Республик, и их выход из состава Украины.
Подобный креативный подход даёт возможность отодвинуть рамки «российской агрессии» глубоко в прошлое. Например, на сентябрь 2003 года, когда возник конфликт между Москвой и Киевом вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Или на апрель 1992 года, когда президенты Украины и РФ одновременно объявили о переподчинении себе всего Черноморского флота СССР. А то и на декабрь 1991 года — ведь после референдума о независимости Украины и её международного признания на территории нового государства находилось множество воинских подразделений, сохранивших верность Москве.
И, конечно же, за все эти «акты агрессии» можно потребовать «компенсации». Так, хотя создание «трибунала» является гипотетическим, в резолюции Европарламента есть вполне прикладной момент: она призывает Евросоюз и его партнеров обсудить правовые пути использования замороженных активов Центробанка РФ в качестве «репараций за нарушения Россией международного права на Украине». В частности, рассмотреть потенциальный отказ в защите суверенного иммунитета этих активов в связи с тяжестью правонарушений.
И первый шаг в этом направлении уже был сделан 25 января 2023 года. Как сообщило американское агентство Bloomberg, в этот день юридическая служба Совета Европейского Союза представила план «легального использования» замороженных на территории ЕС активов Центробанка России — а это не менее 33,8 миллиарда евро — в пользу «послевоенного восстановления Украины».
Юристы ЕС утверждают, что использование замороженных российских активов юридически осуществимо при условии, что они не будут экспроприированы, а также будут выполнены определенные условия — в частности, основная сумма активов и проценты по ним когда-то будут возвращены России. План заключается в том, чтобы в качестве первого шага замороженные активы были объединены на европейском или международном уровне — с целью получения прибыли, которую можно было бы использовать для финансирования Украины.
Европейская комиссия, по данным Bloomberg, более осторожно относится к юридической целесообразности использования замороженных активов РФ, а также указывает на общую сложность воплощения этого плана. В ЕС также уверены, что любой подобный план должен быть воплощен в сотрудничестве с «Группой семи» (G7). Кроме того, в Еврокомиссии считают, что сначала нужно установить точную сумму и местонахождение замороженных российских активов. Ведь даже упомянутая предварительная оценка активов Центробанка РФ в ЕС всё ещё уточняется.
Во время дискуссии с постоянными представителями государств — членов ЕС в Брюсселе представившие план юристы объяснили, что если Евросоюз понесет убытки при управлении российскими активами, компенсация должна быть предоставлена из бюджета ЕС или государствами-членами. Потому неудивительно, по информации Bloomberg, что предложение расценено как «противоречивое», и его обсуждение находится на «очень предварительной стадии». Однако аппетит, как известно, приходит во время еды — особенно за чужой счёт.