Украинский экономист Виктор Скаршевский объясняет, что в 2019 году на индексацию пенсий из Пенсионного фонда пойдет 21 млрд грн (51,21 млрд руб.). При этом в марте и апреле — чуть более 4 млрд грн (9,7 млрд руб.). То есть увеличат выплаты в среднем на 255 грн (622 руб) для 8,1 млн пенсионеров — 70% от общего количества.
«Автоматическая индексация пенсий происходит не на 17%, как того требует формула, указанная в законе, а на 9,6%. Среднее увеличение пенсии — 255 грн/мес. Это менее 10% от средней пенсии на конец 2018 года — 2650 грн [6432 руб.]», — отметил манипуляцию эксперт.
Закон об обязательной индексации пенсий приняли в 2017 году. Однако индексация не проходила в прошлом году, а в этом — началась не с 1 января, а с 1 марта. В связи с этим эксперт считает индексацию предвыборным шагом власти.
Другая прибавка к пенсии в размере 2410 грн (5878 руб.) ожидает в марте-апреле тех, кто получает минимальную пенсию 1497 грн (с 1 января повышено до 1669 грн — 4070 руб.), которая меньше прожиточного минимума — 1936 грн (4721 руб.) для работоспособных граждан. А он, в свою очередь, согласно информации Минсоцполитики, должен составлять примерно 4000 грн (9700 руб.).
То есть, перед первым и вторым туром президентских выборов будут выплачены два транша по 1205 грн (2940 руб.). Таких граждан насчитывается около 1,9 млн человек.
Помощь автолюбителей
На выплаты предусмотрено примерно 4,4 млрд гривен (10,73 млрд рублей) от от растаможки «евроблях».
«По словам президента (Петра Порошенко), Пенсионный фонд получил от растаможки 13,6 млрд грн, и все эти деньги должны пойти на индексации пенсий и доплаты. А где еще 9,2 млрд грн? У меня такое ощущение, что их приберегли для второго тура, если действующий президент в него попадет», — предположил финаналитик.
Он разъяснил, что по закону о бюджете-2018/2019 абсолютно все доходы от «евроблях» должны идти на индексацию пенсий, а не на разовые выплаты как сейчас. Согласно данным госказначейства, за декабрь, январь и февраль в спецфонд бюджета с 25 ноября, когда вступил в силу закон, от растаможки машин на еврономерах поступило чуть менее 8 млрд грн (19,51 млрд руб.), из которых 4,4 млрд (10,73 млрд руб.) пошли на разовую доплату, а не на индексацию.
«А остальные 6 млрд грн [14,63 млрд руб.] — от растаможки нововвезенных «блях», которые не поступают в ПФ. Идет манипуляция цифрами», — обозначил эксперт.
Также 3,4 млн субсидиантов (домохозяйств) начали получать в среднем 1681 грн (4100 руб.) наличными. Значит, деньги дадут почти 6 млн человек. Более 2 млн из них — пенсионеры. Будет потрачено около 10 млрд гривен (24,39 млрд руб.).
Интересно, что монетизация субсидий — эксперимент на три месяца. А в мае субсидия за апрель уже не будет работать, поскольку отопительный сезон закончится.
Деньги обещают и вступившим в президентскую «сетку» в виде так называемой социальной помощи из местных бюджетов. Обещают по 1000 гривен (2439 рублей), сумму должны выплатить двумя частями: перед первым и, возможно, вторым туром выборов.
«Возвратят всего 10% награбленного»
По оценкам Скаршевского, на этот непрямой подкуп 1,2 млн человек уйдет 1-2 млрд гривен (2,43 млрд рублей). В целом на подкуп, утверждает эксперт, то есть «на лояльность населения» (13-14 млн субсидиантов и пенсионеров — 40% самых активных избирателей), Пётр Порошенко планирует потратить из госбюджета 20-22 млрд гривен (48,78—53,65 млрд рублей).
Вместе с тем аналитик выявил, что если бы пенсии были бы проиндексированы на полный индекс инфляции с 2014 года, то на выплаты пенсий в этом году пришлось бы потратить на 200 млрд гривен (487,8 млрд рублей) больше, чем сейчас заложено в бюджете Пенсионного фонда. Эксперт утверждает, что начиная с 2015 года украинцы переплатили за ЖКУ около 60 млрд гривен (146,34 млрд рублей), включая завышенные тарифы на газ и тепло.
«Власть ограбила народ, а теперь возвращает ему менее 10% награбленного. Неплохая беспроигрышная схема», — подвел итог Скаршевский.
Подобными надбавками бедность в стране не искоренить. Около 3 миллионов украинцев выезжают за рубеж на постоянную работу или постоянное проживание, а 6 миллионов — на сезонные работы. Усложнился доступ к субсидиям: сузились социальные нормы потребления энергоноситетелей, вдвое снизилось количество субсидиантов. Растут и долги за коммуналку — примерно на 7-8 млрд грн (17,07—19,51 млрд руб) в месяц.
Просто перестали платить
Сегодня долги за коммуналку — рекордные за весь период хождения гривны. На конец января 2019 года они составили 62,5 млрд грн (152,43 млрд руб). Лидеры по задолженностям — Киев, Харьковская, Одесская, Днепропетровская область.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Игорь Гарбарук подсчитал долги населения перед государством в комплексе.
«Если 55,6 млрд гривен — это задолженность за оплату коммунальных услуг за 2018 год, то 33,6 млрд грн [81,95 млрд руб] — задолженность по оплате электроэнергии. В сумме это 89,2 млрд грн [217,56 млрд руб.]. Плюс 7 млрд [17,07 млрд] долгов за коммуналку за январь. За февраль будет еще больше. Такого раньше никогда не было. Люди просто перестали платить, узнав о повышении тарифов», — сказал аналитик.
Испытание: пенсия на выживание
Около 60% украинцев, по данным ООН, живут за чертой бедности, а 8% из них — за чертой физического выживания, добавил политический и экономический эксперт Всеволод Степанюк.
«Наша нормативная база, согласно которой делаются все начисления, не соответствует Конституции, так как она гласит: доходы не могут быть ниже прожиточного минимума», — говорит Степанюк.
По его словам, средняя зарплата по;Украине на конец 2018 года составляла 9200 грн (22,4 тысячи руб.), а средняя пенсия — 2645 грн (6451 руб.). Пенсия не дотягивает даже до 35% зарплаты, которые обещала пенсионная реформа.
Гарбарук считает необходимым изменения курса страны таким образом, чтобы у людей было больше возможностей на приобретение качественных продуктов, одежду, образование, отдых.
«60-70% дохода украинцы тратят на продукты питания. Это катастрофа, так как в Европе эта сумма — 10-12%. На отдых мы еле-еле тратим до 2%, а европейцы — те же 10-12%», — отметил эксперт.
Списать не получится
Виктор Скаршевский уверен: если бы власть проводила действительно социальную политику, она бы снизила тарифы на газ для потребителей в два раза и списала бы долги на почти 63 млрд грн (153,65 млрд руб.).
Степанюк же считает списание неэффективным методом: так недобросовестные граждане будут избавлены от бремени за счет добросовестных плательщиков. Государство не может действовать таким образом еще и чисто технически — по всей цепочке уплачены налоги, и вернуться назад невозможно.
«Теоретически это можно сделать, но для этого из бюджета должны быть предусмотрены серьезные ресурсы. А их нет и не будет», — сказал Степанюк.