- Александр Михайлович, российский «Газпром» ставит условием подписания договоров с «Нафтогазом» о транзите и закупке газа украинской компанией обнуление всех исков. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев на днях сказал, что Киев отказываться от исков не будет, так как это «встречные» иски относительно исков, поданных «Газпромом». Не могли бы вы рассказать, о каких исках «Газпрома» идет речь? Чем они вызваны?
— Не совсем понимаю, о чем идет речь. Были иски за недобор газа, их суммы исчислялись десятками миллиардов. Но стокгольмское решение урезало эти требования, произвело взаимозачет, после которого осталось положительное сальдо в пользу «Нафтогаза».
Антимонопольный комитет Украины постоянно выкатывает какие-то абсурдные претензии, по которым также формируются иски.
Но я считаю, что здесь не стоит так глубоко вдаваться во все эти детали. Есть задача — прийти к чистому листу и возобновить прямые закупки, которые позволяют, о чем говорил наш президент Владимир Путин, экономить 25% стоимости газа при рыночных условиях.
- Какова же тогда причина неуступчивости руководства «Нафтогаза»?
— Я не знаю, какая причина. Возможно, они считают, что компенсация по искам несопоставима с доходами от транзита и скидкой на закупку газа.
В любом случае, если обнуляется иск, эта скидка будет действовать длительный период. Таким образом и будет выбрана эта компенсационная история.
По сути это растянутая во времени компенсация. Никто сейчас на рынке не дает скидок 25%.
Возможно, они надеются, что не заработают обходные газопроводы. Но я думаю такие расчеты опрометчивыми.
- А когда будут возможны поставки российского газа в обход Украины?
— И «Турецкий поток», и «Северный поток-2» заработают в следующем году. Юридических препятствий для «Северного потока-2» нет, он будет запущен в январе-феврале.
Еропейцы подготовились к возможным перебоям с поставками газа через Украину, их хранилища забиты до отказа. Эти резервы будут использоваться при пиках потребления. К зиме там готовы.
- То есть ЕС уже сейчас может обходиться без украинского транзита газа? Чем же его заменить, когда закончатся запасы в европейских хранилищах?
— Ну, есть еще сжиженный природный газ (СПГ), для него в ЕС построена вся необходимая инфраструктура, которая может принять минимум в два раза больше СПГ, чем сейчас.
Дополнительные объемы СПГ могут приходить, их без труда будут регазифицировать и пускать в сеть. Есть и свободные объемы СПГ на рынке.
С Азии отвлекаются объемы, поскольку в Европу порой интереснее поставлять СПГ. Азия затоварена в условиях стагнации китайского рынка. Все это вкупе позволяет обходиться без украинского транзита.
- Кому-то из внешних игроков выгодна такая упертая позиция «Нафтогаза»? Например, США?
— Понятно, что там есть еще какие-то политические оглядки. Американского СПГ действительно все больше в Европе.
Тут «Нафтогазу» хотя бы зацепиться за то, что предлагают, потому что иначе их транзит станет совсем невостребованным.
Надо остаться хотя бы как приложение, а если идти по пути саботажа, украинская газотранспортная система просто отправится на консервацию.
- Что будет, если не подпишут соглашение о транзите с первого января 2020 года?
— Все будет идти по пути поощрения акционеров «Северного потока-2». Я имею в виду, что «Северный поток-2» будет загружаться в большей степени и быстрее выйдет на окупаемость. И «Турецкий поток» будет загружаться.
Будут форсированы режимы загрузки обходных маршрутов, и отопительный сезон 2020-2021 годов уже будет проходить с гарантиями.