"Мы уже готовы на начало августа к подписанию прямого контракта между потребителями Украины и "Газпромом", который даст существенное снижение стоимости газа для нашей экономики", — сказал Бойко в Москве на встрече членов партии "Оппозиционная платформа" с премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Если правительство Украины будет сформировано к августу и если Юрий Бойко станет премьер-министром, то, вполне возможно, он и подпишет контракт в качестве главы украинского правительства.
Медведев назвал «абсурдной и нелепой ситуацию, при которой потребители газа на территории "не слишком богатого государства" платят на 25% больше, чем могли бы».
Собственно, еще на предыдущей встрече с лидерами «Оппозиционной платформы», в марте, глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что цена на газ по новому контракту для конечного потребителя Украины будет на четверть ниже нынешнего уровня цен.
По мнению эксперта энергетического рынка Валентина Землянского, не стоит сейчас «крутиться вокруг этих 25%».
«Я не совсем понимаю, от чего они считают. И это единственный момент, где я согласен с Коболевым (глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. — Ред). Надо же понимать, от какой цифры идет расчет этих 25%. Поэтому я бы сейчас употреблял слово "дисконт" по сравнению с ценой поставок европейским потребителям. Но при подписании контрактов дисконтирование, как правило, идет от предыдущего периода. То есть будут учитывать цены 2018 года, а средняя таможенная стоимость газа, который Украина закупала в Европе, составляла 294 доллара», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
Варианты есть
Медведев на встрече с украинскими оппозиционерами сообщил, что есть два варианта решения проблемы с поставками газа на Украину.
"Самый простой вариант — сохранить действие тех условий, которые существуют. Второй вариант — создание консорциума, о котором неоднократно говорилось", — сказал он.
В марте 2019 года глава "Газпрома" Алексей Миллер уже говорил о возможности создания газотранспортного консорциума между Россией и Украиной, если такое предложение поступит с украинской стороны.
Российский премьер добавил, что к обсуждению газовых вопросов между Россией и Украиной можно вернуться после выборов в Верховную Раду, которые состоятся 21 июля, и формирования нового правительства.
Как известно, украинско-российский контракт о транзите газа в Европу истекает в конце 2019 года. Очередные трехсторонние переговоры по этой теме планировались на май. Однако встреча не состоялась. Не состоялась она и в июне, хотя ожидалось, что президентские выборы на Украине дадут переговорам новый импульс.
По мнению экспертов, до ноября 2019 года у Украины еще есть время, чтобы найти какое-то компромиссное решение по контракту о транзите российского газа, по возобновлению поставок российского газа и урегулированию вопросов Стокгольмского суда. Эксперты сходятся во мнении, что в нынешней ситуации «Газпром» заинтересован в краткосрочных контрактах на транзит, однако Евросоюз и Украина потребуют долгосрочные юридические гарантии, и речь идет о 40-60 млрд кубометрах. В прошлом году транзит составил около 87 млрд кубометров.
Консорциум как панацея
Новая власть позитивно относится к идее создания консорциума с европейскими компаниями. Как заявлял советник президента Украины Александр Данилюк, создание газотранспортного консорциума в интересах Украины позволит деполитизировать вопрос транзита газа.
"Потому что газотранспортную систему необходимо модернизировать. И это требует очень больших финансовых ресурсов и лучше, чтобы эти ресурсы вкладывали наши партнеры. Нам транспортировку нужно максимально деполитизировать. И консорциум — это и есть возможность этого достичь. Поэтому мы поддерживаем консорциум", — сказал Данилюк в эфире одного из украинских телеканалов.
Хотя идея совместного использования украинской ГТС не нова. Она родилась на переговорах Леонида Кучмы, Владимира Путина и Герхарда Шрёдера еще в 2002 году. А в следующем году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины». В 2004 году на Украине произошла «оранжевая революция», к власти пришел Виктор Ющенко и между Украиной и Россией разгорелся газовый конфликт, который убрал из повестки любые переговоры о консорциуме. В 2007 году украинский парламент принял закон, запрещающий приватизацию ГТС, и поставил крест на консорциуме.
В декабре 2013 года на тот момент президент Украины Виктор Янукович говорил, что Украина заинтересована в сохранении и наращивании объемов транзита газа. Киев рассматривал создание газотранспортного консорциума вариантом решения этой проблемы. Но Майдан поставил точку на этих планах.
В нынешней ситуации и Россию, и Украину устроит, если в управление газотранспортной системой страны зайдет иностранный инвестор.
Не стоит забывать, что от того, удастся ли правительству и НАК "Нафтогаз Украины" провести ключевую реформу компании — анбандлинг (то есть разделение добычи, поставки и транспортировки газа), во многом зависит возможность привлечь иностранные инвестиции для ГТС и сохранить транзит российского газа по территории Украины после завершения действия текущего контракта с "Газпромом". Для достижения этих целей газотранспортные активы с 1 января 2020 года должны управляться новым независимым оператором, получившим одобрение и украинского отраслевого регулятора, и европейских партнеров.
Анбандлинг предусмотрен профильным законом о рынке газа и евродирективами Третьего энергетического пакета ЕС. Согласно европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и поставке газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника. Разделение будет считаться успешно завершенным, когда компания «Магистральные газопроводы Украины» получит подтверждение своего независимого статуса от украинского отраслевого регулятора и Секретариата Энергетического сообщества ЕС.
Но Украина до сих пор не выполнила обещаний по разделению „Нафтогаза Украины" и юридически не оформила новую компанию, в которую войдет инвестор. Кроме того, инвесторы пока не понимают, каким образом будет осуществляться транзит через территорию Украины, чтобы разработать экономику проекта.
Валентин Землянский подчеркивает, что консорциум как с россиянами, так и с европейским независимым оператором, если это будет происходить по модели OU (full ownership unbundling — вывод как оператора, так и ГТС за пределы группы "Нафтогаз") потребует изменения 7-й статьи закона Украины о трубопроводном транспорте. Этой статьей запрещается приватизация, а также изменение собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, даже в том числе и в форме передачи в консорциум.
«В свое время Юлия Владимировна (Тимошенко. — Ред.) активно цементировала эту тему, и продолжает ее цементировать. Но с геоэкономической точки зрения эта позиция устарела, при всем моем скептическом отношении к либеральным вещам и приватизации государственной собственности. Украина сейчас стоит перед выбором: либо остаться с минимальными объемами транзита, либо быть включенной в глобальный транзит газа на евроазиатском пространстве. При любом раскладе «за спасибо», то есть работать только на условиях Украины никто не будет — ни Россия, ни Европа. Все будут хотеть гарантий, а гарантия в данном случае — это возможность контроля за газотранспортной системой. Даже если консорциум будет двухсторонний или трехсторонний, это потребуется», — поясняет Валентин Землянский.
Дорогой Порошенко
Предполагалось, что после украинских президентских выборов ситуация с переговорами о новом контракте существенно изменится, поскольку в целом поменяется политика взаимоотношений Украины и с Российской Федерацией, и с Европейским союзом, и Украина будет демонстрировать прагматический подход к решению в том числе и газового вопроса.
«К сожалению, прагматизма не наблюдается. Мы идем в логике предыдущей власти», — констатирует Валентин Землянский.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда год закончится, а нового контракта не будет. Более того, "Газпром" считает невозможным подписание нового контракта на транзит через Украину, основанного на европейских правилах.
"Нас много раз призывали к заключению контракта на европейских условиях, но это пока невозможно. Только на прошлой неделе было опубликовано постановление, которое задает направление реформирования "Нафтогаза", — заявил 18 июня начальник юридического департамента российской компании Сергей Кузнец.
По мнению Землянского, доля истины в этом есть, поскольку Украина может не успеть сертифицировать независимого оператора ГТС.
«По сути, вина за это ложится на «Нафтогаз». С 2016 года не было сделано никаких движений для создания реальной структуры, которая могла бы 1 января 2020 года взять на себя эти функции. Не были привлечены европейские компании, не были проведены конструктивные переговоры с Российской Федерацией. Не просто съездить в Брюссель и высказать свое «фе», а найти какие-то точки соприкосновения. Никаких попыток найти компромиссное решение не было», — считает Валентин Землянский.
Но "Нафтогаз" не устает пугать правительство и украинских граждан остановкой транзита с начала 2020 года и холодной зимой. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко написал на своей странице в Facebook, что у «Нафтогаза Украины» могут возникнуть проблемы с подготовкой к такой остановке, поскольку упала собственная добыча газа.
Витренко также отметил, что Украина должна готовиться к прекращению транзита не только в первом квартале 2020 года, но и в целом после окончания 2019 года.
Он добавил, что "Нафтогаз" при этом не менял своей позиции относительно трехсторонних переговоров на политическом уровне по транзиту газа через Украину.
"Считаем, что эта проблема не может быть решена исключительно на уровне отношений между «Газпромом» и «Нафтогазом», поскольку давно стало очевидным, что позиция «Газпрома» о прекращении транзита через Украину обусловлена именно политическими факторами, а не экономическими", — написал Витренко. И подчеркнул, что цель России — лишить Украину доходов от транзита газа. Кроме того, НАК намерен сохранить возможность получить справедливую компенсацию за потерю транзита через Стокгольмский арбитраж, отметил представитель компании. И добавил, что сейчас компания этим занимается.
«Это «пугалки» Коболева и Ко, потому что никто не говорит об остановке транзита. Европа готовится к возможному кризису, но официальных заявлений со стороны представителей Европейской Комиссии, что существует угроза остановки транзита по территории Украины, не звучало. «Газпром» напрямую тоже таких заявлений не делал. Тем более, что в Москве говорят, что они готовы транзитировать газ по существующему контракту, либо же это будет фактический транзит, параллельно с переговорами по формализации взаимоотношений. Как это будет, сейчас сказать очень сложно, поскольку ситуация абсолютно неопределенная».
Как считает эксперт, Украине нужно радикально подходить к вопросу и менять переговорщиков.
«Переговорная группа Климкин и Коболев — это явно не те люди, которые смогут найти решение проблемы. Но это можно будет сделать после парламентских выборов, после формирования нового правительства, после смены руководства «Нафтогаза», что должно произойти. Необходимо формирование переговорной группы, которая будет настроена на достижение компромисса и получение результата», — заключил Валентин Землянский.