В четверг, 26 сентября, Национальный совет по телерадиовещанию лишил телеканал «112 Украина» цифровых лицензий. Таким образом, его не смогут смотреть зрители, которые перешли на цифровое телевидение и установили специальную приставку для телевизора.
О том, как развивается ситуация и как коллектив намерен защищать свои права, в интервью изданию Украина.ру рассказал генеральный продюсер телеканала Артём Марчевский.
- Артём, в чём, на ваш взгляд, заключается причина решения, вынесенного Нацсоветом, и как вы его оцениваете?
— Причина решения Нацсовета абсолютно на поверхности — оно политически мотивировано. Мне кажется, ни для кого не секрет, всё понятно. Как я оцениваю? Есть не моя личная оценка, а международная — есть такое понятие, как «индекс свободы слова». В нашей стране он находится на 102 месте (ежегодный индекс свободы СМИ в мире, опубликованный международной правозащитной организацией «Репортёры без границ» 18 апреля 2019 года. — Ред.), соответственно не очень хорошо.
- Какие настроения царят в коллективе?
— Мы вчера встречались с коллективом. У всех настроение боевое, все понимают, что правда на нашей стороне. Я думаю, что решение Нацсовета, властей даст нам колоссальный толчок для развития, потому что коллектив ещё никогда не был таким сплочённым.
Мы будем обжаловать решение во всех возможных инстанциях и, уверен, добьёмся правды.
- Вы собираетесь привлекать внимание к ситуации с каналом на международном уровне?
— У нас существует международный редакционный совет, который в том числе будет заниматься этой проблематикой. У нас уже есть опыт общения с европейскими политиками, обращения к ним за помощью. Я думаю, что нас это спасло в 2018 году, когда Верховная Рада проголосовала за введение санкций Советом национальной безопасности и обороны, поэтому, конечно, мы будем обращаться с просьбой о помощи, мы подготовили письма и будем их передавать в руки лично канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и президенту Франции Эммануэлю Макрону, будем стараться встретиться с президентом США Дональдом Трампом. Мы будем бороться и не собираемся сидеть наблюдать, как уничтожают свободу слова.
- Какие-то международные журналистские организации уже вам выразили поддержку?
— Мы вчера отправили порядка 100 писем в разные международные организации, и которые занимаются правами человека, и союзы журналистов, и посольства — реакция есть. Ещё не все, я уверен, их будет больше, мы постепенно будем их публиковать и держать общественность в курсе.
- Какой процент аудитории телеканалу «112 Украина» давала цифровая лицензия и как решение о её лишении повлияет на рейтинги?
— 40% аудитории давала нам цифровая лицензия.
Важно понимать, что такое цифровая лицензия, — она давала нам зрителя в отдалённых населённых пунктах, в основном это маленькие города, сёла, восточная и южная части Украины. В больших городах нас смотрят либо по спутнику, либо по кабельным сетям. Здесь у нас пока что — делаю ударение — всё хорошо, у нас не забирают спутниковую лицензию, но в сёлах, может быть, сегодня, может быть, завтра у людей уже не будет возможности смотреть «112 Украина».
- Как изменилась государственная политика по отношению к СМИ по сравнению с временами правления Петра Порошенко?
— Честно говоря, никак не изменилась, к сожалению. Буквально вчера всплыл кейс по поводу того, что пресс-секретарь президента отталкивает журналистов, применяя физическую силу, чтобы они не задали вопрос главе государства (26 сентября член Совета по защите свободы слова при президенте Украины Михаил Ткач опубликовал на своей странице в Facebook скриншот видеозаписи, как пресс-секретарь президента Юлия Мендель оттеснила от Владимира Зеленского корреспондента программы «Схемы: коррупция в деталях» Сергея Андрушко. — Ред.)
Никак не изменилась, просто если Пётр Алексеевич (Порошенко), прошлый режим власти, скажем, действовал в лобовую, то эти делают умнее, по крайней мере, думают, что делают умнее, но в стране ж не дураки, все всё понимают.
Я считаю, что ещё ни одна власть — не было прецедентов ни в нашей стране, ни в какой-либо другой — не выигрывала войну против СМИ. Думаю, что мы тоже не станем этим прецедентом.
- На каком этапе находится расследование дела об обстреле здания телеканала «112 Украина», которое произошло в ночь на 13 июля 2019 года?
— Очень хороший вопрос. Могу ответить очень просто — я как один из руководителей телеканала до сих пор не знаю ни марку, ни модель, ни цвет машины, на которой скрылись преступники.
- Как вы считаете, это дело будет расследовано или его постараются замять?
— Всё зависит от политической воли. Пока выглядит так, что хода расследованию не будет дано. Тем более уже прошло столько времени, что эти люди могли дважды пересечь Земной шар при большом желании.