Над Киевом уже около недели нависает густой смог. Однако городские власти утверждают, что всё в порядке: в эти дни не случилось никаких техногенных аварий, которые могли стать причиной выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Тем не менее угроза для здоровья жителей Киева сохраняется.
Обращений не поступало
Сохранять спокойствие призывает начальник управления по чрезвычайным ситуациям Киевской городской государственной администрации (КГГА) Роман Ткачук.
Он заявляет, что, по информации главного управления Госслужбы по ЧС в Киевской области и главного управления ГосЧС в Киеве, катастрофических пожаров, которые бы влияли на экоситуацию, вокруг города нет. А локальные очаги возгорания на торфяниках площадью 0,1-0,2 га или горение мусорной свалки в 100 кв. м на границе с Киевом оперативно тушатся ЧС-никами.
Ткачук пояснил, что смог — это смесь погодных условий и деятельности горожан: сжигание опавших листьев, автомобильные выхлопы, отапливание домов частного сектора твердым топливом, работа ТЭС. Что и приводит к задержанию выхлопных газов в нижнем слое атмосферы.
Впрочем, сейчас в городе нет массовой топки дров в печках и топливных брикетов в котлах обогрева, поскольку в столице уже третью неделю держится нетипичное для октября тепло — 18-20 градусов.
Наглые дачники
Однако есть и другой фактор. Ткачук обращает внимание на то, что частный сектор Оскорки, находящийся в Дарницком районе, в вечернее время полностью затянут дымом. Здесь виноваты и хозяйственная деятельность, и котлы.
Дым от сжигания опавших листьев тоже существенно загрязняет воздух. Особенно в метеоусловиях, в которых находится Киев. И хотя закон запрещает такие костры, они все равно горят. В частном секторе еще сильны старые традиции, с которыми довольно сложно бороться, — не только в силу привычки.
«До сих пор неясно, должны ли коммунальщики собирать листья или не должны. Некоторые города Украины начинают перенимать европейские подходы, когда листва просто лежит под деревьями и весной перемешивается для получения удобрений», — объяснил эколог Вячеслав Потапенко.
«На 100 метров температура должна снижаться на 0,6 градуса. Соответственно на высоте 1 км температура ниже на 6 градусов. А при заходе теплых воздушных масс — сейчас мы наблюдаем антициклон — температура с высотой не снижается, и вверху находится более теплый воздух. Значит, всем испарениям и выбросам некуда подниматься», — разъяснил специалист.
Автомобили и станции закрывают крышку
По официальным данным 2017 года, в Киеве проживают почти 2,9 млн человек. По неофициальным — около 4 млн. Плюс стоит учитывать крупные города-спутники: Обухов, Ирпень, Бровары, Борисполь.
По словам Потапенко, деятельность 4 млн граждан выделяет множество вредных выбросов. В Киеве зарегистрировано более миллиона автомобилей, но по городу катаются, по словам эколога, еще около 200 тысяч зарегистрированных в других городах Украины и странах машин. Вдобавок в период наступления холодов начинают работу ТЭС.
Если на протяжении недели эти все выделения не рассеиваются, они остаются под «крышкой» с последующей концентрацией. А это влечёт образование классического лондонского смога (его ещё называют черным или возобновляемым смогом), что и наблюдается в Киеве.
Особо опасно для детей и пенсионеров
Экс-зампредседателя украинской санитарно-эпидемиологической службы Святослав Протас рассказал, что для лондонского смога характерными загрязнителями являются диоксид серы (серный ангидрид) и сажа. А серный ангидрид вызывает раздражение слизистой оболочки, кашель. И если концентрация его в десятки раз превышает норму, это может привести к отравлению, ОРЗ.
Раньше заводы, теперь «евробляхи»
В Лондоне в 1952 году в долине реки Темзы вследствие двухнедельного смога погибли 2,5 тысячи людей. А после того как он рассеялся — ещё 4 тысячи человек, рассказал Протас. Он уверен, что нельзя сравнивать уровень загрязнения в Лондоне того времени с уровнем загрязнения сегодняшнего Киева.
Так, если раньше смертельный вред здоровью наносили выбросы отходов тяжелой промышленности, то теперь стали опаснее автомобильные выхлопы.
«Все промышленные выбросы существенно, в десятки раз по сравнению с периодом Советского Союза, снизились в силу того, что промышленность была уничтожена», — разъяснил Протас.
Национальная экономика, добавил он, восстановилась после развала СССР и восстанавливается после недавних кризисов, а новые предприятия вносят свою лепту в загрязнение воздуха. Но на первый план выходят автомобильные выхлопы.
«Основной источник сажи, дизельные двигатели, постоянно увеличивается. Причиной тому в основном «евробляхи» — дизельный автохлам из Европы без сажевых фильтров. Плюс маршрутки с дизельными двигателями 1970-х годов. А в промышленных масштабах источник грязи — теплоэлектростанции, использующие твердое топливо», — констатировал эпидемиолог.
На этапе уничтожения
В сентябре Киевская государственная городская администрация ограничила взъезд большегрузов в столицу со стороны Борисполя с 7 до 10 утра для оптимизации транспортного движения и снижения выхлопных паров. Кроме того, это решение предусматривает круглосуточное функционирование Коммунальной аварийно-спасательной службы (КАРС).
Особое внимание уделено территориям, где наблюдается наибольшая задымленность, — жилмассивы на левом берегу столицы.
«Фактор загрязнения воздуха нивелируется реформаторскими решениями по реорганизации/ликвидации тех или иных органов. В результате мы уничтожили систему мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Сегодня лабораторная сеть, работавшая в составе СЭС, находится на этапе уничтожения», — сетует Протас.
Помощь есть, а аппаратуры нет
Протас говорит, что в такой ситуации замеры проводят гражданские экологические организации, за что им большое спасибо. Правда, датчики у активистов не профессиональные, а для бытового потребителя. Ими проводится скрининг для обнаружения качественного показателя, а не количественного — проще говоря, чтобы понять: есть загрязнение или нет.
Для количественного отображения грязи в воздухе эти приборы не годятся — они не поверены и методики их поверки нет.
Эти любительские устройства в основном настроены на мелко-дисперсно зависшие в воздухе частицы (pm 2,5, pm 10). Европейское сообщество уделяет им большое внимание ввиду большого риска здоровью населения, которые несут эти частички.
«К сожалению, эти датчики не отличают, где эта частичка вредного вещества, а где частичка — это мелкая капелька воды. Поэтому они начали сигнализировать как раз из-за температурных инверсий, а не в связи с загрязнением», — подчеркнул Святослав Протас.
Единственное спасение от опасного смога — уехать подальше от зоны риска. Особенно детям и пожилым людям.