Последние социологические данные показывают, что Порошенко обогнал Тимошенко в президентском рейтинге, заняв второе место. Первое — у Владимира Зеленского.
- С чем связано то, что, несмотря на прогноз большинства экспертов, который гарантировал Тимошенко стопроцентное прохождение во второй тур, та вдруг уступила вторую позицию Порошенко?
— Я бы не стал паниковать. У них разница в рейтингах в пределах статистической погрешности. Это просто ситуационные флуктуации — Порошенко поехал и выступил в ООН с заявлением или предпринял что-либо, вот ситуативно его показатели увеличились. До момента голосования еще все сто раз изменится.
Могу сразу сказать: все три лидера — Владимир Зеленский, Петр Порошенко и Юлия Тимошенко — имеют одинаковый ресурс. Не рейтинг, а именно ресурс.
Что можно сказать о Тимошенко? Она всегда берет больше, чем показывают социологические рейтинги. За нее голосует село, туда никакие фальсификаторы не доберутся. Поэтому, чтобы понять, какой результат получит Юлия Владимировна, надо взять ее рейтинг и спокойно прибавить еще треть.
Тимошенко самый среди этой тройки опытный политик. Она тоньше, и реакция у нее лучше, и чувство юмора.
Помните, как еще при Викторе Ющенко глава его секретариата Виктор Балога создал партию «Единый центр». У Юлии Владимировны спросили, что она о ней думает. Тимошенко отвечает вопросом на вопрос: а как сокращенно будет «Единый центр»? ЕЦ? Я бы никому не советовала иметь дело с партией, название которой заканчивается на «-ец».
Понятное дело, что это была заготовка, но все-таки красиво ответила.
К тому же сейчас Тимошенко — это загнанный зверь, потому что для нее эти президентские и парламентские выборы последние. Если она их проигрывает, то политическая карьера для нее закончена. Так что она будет сражаться до последнего. Вот именно этим она и сильнее Порошенко и Зеленского.
- Хорошо. А что Порошенко?
— У него административный ресурс, силовики, кроме Авакова, который поставил на Тимошенко.
Сейчас у Петра Алексеевича непростая ситуация в штабе. Все уже бегают в штабы к соперникам сдают его.
Помню, как мы в России создавали партию «Единство», и, после того как на парламентских выборах получили 25%, чиновники из партии наших соперников — «Наш дом — Россия» — просто не вышли на работу в штабе. Просто чиновники всегда держат нос по ветру.
У Порошенко есть админресурс и финансовый ресурс. У него больше всех денег, больше, чем у Коломойского.
- Зеленский?
— У него креативная команда, симпатии оппозиционного электората и молодежи. Но тут вопрос: а пойдет ли молодежь на избирательные участки. У Зеленского, увы, нет структуры защиты голосов, отданных за него. Нет партийной конструкции. Во многом его структуры виртуальны.
Так что, проанализировав возможности всех трех, скажу — шансы у них равны. Все будут определять последние дни перед выборами.
Итак, Порошенко будет устраивать провокации, Тимошенко будет обвинять Порошенко в коррупции и фальсификациях, а Зеленский — предпринимать креативные ходы.
Еще для последнего будет важно то, какой ход предпримет Слава Вакарчук, кого он поддержит. Это важно, потому что у них с Зеленским симпатизанты одни и те же.
- Какой может быть расклад во втором туре?
— Зеленский выигрывает и у Тимошенко, и у Порошенко. Потому что тут побеждает тот, у кого меньший антирейтинг. Порошенко во втором туре проигрывает всем, побеждая только Анатолия Бойко.
Борьба за прохождение во второй тур будет вестись между фаворитами за долю процента.
- А есть ли у Тимошенко какая-то положительная программа, а не только обвинения Порошенко в фальсификациях, чтобы она ей точно помогла закрепиться на втором или первом месте?
— Ни у кого из кандидатов нет положительной программы. У нас же народ голосует не за программу, а за сказку. У нас ведь нет традиции проверять, что было реализовано кандидатом из прошлой программы.
И второе — голосуют за обещания и за того, кто красиво обещает. Обещание — не стратегия. У нас, у кандидатов, нет стратегии, подкрепленной кадрами и ресурсами.
Помните, когда Тимошенко стала премьером? Была у нее команда? Нет. Не было ее у Порошенко. Нет ее у Зеленского. Некому программу, даже если бы она была, реализовывать.
Реальная программа действий, продуманная и просчитанная, была когда-то у Сергея Тигипко. И реальная программа была у Юлии Тимошенко — «Украинский прорыв». Вот она была самой сильной и самой системной программой экономического развития, прошла через экспертизу десятков экспертов, но ей не удалось за счет конфликта ее реализовать.