Во вторник, 12 ноября, народный депутат Украины Алексей Гончаренко сообщил: Служба безопасности Украины открыла два уголовных производства в отношении российского журналиста Владимира Соловьева.
«Пришел ответ из Службы Безопасности Украины на мое заявление о преступлениях этого негодяя. Хорошие новости! Открыто два уголовных производства, досудебное расследование которых совершается следственными отделами двух управлений с дислокацией в Мариуполе и трех управлений в Северодонецке. Это уже большой шаг вперед. Рано или поздно этот грязный «рупор Кремля» ответит за свои дерзкие слова о территориальной целостности Украины, которые он едва не каждый день озвучивает в эфире российского ТВ и в интервью интернет-СМИ», — заявил Гончаренко.
Народный депутат не скрывает своей истинной цели: он хочет сделать так, чтобы российский журналист не смог выезжать в Европу, а остался бы «заперт» в России.
Примечательно, что конкретные высказывания Соловьева, которые бы касались территориальной целостности Украины и по факту которых в отношении журналиста возбудили уголовные производства, Гончаренко так и не указал.
Сам Соловьев не удивился рвению украинских правоохранителей и отдельно взятого нардепа.
«Ничего удивительного в том, что наследники Бандеры и Шухевича преследуют еврея, борца с нацизмом нет. При этом я не гражданин Украины, мои передачи запрещены к трансляции на Украине, этим гражданам в голову не приходит», — написал Соловьев в Instagram.
Соловьев напомнил Гончаренко о том, что в Европе, которую украинский нардеп хочет сделать недоступной для Соловьева, совсем другие ценности.
«Каратель Одессы, подавший заявление, так и не понял, что свобода слова является европейской ценностью. В истории Европы уже был пример борьбы с журналистами. Гитлер ненавидел Левитана. Мы наследники Левитана, а украинская власть наследница кого?» — написал Соловьев.
В том, что современная Украина по крайней мере не совсем комфортное для журналистов место, с Соловьевым могут согласиться и его украинские коллеги, и даже активисты западных организаций.
Смена власти без смены политики
При новой власти Украина продолжает испытывать проблемы со свободой слова. Это заявляют даже не в России, а в США.
«Что касается того как собственно журналисты оценивают эту ситуацию — очевидно, от нового президента есть большие ожидания, потому что много украинцев связывали надежды с его избранием и до сих пор, думаю, не произошло существенных изменений в плане политической среды для журналистов, за исключением обмена пленными с Россией. В этом случае мы видели освобождение Романа Сущенко и возвращения его в Украину», — заявила в комментарии «Голосу Америки» живущая много лет в Нью-Йорке координатор программ CPJ в Европе и Центральной Азии Гульноза Саид.
Она также выразила беспокойство в связи с недавним заявлением министра культуры, молодежи и спорта Владимира Бородянского, который выступил за усиление ответственности журналистов за манипуляцию информацией.
«Когда пытаются криминализировать какую-то деятельность, это вызывает беспокойство. Свобода слова и безопасность журналистов в любой стране не обеспечивают путем криминализации деятельности или введения тех или иных ограничений», — отметила Саид.
При этом она встревожилась и о возможной инициативе «Слуги народа» предусмотреть возможность санкций для убыточных СМИ.
«Власть не должна решать, какие СМИ являются жизнеспособными или хорошими с политической точки зрения, или кто является хорошим журналистом и прочее. Парламент не должен смотреть на СМИ с точки зрения того, насколько они прибыльны. Как в любой стране с рыночной экономикой, рынок должен решить, выживет то или иное СМИ, интересно ли оно, беспристрастно, предоставляет ли оно хороший и качественный контент, желают ли люди его читать, или смотреть, или оно не является экономически жизнеспособным и должно закрыться», — указала она.
Примечательно, что Саид отметила, что журналисты на Украине по-прежнему подвергаются опасности.
«Если новая власть Украины хочет продемонстрировать уважение к безопасности журналистов и защите СМИ, прежде всего, нужно уважать и поддерживать проекты журналистов-расследователей, такие как «Схемы», не подвергать их опасности, а, к сожалению, это случилось с журналистами «Схем» и «Следствия» и другими при Порошенко, и, к сожалению, это продолжается и при президентстве Зеленского», — констатировала активистка.
В общем, со стороны дела на Украине со свободой слова обстоят не очень радужно. Но новая власть вряд ли остановит наступление на прессу.
Давлению быть
Не один лишь Бородянский тревожит западных наблюдателей. Ранее сам президент Украины Владимир Зеленский подписал указ «О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства». В нем он дал ряд поручений украинскому правительству, среди которых — разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, регулирующие деятельность медиа на Украине.
«Предусмотрев, в частности, положения о требованиях и стандартах новостей, механизмах предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения, запрет физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине», — описал Зеленский свое пожелание к законопроектам, которые нужно подготовить до 31 декабря.
И хотя позже тот же Бородянский и объяснил, что правительство не будет учить журналистов писать новости, он все же признал, что ограничения в свободе СМИ все же планируются. Позже аналогичное заявление сделал и новый глава партии «Слуга народа» Александр Корниенко.
«Речь идет о том, чтобы добавить в наше законодательное пространство терминологию, связанную с информационной войной. То есть это манипуляции со стороны страны-агрессора, информационный какой-то вброс. Ну, я не знаю, они будут разрабатываться. Это речь о том, чтобы мы становились сильнее в информационной войне», — заявил Корниенко в комментарии РБК-Украина.
Он подчеркнул, что в первую очередь законопроект будет касаться СМИ, «помогающих в информационной войне агрессору».
«На те СМИ, которые принимают участие в этих спецоперациях, это будет влиять в определенной мере», — отметил глава правящей партии.
Эти слова настораживают украинских журналистов. Ведь любую критику властей или любой неудобный репортаж можно расценить как «подыгрывание агрессору» и «участие в информационных спецоперациях».
В общем, нынешняя украинская власть своими действиями и словами показывает: в том, что касается свободы слова, она подобна предшественникам — все так же нацелена на цензуру и давление на СМИ.