В состав НАКО вошли Севгиль Мусаева — журналистка, главред «Украинской правды»; Олег Рыбачук — бывший вице-премьер-министр и глава Секретариата президента Виктора Ющенко, руководитель ГО «Центр.UA»; Владимир Огрызко — бывший министр иностранных дел. Все они известны «прозападной» и антироссийской позицией.
В качестве советников в НАКО входят Джеймс Вассерстром — американский дипломат, антикоррупционный специалист; Мишель Яковлев — генерал-лейтенант, экс-замначальника штаба командования Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе; Драго Кос — глава Рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию (OЭCP) взяточничеству в международных коммерческих организациях.
НАКО активно сотрудничает с профильным комитетом Верховной Рады и профильными структурами — Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП).
За неполных три года Комитет и Transparency International договорились с министром обороны Степаном Полтораком о взаимном сотрудничестве по антикоррупционным реформам в оборонном секторе. Благодаря активному вмешательству НАКО «Укроборонпром» объявил о международном независимом аудите и стратегический анализ.
Комитет собирается ежеквартально и уже провел ряд исследований. Например, касательно нелегальной торговли с Донбассом, коррупции в медснабжении Минобороны.
7 важных вопросов
Владимир Огрызко уверен, что общественность хочет получить конкретные ответы на конкретные вопросы, а не общие вещи, «которые в итоге нельзя будет проконтролировать и нельзя будет понять, реально ли исполняет их кандидат».
«Мы хотим, чтобы общественность навязывала кандидатам вопросы, которые ее волнуют. А не наоборот», — сказал Огрызко.
В свою очередь генеральный секретарь НАКО Елена Трегуб сообщила, что коррупция в оборонке мешает установлению сильной национальной безопасности и евроатлантической интеграции. Это вопрос №1, на который кандидату предстоит ответить.
Другие вопросы — следующие:
— Необходимо ли предоставлять больше доступа к секретной информации касательно ОПК и каким образом?
— Как уменьшить коррупцию в сфере оборонных закупок?
— Как обеспечить эффективное управление «Укроборонпромом»?
— Как решить проблему официальной/неофициальной торговли с неподконтрольными Донбассом и Крымом, которая создает коррупционные риски в армии?
— Как решить проблему земель Минобороны, которое из 600 тыс. га из-за коррупции и неэффективного использования растеряло 100 га?
— Как планируется обеспечить служебным и постоянным жильем 47 тыс. семей военнослужащих?
Под вопросами НАКО в помощь претендентам приводит ссылки на свои исследования и международные практики.
«Наши вопросы на данный момент — самые важные. Это результат полугодичной скрупулезной работы наших экспертов, которые вышли на очень практические предложения», — заверяет Огрызко.
Несерьезное отношение
По словам Елены Трегуб, кандидаты не разрабатывают политики для преодоления оборонной коррупции.
В свою очередь Андрей Сенченко, координатор «военного» кабинета Юлии Тимошенко, считает, что для ответов на опросник требуется написание докторской диссертации. Он напомнил, что летом 2018 года украинская газета «Зеркало недели» опросила политические партии насчет подхода к «освобождению» Донбасса, а потом попыталась свести ответы в единую таблицу. По словам Сенченко, из этого ничего не вышло.
Сенченко рекомендует НАКО разделить вопрос коррупции в армии на «коррупцию относительно армии» (поставки/закупки для ОПК по завышенным ценам) и «коррупцию непосредственно в армии» (разворовывание госсредств и их нецелевое использование).
Также, по утверждению Сенченко, проблема с жильем для воинов не решается годами, а количество ВСУшников без жилья с начала 2000-х колеблется от 45 до 48 тысяч. Значит, старые подходы не могут решить проблему.
Советник Юлии Тимошенко сказал, что Украина строит контрактную армию, в которой уже 220 тысяч контрактников. Поэтому следует думать о том, как обеспечить жильем и 47 тысяч бесквартирных кадровых офицеров, и военнослужащих на контракте.
Министр на прицеле
Пока же составляются вопросы и пишутся стратегии, коррупция в ОПК Украины процветает. Например, в ходу схемы по закупкам запчастей и топлива по завышенным ценам. Прибыль получают и структуры Минобороны. Они сдают в аренду квартиры, которые должны были отдавать военным.
Украинские СМИ сообщают, что за прошлый год «уголовных производств без новых приговоров уже было 49». А Соломенский суд Киева в своем постановлении потребовал открыть дело на министра обороны Степана Полторака.
При чем здесь Независимый антикоррупционный комитет? Наверняка его участники после выборов будут пытаться пролоббировать нужного Западу человека на пост главы Минобороны. А если Полторак сохранит пост, будут всячески ему мешать.