О том, кто сейчас блокирован на «Азовстали» и в порту, говорят военные в Мариуполе и окрестностях — у причалов, в домах вокруг металлургического завода, в штабах, на полевых позициях.
«Говорят, там на «Азовстали» натовские офицеры командуют. Не слышали?» — бойцы в мариупольском порту отвечают, отрываясь от рассматривания дыма за гигантскими кранами. Потом называют известные фамилии офицеров, наименования подразделений и специальных служб. Для них это не праздный интерес — от того, как быстро мариупольский гарнизон закончит свое существование, зависит, как долго им еще выбивать противника — «гасить» снайперов, пулеметные точки, проверять мужчин призывного возраста, которые уверенно называют адреса прописки — но никто не гарантирует, что выглядящий обывателем человек не идет к очередному схрону с оружием.
Впрочем, на передовой многие и так уверены, что Россия и Донецкая народная республика фактически воюют с Альянсом, только опосредованно. «Они тренировались по стандартам НАТО, готовились к совместимости с НАТО, пользуются оружием стран НАТО», — считают здесь.
Офицер одного из подразделений ДНР, которое занимается войсковой разведкой и находится в одном из поселков, входящих в Мариуполь, уверен, что попытка прорыва 11 апреля не будет последней — вскоре окруженные «азовцы» и другие военные попытаются просочиться группами по несколько человек.
«Умирать там никто не собирается. Если вы общались с мирными жителями, то знаете, что все эти «воины света» с вольфзангелем методично брали все, что, по их мнению, плохо лежит в квартирах мирных жителей. Крали то, что легко можно унести, — деньги и золото, электронику. Смертники так не поступают, они надеются хорошо пожить в Европе. Раз это удалось многим сирийским боевикам, которые осели в Старом Свете, то почему бы на такую пенсию не уйти и ветеранам «Азова», — излагает мотивы действий остатков мариупольского гарнизона разведчик. Этим и объясняется упорное сопротивление полка — там верят, что их ждет обеспеченная жизнь и слава, а не смерть.
Разведчик уверяет, что информация о военных и сотрудниках спецслужб стран Запада, которые сейчас заперты вместе с остатками мариупольского гарнизона, возникла не на пустом месте. «Откуда такие сведения? Один из наемников решил, что деньги не сделают его счастливым. И свалил в Белоруссию. А там пообщался с нашими коллегами в Минске, и те убедили его, что в качестве жеста доброй воли надо перечислить тех, кого видел в Мариуполе», — отмечает он.
Один из представителей властей ДНР в Донецке уверен, что среди «азовцев» есть и те, кто готов воевать до последнего. Таких немного, но они определяют моральный климат в части. «В каком-то смысле полк «Азов» действительно постарались сделать элитой. Там есть мотивированный и идейный костяк, который не дает сдаваться и разбежаться остальным, как бы последним этого ни хотелось. Восемь лет они привлекали и тренировали молодых людей, которых привлекал культ смерти. У них был под патронажем детский дом «Пилигрим», все об этом знали. Сирота — идеальный материал для лепки, через несколько лет лагерей, воспитания, накачки он будет считать, что воинская часть его семья», — объясняет собеседник.
Проблема же украинских вооруженных сил, по его словам, в другом — элиты хватило на один полк, хотя и отличный. «А самое горькое для нас, что в нем служат русские, русскоязычные, которые в какой-то момент выбрали другую идентичность, — подчеркивает он. — Элитная украинская часть состоит из таких же людей, которые воюют по другую сторону. А вот это уже плохая новость для Киева. Именно поэтому «Азову» не дают вырваться из Мариуполя».
Впрочем, бойцы народной милиции и внутренних войск ДНР — как профессиональные военные, так и мобилизованные — вспоминают, как гнали «Азов». И уверяют, что будут гнать дальше. «Все [оставили], и одежду, вплоть до белья. Кроме техники, на технике они уезжали», — в подразделении, занявшем Мариупольский порт, делятся своими впечатлениями от брошенной базы «Азова» в Урзуфе — курортном месте.
Точно так же бросали одежду в поле — вплоть до белья и военнослужащие Вооруженных сил Украины, и не только в Мариуполе.
Командир батальона 5-й бригады народной милиции с позывным «Старина» показывает валяющиеся на позициях под Докучаевском в траве предметы туалета украинских коллег — непонятно, то ли кто-то растерял по дороге, то ли переодевался прямо тут. Уходили в «гражданке» не только «азовцы» в Мариуполе, но и украинские солдаты с полевых позиций. Так было и в Сирии — там боевики маскировались под мирных жителей.
«Российские офицеры, кто воевал на Ближнем Востоке, кто знаком с террористической войной, тут поняли, что даже их опыт, обширный, есть чем обогатить. По уровню коварства тут все намного интереснее», — комментирует «Старина» пейзаж, украшенный зелеными тряпками, которые обозначают места, где сбрасывал форму очередной «воин света».