-Сегодня будет праздноваться очередная годовщина крещения Руси. Будет ли УПЦ принимать участие в совместном с ПЦУ крестном ходе, или она проведет свой крестный ход отдельно? Когда стоит ожидать всеукраинского крестного хода за мир, который в прежние годы проводился?
— Сегодня, 27 июля, в 13.00 в Киеве состоится молебен на Владимирской горке у памятника князю Владимиру — крестителю Киевской Руси. Возглавлять этот молебен будет Блаженнейший митрополит Онуфрий. Будут присутствовать практически все архиереи нашей церкви, большое количество священства, верующие люди, и после этого пройдет крестный ход от Владимирской горки и до Киево-Печерской Лавры.
В этот день мы традиционно празднуем день Крещения Руси. Крестный ход совершается уже пятый год. Естественно, никакого совместного хода с так называемой ПЦУ не будет. Он никогда не намечался, не планировался и не проходил.
В предыдущие годы, когда еще не была создана эта ПЦУ, так называемый «киевский патриархат» проводил свой молебен 28 июля. Специально это событие разносилось по датам: 27 июля — каноническая Украинская Православная Церковь, а 28 июля — самопровозглашенный «киевский патриархат».
У филаретовцев некое подобие «крестного хода» было только в прошлом году. На самом деле это никакой не крестный ход, а скорее «первомайская демонстрация». Когда идут и поют «Червону калину» с национальными символами и с флагами УПА вместо икон и хоругвей, то это скорее напоминает политические манифестации.
Крестный ход — это что такое? Это молитвенное шествие. Это видимое проявление нашей преданности Церкви. И когда большое количество людей идут совместным ходом с иконами и поют молитвы, они молятся Богу во время этого молитвенного шествия.
Наша церковь всегда прибегала к такому действенному молитвенному деланию в годы, когда это было очень необходимо, когда во время войн были угрозы захвата наших городов врагами, или если были угрозы эпидемий.
Вот и сейчас, когда идет война, когда идет разделение Украины, когда ненависть и вражда стали нормой жизни, Церковь предлагает всем верующим принимать участие в общем молитвенном шествии.
В прошлом году в крестном ходе принимало участие около двухсот пятидесяти тысяч человек. Представляете, какое это мощное молитвенное обращение к Господу, когда все двести пятьдесят тысяч обращаются к Богу в едином порыве?
Вот в прошлом году прошли крестным ходом — и Порошенко, являвшийся главным оппонентом канонического Православия, уже не президент Украины.
-А что ПЦУ планирует, не в курсе?
— Я особо не вникал. Они 28 июля что-то там планируют: Порошенко с Парубием суетятся. Кстати, Парубий греко-католик. Он отношения к православию не имеет. Но сильно ратует за ПЦУ. Я, кстати, и Порошенко не могу назвать православным человеком.
-Вот вы вспомнили Порошенко. Как вы считаете, угроза ликвидации, нависшая над Украинской Православной церковью во время его правления, миновала? Если нет, то что нужно сделать, по-вашему, чтобы этой угрозы больше не было?
— Во-первых, вопрос о ликвидации нашей церкви никогда не стоял. Не нужно здесь сгущать краски. Даже мощный Советский Союз при всей силе НКВД, КГБ и всех остальных карающих органов не смог уничтожить церковь, потому что Глава Церкви — Христос, а Господа нельзя победить.
Во времена Порошенко были притеснения, были испытания для нашей Церкви. Я не могу назвать это гонениями. Гонения — это нечто более страшное.
Время президентства Порошенко — это время испытаний для нашей Церкви — захватывались храмы, на священников, отказывавшихся переходить в ПЦУ, оказывалось давление — административное, уголовное, шантаж, подкуп. Мы выстояли.
Я уверен, что вне зависимости от личности президента, вне зависимости от того, кто находится в зале Верховной Рады, вне зависимости от того, кто находится в правительстве, веру победить нельзя. И врата Ада не одолеют ее, сказал Господь о Церкви.
Что уже говорить о тех шалопаях, которые бегают в Верховной Раде? Угроза притеснений существует всегда. Угроза того, что начнется новая волна наступления на Церковь, тоже есть. Она никуда не делась.
-А что сейчас, при Зеленском?
— Сейчас просто время передышки. Владимир Зеленский, напомню, говорил, что собирается установить мир на Донбассе, но в отношении переговоров с Россией ведется очень двусмысленная политика. Одни заявления сменяются другими — в корне противоречащими предыдущим. Вчера телефонный разговор с Путиным, а сегодня арест судна, и это наверняка не приближает в Украине мир.
Точно так же и относительно Церкви. Зеленский сделал заявление, а что будет завтра, мы совершенно не знаем. Нет пока такой твердой уверенности в изменении политики. Кое-где осталась инерция, которая была задана при президенте Порошенко, особенно в последние месяцы его правления, когда на Церковь обрушилась вся сила государственного аппарата.
Но Церковь вынесла этот прессинг к чести всех архиереев и священников. Только мизерная доля духовенства перешла в новую структуру — ПЦУ — и предала свою присягу.
-Сколько предателей оказалось среди архиереев и священников? Есть точные цифры?
— Двое из ста архиереев и пятьдесят или чуть больше священников из двадцати двух тысяч.
Если Зеленский и вся его команда будут руководствоваться интересами Украины, то, конечно же, гонения на нашу церковь прекратятся. А если они будут следовать советам каких-то заокеанских советников, которые будут делать все, чтобы оторвать Украинскую Православную Церковь, находящуюся в канонической связи с Русской Православной Церковью, то гонения начнутся опять и испытания для нас продолжатся.
Сейчас мы наблюдаем просто некую передышку. Инерция от того движения, которое было задано Порошенко, еще продолжается. Но если не будет новых импульсов, оно затухнет.
-Нужно ли, по вашему мнению, отлучить Порошенко и Ющенко от Церкви и предать анафеме за попытки гонения на Украинскую Православную церковь.
— Виктор Ющенко и Петр Порошенко — два сапога пара. Они крестились в канонической Церкви, были ее, скорее, не прихожанами, а «захожанами». В конце концов, они ее предали и стали осуществлять политику, направленную против канонической Православной Церкви — церкви украинского народа.
Что такое анафема? Это отлучение от Церкви. Они сами себя отлучили — своими деяниями. Они сами себя вовлекли в ересь. И не мне их судить, отвечать придется перед Господом.