Причем ситуация, по сути, состоит из двух частей, каждая из которых бьет по видным представителям диаметрально противоположных лагерей украинского истеблишмента — как президентской вертикали власти, так и связанной с «Оппозиционным блоком».
След Сытника — Лещенко
Первая часть касается действий народного депутата Сергея Лещенко, входящего в Верховной Раде в состав фракции Блока Петра Порошенко (причем избран в парламент страны он был по партийному списку президентской партии), и руководителя Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артёма Сытника. Именно с этими персонами связывается слив данных о работе Манафорта на Виктора Януковича, содержавшихся в так называемой амбарной книге «Партии регионов», появившийся 14 августа 2016 года в The New York Times со ссылкой на анонимные украинские источники.
Источники эти определить было несложно. Что касается Сытника, в конце мая 2016 года «амбарная книга» была передана СБУ в НАБУ, и именно после этого случился слив данных, к которому глава ведомства не мог не иметь отношения. Что касается Лещенко, во-первых, он имел доступ к «амбарной книге» и ранее публиковал часть данных из нее, во-вторых, он активно выступал в августе того же 2016 года в прессе, комментируя ситуацию вплоть до таких деталей, где и как Манафорт расписывался за непублично полученные от Януковича деньги.
Обвинение главы избирательного штаба Дональда Трампа в том, что он скрыл от американских учетных органов (в том числе налоговых) значительные средства (12,7 млн долл. за период с 2007 по 2012 год), которые получил в работе на главу иностранной державы, не могло не повлиять на ход выборов в США. В целом, это стало одним из сильнейших ударов по кандидату от Республиканской партии, так как получалось, что его ближайшее доверенное лицо систематически обманывало родное государство, занимаясь в том числе незаконным лоббированием в Штатах интересов других стран.
«11 декабря 2018 года Окружной административный суд г. Киева своим решением признал противоправными действия директора Национального антикоррупционного бюро Украины А. Сытника и С. Лещенко. Суд расценил действия по разглашению и распространению информации о наличии в списках «черной бухгалтерии Партии регионов», находящихся в материалах досудебного расследования, фамилии Пола Манафорта (главы избирательного штаба кандидата в президенты США Дональда Трампа) как вмешательство в избирательный процесс США 2016 года. Судом установлена причинно-следственная связь между действиями Сытника и Лещенко и уходом Пола Манафорта с поста руководителя штаба кандидата в президенты США».
Это сообщение с сайта «Оппозиционной платформы — За жизнь», опубликованное за подписью главы политсовета партии Виктора Медведчука. Непосредственно решение суда в Едином государственном реестре судебных решений на момент написания статьи было недоступно из-за перегрузки базы данных (база решений украинских судов часто недоступна в России вообще).
Далее Медведчук делает предположение, что, поскольку «Соединенные Штаты Америки расценивают любое вмешательство в избирательный процесс как угрозу национальной безопасности и даже без весомых доказательств и решения суда, США могут ввести санкции, как это было в случае с Российской Федерацией». Тут скорее реверанс в сторону Москвы, так как в случае, если Штаты не введут санкции в отношении Сытника и Лещенко, можно будет начать раздувать историю по поводу двойных стандартов.
След Ахметова и Лещенко
В истории с Манафортом есть и другой аспект, касающийся уже не истории с «амбарной книгой», а более свежих событий. «Господин Килимник (ассоциированный сотрудник бюро Манафорта Константин Килимник, гражданин России. — Авт.), как сообщается в непреднамеренно обнародованных фрагментах поданных в суд материалов, получал в 2016 году данные политических опросов от господина Манафорта. Манафорт передал запрос, чтобы Килимник передал данные опроса двум украинским олигархам, организовавшим или предоставившим финансирование украинским политическим партиям, в которых работал Манафорт», — говорится в статье, опубликованной 10 января 2019 года The New York Times.
Далее уточняется, о ком же идет речь: «Один из олигархов, Сергей Лёвочкин, присутствовал на Балу свободы (бал в честь инаугурации Дональда Трампа, прошедший в Белом доме 20 января 2017 года. — Авт.), по словам одного человека, знакомого со списком гостей, и другого, который видел его там… В конце августа Паттен (Сэм Паттен, американский консультант, работавший с Килимником. — Авт.) признал себя виновным в обвинениях, в том числе в получении 50 тыс. долл. США от неназванного иностранца, который соответствовал описанию Лёвочкина, но в судебных документах был назван только «выдающимся украинским олигархом», за покупку билетов на эксклюзивные инаугурационные мероприятия Трампа».
Более подробные данные представлены в материале CNN от 10 января: «В ходе судебного разбирательства прокуратура заявила, что это касалось перевода денежных средств от Ахметова и Лёвочкина через оффшорные банковские счета… Пресс-секретарь Манафорта подтвердил в среду, что Манафорт рассчитывал получить 2,4 млн долл. от своих украинских политических покровителей, включая Левочкина и Ахметова. Но деньги предназначались для того, чтобы возместить старые долги, предшествовавшие кампании Трампа, добавил пресс-секретарь Джейсон Малони, и это не было обязательным условием для получения данных опроса».
Пресс-секретарь Ахметова эти заявления уже опроверг: «Ринат Ахметов никогда не запрашивал и не получал никаких данных опросов, а также другой информации о выборах в США 2016 года от Пола Манафорта или Константина Килимника. Любая информация о контактах между ними и господином Ахметовым в связи с президентскими выборами в США 2016 года является ложной и решительно опровергается».
Из этих же публикаций известно, что данная информация всплыла в ходе расследования, проводимого бывшим директором Робертом Мюллером III, назначенным сейчас Министерством юстиции США специальным прокурором по расследованию российского вмешательства в президентские выборы 2016 года.