На открытии памятного знака мэр столицы сказал: «Ранее мы имели такую традицию — делать мемориальные доски. Но они не обращают на себя внимание, а вот такие объекты подчеркивают привлекательность нашего города, более того, рассказывают историю».
Сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского родился в 1882 году в Ораниенбауме (ныне Ломоносов). На Украине любят подчеркивать его казацкое происхождение (а кто ж не козак?) и то, что значительную часть своих произведений Стравинский писал на украинской земле, находя их источники в украинском фольклоре. Это отчасти верно, потому что в городке Устилуг вблизи Владимира-Волынского на Полесье у него было имение.
Первая музейная экспозиция там открылась в 1990 году, первый фестиваль "Стравинский и Украина" волыняне организовали в 1994-м, и только в 2012-м началась реставрация. Такой разрыв во времени обусловлен тем, что музыка Стравинского, рожденная в этом закутке цивилизации, не вполне вписывается в укоренившийся культурный дискурс: великий авангардист писал, мягко говоря, странно для любителей фольклорной традиции. Да и для поклонников традиционной симфонической музыки у него было немало сюрпризов, которые она не всегда с радостью принимала.
Известен случай, когда всесильный советский председатель правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников в начале 80-х послал съемочную группу фильма о Стравинском в СССР во главе с британским режиссером Тони Палмером… нет, не куда подальше, а на Сорочинскую ярмарку! А копию уже готового фильма "Где-то на границе…", которую тот снял про житье-бытье композитора в Устилуге, в Гостелерадио потом сократили и перемонтировали без разрешения и ведома режиссера.
Этот Палмер, кстати, прославился фильмами и о Рахманинове, Шостаковиче, Марии Каллас, Рихарде Вагнере, Джимми Хендриксе, Леонарде Коэне, группах Beatles и Cream и многих других известнейших музыкальных деятелях. Эти фильмы есть в открытом доступе на Youtube-канале Tony Palmer Films.
Режиссер вспоминает, что Игорь Федорович в 1966 году даже просил познакомить его с «битлами» — видимо, чувствовал эру глобализации, как тонко чувствовал и передавал многое в своих произведениях.
Возвращаясь к его творчеству, надо вспомнить прежде всего «Весну священную». Этот балет в 1913 году вызвал культурный шок у публики того времени. А спустя почти 50 лет его с благоговением впервые слушали студенты Киевской консерватории — так называемые представители «киевского музыкального авангарда 60-х», а в то время студенты класса Бориса Лятошинского.
С премьеры «Весны…» и до этого момента Игорь Федорович стал не просто звездой — он стал Вселенной мировой музыки. Но к Стране Советов отношения не имел, оттого не особо чествовался и популяризировался в ее границах. И эти студенты — ныне известные композиторы Валентин Сильвестров, Игорь Годзяцкий, Виталий Грабовский и их сокурсники — впервые тогда знакомились с творческим наследием Стравинского. А Игорю Блажкову в 1962 году композитор доверил исполнение своих произведений. И когда студент-фронтовик по собственной инициативе пытался озвучить "трофейные" произведения композитора, которые сам привез в Киев из Австрии и передал в библиотеку консерватории, то его исключили из заведения.
Что интересно знать про Стравинского читателю, не обремененному жаждой к прослушиванию его произведений? То, что в 1934 году он принял гражданство Франции, а в 1945-м — США? Что в Бостоне был арестован полицией за нетрадиционное исполнение гимна? Что умер в Нью-Йорке, а похоронен в Венеции? Что любил папиросы «Голуаз» и Коко Шанель?
По поводу последнего его увлечения — не папиросами, конечно, же — был даже написан роман и снят фильм «Коко и Игорь». Эпиграфом к которым могла бы быть фраза «И цветаста и душиста жизнь французского артиста». Судите сами по синопсису ленты:
То есть, один из самых легендарных ароматов мира высокой парфюмерии был буквально зачат на премьере «Весны священной»! Сам автор пытался создать «адскую атмосферу», вследствие чего местами в зале наблюдались стычки, и второй акт потребовалось проводить в присутствии полиции. Как было великой Коко не вдохновиться всем этим в высшей степени либидозным действом?
Самим же фильмом вдохновились организаторы Каннского кинофестиваля в 2009 году и поставили его на позицию фильма-закрытия.
Безусловно, талант и харизма Игоря Стравинского очень помогли ему не только покорить сердце Шанель, но и войти в мировое музыкальное сообщество, чтобы занять там соответствующее место. И произошло это гораздо раньше — еще до Первой мировой войны. Дело в том, что на премьере «Фавна и пастушки», одного из первых его произведений, написанных под руководством Римского-Корсакова, присутствовал Сергей Дягилев. Он высоко оценил талант молодого композитора и через некоторое время предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже.
Надо знать роль и значение Дягилева, чтобы понять: это был билет в высшую лигу шоу-бизнеса того времени. В итоге Стравинский за три года написал три балета, принёсших ему мировую известность. В эти годы композитор неоднократно ездил в Париж, о чем остались замечательные воспоминания Стивена Уолша: «Дягилев и Стравинский будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов».
Осенью 1911 года состоялась историческая встреча и фотографирование трех композиторов-импрессионистов: основоположника стиля Эрика Сати, главы течения Клода Дебюсси и русского последователя Игоря Стравинского.
Игорь Стравинский оставался во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений, а также сочинений, написанных в неоклассической манере. В Париже он впервые обратился к духовной музыке — написал «Отче наш» для хора без сопровождения и знаменитую «Симфонию псалмов». Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время своей жизни. В 1938-м умерла его старшая дочь Людмила, в 1939-м — его жена и его мать. 9 марта 1940 года Стравинский женился вновь — на Вере Судейкиной.
Вера эта сама по себе была особой примечательной — племянница фабриканта Эдуарда Теодора Боссе, который вместе с Геннефельдом основал в 1897 году возле поселка Юзовка (территория нынешнего Донецка) «Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда» (ныне ОАО «Донецкгормаш») — крупнейший завод горного машиностроения в Донбассе. Таким образом, дав название Боссе целому району индустриального мегаполиса. Сама же Вера успела побывать не только Судейкиной и Стравинской, но до того и Люри, и Шиллинг. Это ее принял в свою труппу Таиров, восхищенный линией плеч. Это о ней где-то в окрестностях Алушты написал Осип Мандельштам:
«Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.
Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала,
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный».
С 1936 года Стравинский периодически ездил с гастролями в США, куда он и переехал окончательно в связи с начавшейся войной. На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США. Отличаясь чрезвычайной требовательностью к соблюдению предписанных им темпа, динамики, акцентов, Стравинский придавал большое значение аудиозаписи. На лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство сочинений под управлением самого автора.
В интервью газете «Комсомольская правда» в сентябре 1962 года, когда впервые композитор приезжал на гастроли в СССР и дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде, он сказал:«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
При чем здесь, с учетом всего этого, мемориальный знак на углу дома, на месте которого якобы стоял другой дом, в котором останавливался Игорь Федорович Стравинский, проезжая через Киев, — всемирной истории неведомо. Но как забавный повод для мэра-боксера высказаться об авангардной музыке XX века — вполне. Возможно, спустя годы на этом месте и по этому поводу появится памятный знак про парадоксальное пересечение путей великого чемпиона-тяжеловеса и великого композитора-авангардиста… Поживем — поиграем!