Свой отказ украинская сторона мотивировала тем, что документ не предусмотрен минским комплексом мер. Об этом устами своего пресс-секретаря заявил Леонид Кучма. Фактически Украина, несмотря на согласование лидерами стран-гарантов Минских соглашений той самой «формулы Штайнмайера» как дорожной карты "Минска-2", решила завести старую пластинку с постоянным пересмотром уже достигнутых договоренностей.
Дальше — больше: министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко сообщил, что украинская сторона вернется к идее размещения миротворческой миссии ООН в Донбассе, если конфликт не удастся решить на основе Минских соглашений. Как вообще можно что-либо решить при таких подходах — неизвестно.
Отказ Украины подписывать «формулу Штайнмайера» в сети получил самые различные оценки.
Так, политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко полагает, что срыв украинской делегацией подписания «формулы Штайнмайера» — элемент переговорной тактики Украины.
«Происходят нормальные жесткие переговоры: наши не соглашаются на условия россиян, вот у Суркова и разгоняют обвинения в наш адрес. Ничего страшного. Если Чеснаков истерит, значит, всё правильно.
А Пристайко надо почаще использовать «дипломатический язык», даже на заседании профильных комитетов, особенно если там присутствуют СМИ. А то легко попасть впросак. Во-вторых, надо избегать противоречивых заявлений по одним и тем же темам», — заключил политолог.
А вот директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский откровенно удивлен грубым передёргиванием фактов представителями украинской переговорной группы в Минске.
«Да, предусмотрено, но… после внесения в Конституцию особого статуса, механизм введения в действие которого и предусмотрен «формулой Штайнмайера». Ну, спрашивается, на кого рассчитана эта откровенная ложь?» — возмущается политолог.
Еще более откровенно высказывается представитель ЛНР на переговорах в Минске Родион Мирошник, который полагает, что Леонид Кучма фактически открытым текстом заявил о нежелании выполнять Минские соглашения и следовать согласованной лидерами стран-гарантов «формуле Штайнмайера».
«Ну налицо же полнейшее и самое откровенное желание Леонида Даниловича и Ко. не выполнять обязательства по формуле, дважды согласованной на саммите Н4 ("нормандской четвёрки". — Ред.) три года назад и сейчас советниками лидеров Н4. 2-й украинский президент плавно становится главным виновником невыполнения мирных инициатив и урегулирования конфликта, несмотря на филологические изыски его пресс-службы, все достаточно явно!» — написал Мирошник на своей странице в соцсети.
На главный вопрос — по какой причине Украина столь откровенно пошла против солидарной позиции Франции, Германии и России, — попытался ответить главный редактор интернет-издания «Страна.ua» Игорь Гужва.
«Ну что ж. Пока, к сожалению, оправдываются опасения, что обмен заключенными стал не началом мирного процесса, а кратковременной оттепелью.
В Минске провалились переговоры по согласованию «формулы Штайнмайера». А заодно и по разведению войск. Другими словами, в очередной раз продемонстрировано — без политического урегулирования мира не будет», — уточняет журналист.
При этом Гужва считает, что состоявшийся обмен пленными стал возможен после обещания Киева партнерам по «нормандской четвёрке», что Украина согласится на «формулу Штаймайера»
«Обмен провели, фанфары прогремели, и «формулу Штайнмайера» украинская делегация в Минске торжественно похоронила, выставив заведомо неприемлемые для России условия.
Непонятно — то ли изначально у Зе-команды был такой хитрый план, либо потом американцы крепко поправили. Но это нюансы. Факт остается фактом — переговоры сорваны, встреча «нормандской четверки» теперь под огромным вопросом», — рассуждает Гужва.
Свою версию отказа от подписания документа выдвигает украинский журналист Вячеслав Чечило.
«Судя по заявленным позициям, ситуация видится так: Украина согласилась на «формулу Штайнмайера». Т.е. на то, что закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в силу на временной основе в день выборов и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов. Но снова пришли к тому, что нет никакой возможности провести эти самые выборы.
Потому что провести их формально, без контроля над территорией, Украина не может по множеству причин. Да и смысла особого нет — можно не тратить усилия и просто признать нынешние власти ЛДНР», — считает журналист.
Как полагает Чечило, Зеленский попадает в очередной тупик.
Совершенно иная оценка произошедшего озвучена донецким журналистом и телеведущим Игорем Фарамазяном. При этом он пояснил, почему не верит и, более того, не хочет полного выполнения Киевом Минских соглашений.
«Лично я не хочу, чтобы Киев выполнил Минские соглашения в полном объеме. Лично я хочу, чтобы он просто оставил нас в покое. По Шарикову — «отлез, гнида». Я не представляю себе украинского флага над Донецком. Даже если это будет только самая что ни на есть формальная формальность. Даже так: я не хочу представлять себе украинского флага над Донецком, не хочу, даже формально, жить в одной стране с теми, кто или кошмарит нас уже шестой год, или удовлетворённо хмыкает, когда слышит, что нас всё ещё кошмарят», — уточнил донецкий журналист.
Поэтому, по мнению Игоря Фарамазяна, очередной отказ Киева от полномасштабного исполнения Минских соглашений в ДНР на неофициальном уровне воспринимается без особого разочарования.