В парламенте зарегистрировано 16 тематических законопроектов. Но общество не возбуждено по этому поводу, Порошенко молчит, жаркие дебаты в прессе и на телевидении не ведутся. Только премьер Гройсман сообщил, что мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения будет действовать на Украине до тех пор, пока парламент не примет закон «Об обороте земель», да спикер Парубий вскользь заметил, что Рада намерена продлить мораторий.
Думаю, что это должно на некоторое время должно утешить «борцов» с империализмом и разоблачителей «глобального заговора» «мировой закулисы», которые несколько последних лет рассказывают, как жадный Запад вот-вот начнёт задёшево скупать украинские чернозёмы и поездами, пароходами, самолётами вывозить их в Европу и Америку, чтобы пасти на них голландских бурёнок и техасских мустангов.
Я не понимаю, почему люди, пишущие статьи и выступающие в эфирах на тему «вывоза чернозёмов», не дают себе труда подумать над тем, что в ЕС и США и так некуда девать продукцию сельского хозяйства. Государство часто платит фермерам за то, что они вообще ничего не будут выращивать. Глупо думать, что ЕС убивал сельскохозяйственную отрасль Прибалтики, Болгарии, Греции (кстати, более рентабельную, чем украинская), чтобы потом вкладываться в украинские чернозёмы и везти их за тридевять земель.
Допустим, что эти страшилки для бедных ещё хоть как-то могут восприниматься людьми, страдающими острой интеллектуальной недостаточностью. Однако, владея способностью читать, хотя бы по слогам, и обладая доступом к интернету, что не является проблемой не только в Москве или в Киеве, но и в местах, ещё недавно считавшихся непроходимой глушью, можно легко поднять и изучить историю земельного вопроса на Украине.
Когда-то левые (социалисты и коммунисты) обладали большинством в Раде. Они не остановили фактическое (и только потом юридическое) уничтожение колхозов, раздел их земель и прочего имущества между крестьянскими хозяйствами (в результате чего на Украине резко сократилось сельскохозяйственное производство, а промышленное свиноводство и выращивание крупного и мелкого рогатого скота не восстановлено до сих пор — «украинское сало» завозится в страну из Польши и Белоруссии). Но провели активную кампанию за введение моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения.
Затем левое большинство в Раде уступило позиции центристам, представлявшим интересы центральной бюрократии. После них у власти оказались ющенковские националисты. Затем была создана олигархическая республика эпохи Януковича. Наконец у власти оказался наци-олигахический режим Порошенко. Сейчас страна стоит на развилке между полной анархией (с батьками, атаманами и самооборонами в каждом селе) и открытой террористической праворадикальной диктатурой. Пройден весь путь от крайнего левого к крайнему правому флангу. И никто, получая большинство в парламенте, даже не заикался об отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Хотя, находясь в оппозиции, об этом твердили едва ли не все (кроме «социалистов» Мороза и «аграриев» Литвина, пытавшихся обеспечить себе место в Раде за счёт принципиального отстаивания моратория как главного пункта своей программы).
Более того, отмена моратория на продажу земли была одним из пунктов требований МВФ. Как известно, МВФ умеет настаивать на своём. Украинское правительство уже несколько раз повышало цену на газ и на коммунальные услуги, так до сих пор и не получив обещанные деньги от МВФ. И готово весной провести очередное повышение тарифов. При этом вопрос о снятии моратория как-то затерялся. «Принципиальные» переговорщики со стороны МВФ предпочли его забыть.
Представляете, какой лоббистской мощью должна обладать сила, не просто почти тридцать лет блокирующая свободную продажу земли на Украине, но способная урезонить сам МВФ. И кто же это всё наделал? Кто у нас такой мощный?
Это тоже давно не секрет. Большая часть украинских сельскохозяйственных земель разделена между несколькими десятками крупных латифундистов, ведущих товарное хозяйство. Украинское сельское хозяйство нельзя назвать совсем уж монокультурным, но оно к этому стремится.
На сегодня главный упор делается на зерновые культуры (пшеница, кукуруза), рапс и подсолнечник. Это главный потенциал сельскохозяйственого экспорта. Когда-то развивавшееся производство сыра быстро заглохло с закрытием российского рынка. Теперь сыровары держатся только за счёт обеспечения внутренних потребностей Украины в дешёвых марках продукта, который за пределами несчастной страны даже сыром не называют. Также погиб экспорт в Россию овощей и фруктов. Относительно неплохо чувствуют себя производители птицы: самое дешёвое мясо пока находит достаточный спрос в нищей стране.
Ещё примерно 30% не самых лучших и/или неудобных земель находится в руках мелких фермеров, ведущих практически натуральное хозяйство. Их продажи незначительны и ориентированы преимущественно на местные (не дальше райцентра или крупного города, если таковой есть вблизи) рынки.
Фермеров можно в расчёт не брать. Их мнением при решении вопроса о свободном обороте земель никто не интересуется. Наоборот, именно на них, вчерашних колхозников, как правило, людей слабо образованных и плохо ориентирующихся в перипетиях современной политики и товарно-денежных отношений, рассчитаны страшилки с «вывозом за рубеж чернозёмов» или «скупке всех земель иностранцами».
Что же касается крупных аграрных холдингов (украинских латифундистов), то именно они диктуют земельную политику страны. Более того, практически каждый украинский аграрный холдинг — предприятие смешанное. В нём прямо или косвенно присутствуют интересы крупной украинской финансово-политической группы и западного капитала. То есть украинские аграрные холдинги по существу являются филиалами западных.
Земли они сконцентрировали под своим контролем без всякой покупки, просто взяв в долгосрочную аренду, а то и просто отобрав у местных крестьян. При этом именно мораторий на продажу, не дающий возможность определить реальную рыночную стоимость земли, делает стоимость аренды бросовой. В 90-е бывали случаи, когда гектары переходили в бессрочную аренду (по существу в собственность) за бутылку водки.
То есть иностранные и украинские латифундисты, по сути, и так владеют на Украине всеми интересующими их землями, развивают выгодное им производство, при этом, благодаря неупорядоченности земельных отношений, избавлены от конкуренции (чужие здесь не ходят, их никто не пустит).
К землям прилагается достаточное количество крестьян, которые не имеют статуса даже крепостных, являясь по сути рабами, поскольку не имеют ни земли, чтобы себя прокормить, ни альтернативной квалификации, чтобы перебраться в город. Они полностью зависят от латифундистов и вынуждены работать за мизерную зарплату, которая не всегда выплачивается регулярно и может быть выдана произведённым продуктом.
Естественно, с обнищанием широких масс и уже и городского населения Украины дешёвый труд становится ещё доступнее. Рабочих рук достаточно при любых катаклизмах. При оценке потребности аграрных холдингов в 2 миллиона рабочих рук (5-6 миллионов, вместе с членами семей) в украинском селе проживает 14 миллионов человек. Даже с учётом ведущих натуральное хозяйство фермеров, которые тоже постепенно разоряются, переходя на положение пауперов, треть из них лишняя.
Положение вещей просто прекрасное для латифундистов. Никому и в голову не придёт вывозить куда-то чернозёмы, если их на месте можно получить за бесценок, ещё и с приданными им рабами. Сельскохозяйственное производство на Украине, за счёт дешевизны рабочей силы, крайне рентабельно. Это и удерживает интерес к нему иностранных инвесторов.
Аграрные же холдинги мирового масштаба — компании с оборотом похлеще, чем у наркокартелей (только на Украине годовой оборот 45 крупнейших холдингов составляет 11 миллиардов долларов, это не считая того, что зарабатывают зарубежные партнёры, и того, что укрыто от налогов) и с возможностями не меньше, чем у нефтяников (United Fruit организовывала перевороты в Латинской Америке ещё в те времена, когда Standard Oil безобразничала исключительно внутри США).
Зачем же в такой ситуации что-то менять? Украинские «аграрии» всегда могут организовать правильное голосование своих депутатов, а их иностранные партнёры более чем способны убедить МВФ забыть об одном из своих «принципиальных» требований.
Ситуация изменится либо когда закончатся рабы, либо в случае полного коллапса украинской государственности, когда даже частные наёмные армии не смогут защитить интересы агрохолдингов от батек-атаманов и их хлопцев. Вернее, когда затраты на наёмников сделают сельхозпроизводство на Украине нерентабельным. А до тех пор причины продления моратория на продажу земли, конечно же «в интересах крестьян», будут всегда находиться.