«В этом году мы обязательно проведём земельную реформу, чтобы уже в следующем году позволить создать рынок земли на 40 миллионов гектаров, которая является одной из лучших в мире по своему качеству — заявил, выступая в Турции, президент Владимир Зеленский. — Кстати, на Украине уже есть турецкие компании, которые владеют украинской землёй. Надеюсь, этих компаний станет значительно больше, особенно это касается южной части Украины».
Заявление вызывает немало вопросов.
Прежде всего, по поводу уже широкого присутствия турецких арендаторов (покупать землю сельскохозяйственного назначения пока что нельзя, хотя по факту это ограничение обходят через договора дарения либо аренды на 50 лет, так что не суть). В крупных международных исследованиях по Украине информация об этом отсутствует.
Например, если обратиться к исследованию «Корпоративные поглощения в украинской агрикультуре», опубликованному в декабре 2014 года Oakland Institute (Окленд, штат Калифорния), там приведены данные о присутствии на украинском сельскохозяйственном рынке крупных компаний из Кипра (в аренде у двух крупных компаний находилось тогда суммарно 444,80 тыс. га), Люксембурга (405,00 тыс. га), России (250,00 тыс. га), Франции (120,00 тыс. га), Австрии (96,00 тыс. га), Швейцарии (80,00 тыс. га), Швеции (68,70 тыс. га), Дании (52,68 тыс. га), Сербии (50,00 тыс. га), Саудовской Аравии (33,00 тыс. га). Турки не только в таблице основных игроков, но в этом отчете Oakland Institute в целом даже не упомянуты.
Аналогично, если заглянуть в отчет, опубликованный в 2015 году международной инициативой Land Matrix Initiative, в списке крупнейших действующих на Украине компаний-арендатором турки не значатся.
Опять-таки, про крупные операции по слиянию и поглощению, проводимые на украинском сельскохозяйственном подконтрольными Фонду государственных инвестиций Королевства Саудовской Аравии, известно хорошо. Про турок — нет.
Либо турки начали заходить на рынок украинской земли только в последние годы, либо их инвестиции официально проходят через общину живущих на Юге Украины турок-месхетинцев (например, в Херсонской области их проживает около 4 тыс. человек), либо речь идет о совсем уж небольших турецких компаниях, действующих в украинском Причерноморье.
Интересно, что не упоминали об инвестициях турок в сельскохозяйственную сферу той же Херсонской области и представители Меджлиса крымскотатарского народа*, регулярно сообщающие о том, что Анкара готова инвестировать в Украину. Но речь в этих случаях (вплоть до самых недавних) шла об инвестициях в строительство жилья для крымских татар, переехавших с полуострова на Херсонщину, вложениях в медицинскую сферу региона (которой опять-таки пользуются татары-эмигранты) и т.д. Да и то, это все пока обещания.
Если обратиться к коммюнике встреч украинских представителей с руководством министерства сельского хозяйства, продовольствия и животноводства Турции, то речь, как правило, идет об экспорте украинской аграрной продукции (прежде всего сои) в страну-соседку. В конкретных примерах вхождения турецкого бизнеса на Херсонщину также шла речь о закупке крупных партий местных овец для выращивания в Турции и т.д.
С другой стороны, в целом регион Турции явно интересен. Во-первых, он близок к ней, достаточно легко достижим по морю и воздуху (в 2014 году прямые рейсы в Херсон из Стамбула наладили и даже открыли здесь местный офис Turkish Airlines, готовятся зайти и турецкие лоукостеры). Во-вторых, эта земля до конца XVIII века входила в состав Османской империи, в устье Днепра и Южного Буга стояли мощные турецкие крепости. В-третьих, здесь проживают турки-месхетинцы (пусть это и обращенные в ислам грузины) и крымские татары, и в некоторых районах весьма компактно. В-четвертых, плотность населения в Херсонской области минимальная по всей Украине, а земли весьма обширные, правда, засушливые.
В 2016 году бывший депутат Верховной Рады от Херсонской области Алексей Журавко опубликовал в Facebook фотографии граффити, которые, как он утверждал, регулярно появляются в регионе: «Херсон — турецкая земля», «Османская империя возрождается».
Так что о реально приходе на Украину крупных турецких агропромыщленных инвесторов пока говорить можно только теоретически.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ