Он еще раз подчеркнул, что Киевский патриархат не ликвидирован, а значит, он не занимается его восстановлением, а себя он называет действующим патриархом со своей епархией в Киеве.
Отказ от патриархии и сана, по словам хитроумного интригана Филарета, был «чисто ситуативный».
«Это было требование Вселенского патриархата, для того чтобы провести Собор, получить томос об автокефалии. Украинская православная церковь в статусе патриархата не может быть в составе Константинопольского патриархата. А надо было, чтобы УПЦ теоретически стала частью Константинопольского патриархата. Для получения томоса надо сначала стать Киевской митрополией в составе Константинопольского патриархата. По этой причине Вселенский патриарх просил и ставил условие, чтобы я не выдвигал свою кандидатуру на пост предстоятеля, а митрополит Эммануил — председатель собора, чтобы я не надевал патриаршего куколя на соборе. Поэтому наш отказ от статуса патриархата был чисто ситуативным».
Филарет подчеркнул, что на Соборе 15 декабря 2018 года сложилась коллизия, которая вводит в заблуждение мирян. «Нам могут возразить, что отказ от статуса патриархата был на Поместном соборе в св. Софии. Да! На Поместном соборе, но этот собор был не Украинской Автокефальной Церкви, а собор Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. А если бы это был поместный собор Украинской Православной Церкви, то архиереи Константинопольского патриархата не имели бы права принимать в нем участие», — пишет в обращении Филарет.
Патриарх Киевского патриархата рассказал, что вынужден был пойти на унижение ради получения Украиной томоса, потому что главным условием его получения было прекращение существования УПЦ КП и выдвижение нового человека на пост митрополита новосозданной автокефалии: «Была достигнута договоренность, что предстоятелем будет митрополит Епифаний, кандидатуру которого выдвинул патриарх Филарет, но руководство Церковью в Украине будет продолжать патриарх. Предстоятель будет представлять Церковь в Православном мире, потому что УПЦ получает статус митрополии, а также он будет помогать патриарху в управлении Церковью, но руководство Церковью остается за патриархом. Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле. Поэтому в церкви возникло разделение».
Далее Филарет подчеркнул, что все обвинения во властолюбии и личных амбициях не имеют под собой почвы.
«Я служил, служу и буду служить Богу и Церкви до конца моей жизни, хотя моя твердость, целеустремленность и настойчивость многими воспринимается как властолюбие и амбициозность. Но никто не может отрицать, что результатом является Киевский патриархат. Если бы его не было, то не было бы и речи о томосе, потому что не было бы кому давать. Это видят не только церковные деятели, но и светские, и такие как новоизбранный Президент Украины В.А. Зеленский и бизнесмен И.В. Коломойский».
Упоминание в этом контексте нового президента Зеленского (и даже Коломойского — человека весьма далекого от православия) говорит о том, что нынешний конфликт в церковной среде не случайный и Филарет имеет политическую поддержку. После обретения автокефалии все лавры достались Петру Порошенко, а Филарет остался в тени. Сейчас он намерен отыграть ситуацию в свою пользу и продемонстрировать, что главная заслуга в получении томоса его, Филарета. А его политические сторонники, готовясь к парламентским выборам, намерены лишить Порошенко этого козыря в его кампании.
В обращении к народу Филарет откровенно пишет о двоевластии: «Разделение, двоевластие, которое может привести к печальным последствиям. Почему это происходит? Потому что новоизбранный предстоятель УПЦ митрополит Епифаний не соблюдает тех договоренностей, которые были достигнуты на Соборе 15 декабря 2018 в соборе св. Софии». Патриарх еще раз упрекнул Епифания в неуважении, отказе от сотрудничества. Такое поведение и раскол в церкви, по словам Филарета, только на руку Москве: «Никакой критики в адрес митрополита Епифания нету. Значит, Москве угодно такое руководство. Замедлился или и вовсе прекратился переход приходов Московского патриархата в Украинскую православную церковь, а перехода архиереев Московского патриархата не было после получения томоса об автокефалии. Поэтому Москва может радоваться. Все православные Церкви как не признавали, так и не признают Украинскую православную церковь, кроме Вселенского патриарха, независимо от того, в каком статусе она: митрополии или патриархата».
Чтобы исправить ситуацию, Филарет предлагает соблюдать договоренности, которые были достигнуты на Соборе, а значит, передать реальное управление церковью патриарху, то есть ему.