Варшавское восстание, организованное командованием Армии Крайовой и представителями польского правительства в изгнании, началось в 17 часов 1 августа 1944 года. По убеждению большинства западных историков, военно-стратегически оно было направлено против Третьего рейха, но политически — против Советского Союза. Вермахт отступал, Красная армия продвигалась все дальше на Запад, исход войны был предрешён. Было понятно, что Советский Союз получит всю территорию Польши под свой контроль и сформирует в этой стране союзную власть — ведь будущее правительство «народной Польши», Комитет национального освобождения, было создано в освобождённом советскими войсками от фашистов Люблине ещё 22 июля 1944 года. Польское правительство в Лондоне, особых симпатий к СССР не испытывавшее, решило взять инициативу в свои руки, чтобы попытаться освободить свою столицу от немецких оккупантов.
Поэтому польская пресса обращает особое внимание на то, что в мероприятиях по случаю 75-й годовщины начала Варшавского восстания принял участие министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас, который попросил прощения у польского народа за действия своих соотечественников в годы Второй мировой войны. Несмотря на это, президент Польши Анджей Дуда после возложения венков к памятнику повстанцев отметил, что в первых днях августа 1944 года немцы убивали более десяти тысяч жителей столицы Польши каждый день — но это была цена, которую Варшава заплатила за стремление к свободе.
Мэр Варшавы Рафал Тшасковский, представитель оппозиционной либеральной партии «Гражданская платформа», после возложения венков к памятнику Польскому подпольному государству сказал, что «как бы мы ни были разделены, мы стоим тут все вместе». Это был более чем прозрачный намёк на разразившийся несколько дней назад скандал, инициатором которого стала депутат городского совета Варшавы от правящей в Польше, но оппозиционной в столице партии «Право и Справедливость» Ольги Семенюк. 28 июля 2019 года, выступая в эфире государственного телевидения, пани Семенюк назвала распространяемые мэрией Варшавы наклейки с символикой Варшавского восстания и надписью «ПРОТИВ ФАШИЗМА»… плевком в адрес католиков.
Это вызвало резкую реакцию оппонентов ПиС — как либералов, так и левых. К примеру, экс-кандидат в мэры Варшавы от левой коалиции Ян Спевак заявил, что депутат не знает истории Варшавы и Польши, обижает повстанцев и их борьбу с немецким фашизмом. «Надеюсь, что варшавский ПиС извинится за выступление этой пани и сводит её на экскурсию в Музей Варшавского восстания», — написал политик. А депутат Сейма от «Гражданской платформы» Марцин Кервиньский назвал заявление депутата от ПиС «болезнью» и также потребовал реакции руководства этой партии.
Но пока извинилась за свои слова только сама Ольга Семенюк, и то весьма своеобразно: написала, что формулировка была «неудачной», но «национальная символика не должна использоваться как инструмент атаки на «Право и Справедливость». Очевидно, депутат имела в виду тот факт, что оппоненты ПиС вот уже четвёртый год называют эту партию фашистской.
Попытки же украинских активистов в Польше доказать, что в Варшавском восстании принимали участие в том числе украинцы, сложно назвать успешными, пока названы только несколько фамилий: это сыновья погибшего в Катыни главного православного капеллана Войска Польского Семёна Федороньки — Орест и Вячеслав, а также сын консула УНР в Варшаве Андрей Хитченко. Для понимания: всего с оружием в руках боролись против фашизма от 25 до 28 тысяч повстанцев.