Сразу должен сказать, что ничего против самого Дня матери автор не имеет: чем больше светлых женских праздников, тем лучше обществу. Другое дело идеологические наполнение данной даты. В отличие от Международного женского дня, который задумывался как объединяющий и мобилизующий фактор борьбы за женское равноправие, День матери подразумевает превознесение семейных ценностей и определяет предназначение женщины в традиционной и патриархальной системе координат.
Учитывая архаичную суть украинского национализма, его апологетам этот праздник значительно милей, нежели даты, связанные с социалистическим и левым движением. Тем более сам праздник пришёл не из ненавидимого советского прошлого, а из нынешней почтенной метрополии, то есть из США. На Украину День матери проник вместе с влиянием американской и канадской украинской диаспоры, которая, в свою очередь, много десятилетий находилась под политическим контролем националистов.
В 1999 году указом президента Кучмы День матери был включён в календарь праздников и с тех пор пользуется если не народной любовью, то системной поддержкой «патриотических» СМИ и официоза. Однако представляется, что исторически украинская женщина всё же не только «хранительница очага». Тем более хранительница бессловесная, покорно исполняющая волю «хозяина-казака», коими мнят себя некоторые хуторянские патриоты. Как раз в традициях украинского народа весьма значительная степень личной женской свободы, что, кстати, выгодно отличало Малороссию от основной территории Российской Империи. Гоголевские женские типажи — свободные, властные, насмешливые (вроде Солохи или Оксаны из «Вечеров на хуторе близ Диканьки») — отнюдь не выдумка автора.
Женщина на Украине имела свои имущественные права, особую долю в домашнем хозяйстве и даже свободный день, например, для общения с подругами. Весьма детально положение женщин в Малороссии анализируется в классическом труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», изданного в начале ХХ века под редакцией П.П. Семенова-Тянь-Шанского. «В малорусской семье женщина занимает весьма высокое положение. Всё домашнее хозяйство вверяется в её распоряжение… Превосходя энергией и практичностью своего мужа, нередко склонного к тому же к чарке, малороссиянка является обыкновенно главой семьи, — сообщает эта энциклопедия жизни империи. — Интересен обычай "понедилькования"… В большинстве случаев в этот день женщины работают для себя или шьют приданое дочерям; в некоторых же селениях компания замужних женщин проводит понедельник в корчме, пропивая имущество, принадлежащее лично им…» И на это имущество без согласия жены муж прав не имел.
Многовековой особый статус украинской женщины как активной участницы социальной жизни отнюдь не соответствует архаичным представлениям в стиле Kinder, Küchen, Kirche («Ребёнок, Кухня, Церковь»), столь желанных для доморощенных «арийцев».
Противопоставление «правильного» Дня матери якобы «неправильному» Международному женскому дню является такой же глупостью, как и все инициативы погрязших в борьбе с прошлым проходимцев от политики. А нашим любимым можно и должно пожелать, чтобы каждый день у них был праздник — безо всяких указов даже самых распрекрасных президентов.