Что касается той территории, которая контролируется властями провозглашенных республик, тут все понятно: украинские выборы здесь никто не рассматривает как фактор решительных перемен в своей судьбе. В одной из передач на «Первом канале» ТВ ДНР глава городской администрации Горловки Иван Приходько заметил, что местные граждане (равно как и граждане ЛНР) свой выбор сделали, а потому выборы президента никого не интересуют, никто и не собирается часами переходить разделительную полосу между воюющими сторонами, чтобы отдать свой голос за…
А вот за кого голосовали бы донбассовцы? Это сегодня и вовсе не ясно.
Граждане Украины второго сорта
Напомним, что тогда голосование смогли провести только на 44% избирательных участков Донецкой и 30% участков в Луганской области. Какова на самом деле в глазах избирателей Донбасса легитимность тех выборов, красноречиво говорят факты. Например, в Авдеевке и округе №45, к которому этот город коксохимиков относится, голосовать должны были 177 тысяч человек, на выборы пришли около двух, из них полторы тысячи проголосовали за бывшего директора донецкой шахты им. Засядько Ефима Звягильского. Вообще, как отмечали украинские политологи, даже «кастрированное» голосование в Донбассе показало, что оставшиеся под нациократической властью люди голосуют так, как и на всех предыдущих выборах — за государственный русский язык, дружественные отношения с Россией, против прославления националистических бонз, служивших германским нацистам во время Великой Отечественной войны.
Люди все помнят
Сегодня политологи осторожно называют цифру в 12-15% явки на избирательные участки «украинской» части региона. А в промышленных городах и поселках люди показывают равнодушное отношение к выборам-2019.
«Порошенко думает, что он кинул нам кость, типа добавил пенсию, — возмущается пенсионер Валентин Иванович, многие годы проработавший на вредном цинковом производстве в Константиновке. — После всех перерасчетов «добавка» оказалась аж целых пять гривен! Если он думает, что здесь забыли ему смерть девочки, раздавленной украинским танком, то он ошибается».
Речь идет о том, что в марте 2015 года пьяный украинский экипаж БТР наехал на 8-летнию девочку на центральной улице города. Горожане тогда собрали митинги, даже осадили воинскую часть, под которую отдали одну из школ. Украинским военным пришлось стрелять в возмущенных людей, чтобы разогнать их. Через пять месяцев командир этих пьяных убийц Марьян Рак получил орден из рук Петра Порошенко.
Город все это помнит. Город знает, сколько земляков и по сей день сражаются в рядах вооруженных сил ДНР, сколько людей замучено в застенках СБУ. И, конечно, Порошенко, как говорится, ничего не светит здесь при любом раскладе. К тому же, люди видят, во что превратились за эти годы улицы Константиновки, напрямую связывая это с нынешней властью, которую они, кстати, не выбирали.
Сколько ни говори «Бандера», святым в Донбассе он не станет
Чужеродность всего украинского, национального и националистического, желто-голубого, чувствуется во всей жизни Донбасса, оставшегося под Украиной. На факельное шествие ко дню рождения Бандеры 1 января в том же Славянске не явилась ни одна живая душа из местных, пришлось привезти два десятка молодых нацистов из западных областей Украины, выдав их за городских активистов.
Славянск, как и соседние Красный Лиман и Краматорск, просто забит желто-голубым цветом: кроме обычных флагов и флажков, в ненавистные донбассовцам цвета выкрашены фонарные столбы, стволы деревьев на главных улицах.
На недавнюю Масленицу тут попытались навязать чуждое русскому уху галичанское название праздника — Колодий и заменить традиционные блины хотя бы оладьями. Не вышло — даже на уровне провластных мероприятий пришлось употреблять слово «Масленица». Зато, едва принялись строить в Славянске храм так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), только забор поставили, как ночью его повредили, столбы вырвали. Прораб стройки Валерий Дубовик пожаловался журналистам: «Видно, что тяжело тут будет строить».
Скромные социологические опросы показывают, что более всего жителей Славянска волнуют не выборы президента Украины, а критическое состояние с водоснабжением города. Надо сказать, что несмотря на проходящий совсем рядом водоканал Северский Донец-Донбасс, обилие мелких рек и озёр, с этим вопросом в городе всегда было туго. Но претенденты на высший пост на Украине пытаются заманивать горожан на избирательные участки абстрактными всеукраинскими «обещалками» типа набившей всем оскомину «борьбы с коррупцией».
Кстати, о претендентах. Не успел три дня назад открыться в Славянске избирательный штаб Зеленского, как подвисла система наблюдения за участками и система связи с ними и Центризбиркомом. В городе поговаривают, что без СБУ тут не обошлось.
«Кого бы ни выбрали, все по сути Порошенко»
А вот в Краматорске рекламные площади пошли заклеиваться агитацией за Зеленского — «Зе». Слуга народа» (это так неуклюже его пиарщики намекают на героя кубинской революции Че Гевару — «Че»). Еще больше материалов размещает команда Юлии Тимошенко, что неудивительно: ведь 9 лет назад, когда Юлия Владимировна соперничала в президентской гонке с Виктором Януковичем, центр украинского машиностроения был ее оплотом — только здесь она взяла в Донбассе 6 с лишним процентов голосов. Сохранилась ли тенденция в ее пользу сегодня? Приятель-художник отвечает: «Трудно сказать, политически активные будут, наверное, за нее, а в массе народа больше, наверное, пойдут за Бойко или Зеленского голосовать».
В целом киевские политтехнологи, нанятые претендентами, едва ли рассматривают города и районы Донбасса как серьезную базу получения голосов. В целом, за Порошенко почти наверняка проголосует украиноязычный сельский избиратель в Александровке, Волновахе, возможно, к ним добавятся селяне из старых «греческих» районов — Мангуша, Великоновоселовки. Крупные города отдадут голоса за условно пророссийские силы, немного капнет Зеленскому и Тимошенко — в Мариуполе и Краматорске.
Напомним, что мы говорим о тех немногих избирателях, которые все-таки пойдут 31 марта голосовать. Большинство, по нашим сведениям, останется дома. Слишком велика усталость народа от экономических и политических передряг последних пяти лет, чтобы сознательно вверять свою судьбу тем, кто не способен ни экономикой руководить, ни договариваться о мире.
Донбассовцев за людей Киев не считает
Цитирую статью из газеты: «Николаю Дмитриевичу 79 лет. Начиная с 2014 года пенсионер проживает в Мариуполе, где арендует квартиру. Николай Дмитриевич, чтобы попасть в список избирателей как житель неподконтрольной территории, отправился за справкой о временном изменении места голосования в отдел ведения Государственного реестра избирателей Центральной районной администрации Мариупольского горсовета. «Однако мне отказали в выдаче справки. Мотивировали тем, что я теперь житель Волновахского района, и потребовали предоставить еще какие-то справки», — рассказывает пенсионер. Он махнул рукой: собирать дополнительные бумаги нет ни сил, ни желания».
Это все, что надо понимать про желание Киева обеспечить жителям Донбасса возможность пользоваться основными гражданскими правами.