По словам Вакарчука, Украина вообще очень страдает от политики двойных стандартов, и государство часто не хочет брать на себя ответственность за многие вещи, а «поэтому остается открытым вопрос, скажем так, моральной ответственности людей».
«Например, почему одни люди принципиально не ездят на гастроли в страну-агрессор, а другие, напротив, активно гастролируют в России. Поэтому было бы хорошо, чтобы государство вообще приняло четкий закон, условно говоря, о сосуществовании с государством-агрессором, где четко очертило бы, что можно, а что — нет, и тогда этот вопрос был бы снят», — заявил Вакарчук в комментарии журналистам.
Депутат Госдумы от Республики Крым Руслан Бальбек в комментарии RT высказал своё мнение о заявлениях Вакарчука. Бальбек заявил, что невозможно законом очертить связь между двумя братскими народами.
Он добавил, что «наши народы, как бы то ни было, общаются без всяких законов и всё равно придут к консенсусу».
Если закон всё же разработают, какие основные положения могут быть в нём прописаны? И будет ли это полезно для отношений двух стран? На эти вопрос изданию Украина.ру ответили украинские политические эксперты.
«Личный пиар Вакарчука»
Идея по-своему интересна, но есть несколько важных моментов, отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Во-первых, на Украине есть большая правовая база — более 300 соглашений между Россией и Украиной. Во-вторых, Вакарчуку будет сложно предложить такой проект закона, который устроил бы сегодня и Украину, и Россию, говорит эксперт.
Если новое большинство в Раде стремится к урегулированию отношений с Россией, ему совершенно не нужен такой закон, уверен эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
«С нынешним соотношением сил в Раде у парламента вполне есть голоса этот закон не проводить. Этот проект — это личный пиар Вакарчука. Он может придумывать более или менее абсурдные вещи, но у меня нет желания думать за него», — сказал политолог.
«Принятые законы не выполняют»
«Мне кажется, что вся эта затея Вакарчука преследует цель лишь создать новый информационный повод, дабы придать себе определенный вес в период формирования коалиции. Лидер партии «Голос» таким образом пытается застолбить за собой определенное направление в возможной коалиции, где он будет лишь миноритарным акционером, о чем уже намекнул Зеленский», — сказал Рудяков.
Впрочем, даже на таких неравноправных условиях для Вакарчука было бы крайне выгодно быть в будущей коалиции, так как это дает ему массу возможностей, которых в другом случае у него не будет, считает эксперт.
«При этом в самой партии Зеленского очень много толковых людей, которые, к слову, пока еще не все на виду, и им подобные идеи Вакарчука о законодательном регламентировании отношений России и Украины вовсе не интересны. А вот если бы коалиция с «Голосом» была бы оформлена, то люди Вакарчука, безусловно, продвигали бы именно такие темы», — подчеркнул политолог.
«Урегулирование превращается в односторонние декларации»
Попытки что-то урегулировать на Украине в одностороннем порядке мы видели последние 5 лет: тот же закон о так называемой реинтеграции Донбасса, где Россия — «агрессор» и «оккупант», напомнил Руслан Бортник.
Такого рода урегулирование превращается в односторонние декларации, которые играют роль прежде всего инструмента внутреннего политического управления, но никоим образом не приближают завершение российско-украинского кризиса и достижения каких-либо компромиссов, уверен политолог.
«В какой-то мере это самопиар Вакарчука, поэтому его инициатива на этом направлении вряд ли имеет шанс на принятие», — категоричен Бортник.
«Вот тема нового договора мне кажется продуктивной. Отношения надо регулировать, границы надо регулировать. Это то, чем могли бы заняться в ближайшее время администрация президента Зеленского и администрация президента Путина», — рассказал политэксперт.
«Можно рассчитывать на потепление отношений лидеров стран»
В Украине по законодательству внешнюю политику определяет Верховная Рада, а осуществляет президент, в реальности же это совсем не так, говорит Павел Рудяков.
«Особенно в последние годы нашу внешнюю политику в отношении России определяют не в Киеве, а в других столицах. Функция украинского президента — лишь канализировать и исполнять эти решения внешних сил», — уверен эксперт.
Поэтому никакие законы, даже если они будут приняты, не повлияют на отношения России и Украины, пока не произойдут подвижки вовне, добавил Рудяков.
«Единственное, на что стоит рассчитывать, так это на определенные потепления отношений между лидерами стран, так как на этом открыто настаивают западноевропейские руководители. В этом смысле очень показательны итоговые документы ежегодного саммита Украина-ЕС, в котором из 14 пунктов в 6 содержится призыв к исполнению Минских соглашений и налаживанию диалога с Россией», — подчеркнул политэксперт.
Впрочем, шансов для принятия закона просто нет, говорит Рудяков: если браться за подобный законопроект, то в одних поправках и обсуждениях можно утонуть.
«Всё зависит от способности Зеленского контролировать фракцию»
Сам Зеленский за время между инаугурацией и выборами объективно показал себя несколько более миролюбивым, чем можно было ожидать от его выступлений в ходе самой кампании, считает Алексей Попов.
«Что касается депутатов от Зеленского, то, я думаю, там есть разные лица, и некоторые были бы заинтересованы в этом законе. Но тут все зависит от принципиальности Зеленского и его способности контролировать фракцию.
Ведь ясно, что это набор людей, которые раньше не работали вместе, которых не очень многое объединяет, кроме молодости, непринадлежности к власти. Там могут быть совершенно разные взгляды по этому поводу», — рассказал Попов.
Пока у него складывается впечатление, что Зеленский всё-таки не заинтересован в таком законе: «объективно можно массу поводов найти, чтобы говорить, что закон несвоевременен».
В целом такой документ не был бы полезен для отношений России и Украины, уверен политэксперт.